ОТ РЕБЁНКА — К СЕМЬЕ И К СОВМЕСТНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
статья на тему

Рощупкина Ирина Александровна

Автор статьи: Рощупкина И.А.

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №6»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roshchupkina_i.a._7.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ РЕБЁНКА — К СЕМЬЕ И К СОВМЕСТНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Авторы статьи: Рощупкина И.А.

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №6»

        

Сотрудничество семьи и школы — одна из «вечных» проблем педагогики и решалась по-разному  в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребёнка изолированно от общества нельзя хоть оно не совершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное в этом школе помогает семья.

На семью было много «посягательств» вплоть до её «отмены» и тем не менее даже кризис семьи, который отмечают специалисты уже в течение нескольких десятилетий, не в силах заменить значение семьи для ребёнка. Семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на любого человека в любом возрасте. А если семья неблагополучная? Тогда влияет именно это, и сильнее всего остального.

Что же касается воспитания детей, то приходится признать, что, несмотря на все усилия педагогов-профессионалов с их научным подходом, семья очень часто оказывается сильнее. Именно она определяет восприятие ребёнком всех других воздействий в микросоциуме — школы, улицы, дополнительного образования, средств массовой информации...

Проблема осложняется, если родители не понимают или не хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребёнка. Довольно распространённым стало сегодня стремление родителей всё «взвалить» на школу: это, мол, ваша работа, мы же не просим вас строить, водить машины, печь хлеб... Ребёнка мы кормим, одеваем, обеспечиваем, а вы должны учить и воспитывать... Такова, к сожалению, «философия» многих родителей. И педагоги нередко вынуждены работать с последствиями такой позиции. Традиционная схема общения школы с семьёй в этой ситуации известна: замечания в дневнике, указания (реже — рекомендации) на родительском собрании, вызов родителей для индивидуальной беседы.

Однако в гимназии, педагогический коллектив, в которой ищут и находят эффективные формы партнёрских взаимодействий с семьёй. В некоторых из них успешно работает родительский актив. Хорошие результаты даёт такое неформальное объединение родителей, как совет отцов, — особенно в работе с трудными подростками, лишёнными в собственной семье мужского влияния. Принципиально иной характер носит общение с семьёй в работе классного руководителя 7А класса Фарафоновой С.П. Ключевая идея, которую она осуществляет, — воздействие на семью через ребёнка. Именно так, а не наоборот. Ребёнок — в центре педагогического внимания и влияния, благодаря чему он становится своеобразным воспитателем родителей, хотя и не всегда осознаёт это. Он — связующее звёно в сотрудничестве гимназии и семьи, консолидирующий центр, главная фигура педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-воспитательный процесс, сорганизуется микросоциум. В этой ситуации ребёнок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности.

         Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Информирование родителей о деятельности МАОУ «Гимназия №6»  является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

            Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

  • Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Взаимодействие с родительским комитетом.
  • Совместная деятельность родителей и обучающихся.
  • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
  • Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
  • Чтение книг совместно с ребенком;
  • Выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  • Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;  проведение дней здоровья;
  • Проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

Друзья гимназии — это особая категория и необходимая составляющая педагогической системы МАОУ «Гимназия №6»: они непременные участники всех значимых событий в жизни коллектива. В этой роли выступают знатные люди города, руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций, депутаты, спортсмены, бизнесмены и просто рядовые труженики, профессионалы различных отраслей, любящие своё дело и не равнодушные к проблемам воспитания.

Программа, по которой организуется жизнь гимназии, называется «Семья». По этой программе — каждый месяц тематический. Главные события происходят в последнюю неделю. А в начале месяца начинается работа. Например, объявляется тема: «Игры моего детства» (или «Песни моей семьи», или «Деньги — что это?» — таких тем множество). Эта тема становится содержательным компонентом любой общеобразовательной программы — развития речи, математики, природоведения, предметов эстетического цикла. Младшие школьники читают, пишут, считают, поют, рисуют, лепят, танцуют — и во всех этих делах, на занятиях, в трудовых усилиях присутствует главная тема месяца. А вместе с этим ребята готовятся к празднику, который состоится, как всегда, в последнюю пятницу, придумывают, как принять гостей, о чём побеседовать с интересными людьми. По теме месяца, а иногда и по теме урока школьники расспрашивают своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр, других родственников: в какие игры они играли в детстве? Какие песни у них любимые? За какую работу они получают деньги и как решают, на что их надо тратить? Какое время года и какую погоду любят больше всего и почему? Когда были в театре, на каком спектакле, что больше всего запомнилось?

Так выстраивается постоянное и внутрисемейное взаимодействие и отношение семьи с гимназией. Дети и родители лучше узнают, начинают лучше понимать друг друга. Самые интересные рассказы взрослых дети пересказывают в классе, а затем вместе с учителями решают, кого из родителей и других родственников пригласить на праздник, в кружок, на спортивное соревнование. Многие родители отмечают, что благодаря постоянным контактам с гимназией их родительский авторитет в глазах детей резко вырос, они становятся активными участниками всей жизни гимназии. Каждый ребёнок старается, чтобы его рассказ был самым интересным, чтобы пригласили именно его маму или папу и чтобы они обязательно пришли. Так рождается сотрудничество, сотворчество. Детские интересы, способности, потребности, радость от их удовлетворения, умело направляемые педагогами, становятся движущей силой развития и ребёнка, и детско-родительских отношений, и сотрудничества взрослых — педагогов и родителей — в их общем деле образования человека.

К каждому тематическому месяцу ребята вместе с классными руководителями готовят стенд, путеводитель, который вводит детей в тематику предстоящей работы. Это может быть историческая или энциклопедическая справка по теме недели, лирическая страничка, некоторые сведения для родителей о возможных формах сотрудничества в этом месяце.

На стенде также размещается материал для семейного обсуждения и обязательно — словарь, который знакомит детей с новыми понятиями, объясняет их значение, глубже вводит в тему месяца.

 Библиотекарь проводит познавательные занятия, в группе продлённого дня дети разучивают стихи, песни, на занятиях кружков рисуют, делают поделки из бумаги, картона, природного материала, разучивают танцы и всё это по определённой теме, доминирующей в этом месяце.

Родители с удовольствием принимают во всех этих делах самое активное участие. Дети стараются как можно больше узнать, чтобы лучше подготовиться к этому Дню радости, знаний, встреч.

Таким образом, реализуя программу «Семья», учителя решают триединую задачу: обучения, воспитания и развития ребёнка. Эта программа стала консолидирующей основой усилий и педагогов, и родителей, главной ценностью которых, центром их внимания оказался ребёнок.

Учителя так строят занятия, общение с гостями, что получают возможность обсуждать поступки и характеры героев с позиции важнейших нравственных качеств — доброты, отзывчивости, смелости, а также их антиподов — жадности, трусости, лживости, эгоизма, осмысливать и собственные поступки.

 «Свет отчего дома» — одно из ведущих направлений программы «Семья». «Свет отчего дома» предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов, родителей и детей. Родители вместе с детьми готовят материал к тематическим вечерам, участвуют в различных проектах вместе с детьми. В некоторые дни проходят родительские встречи с учителями, на которых члены семьи не только получают теоретические знания в области педагогики и психологии, но и сами активно обсуждают содержание образования, как в целом, так и в индивидуальных ситуациях со своим ребёнком. Как никто другой, именно родители знают «потайные уголки» души маленького человека — своего ребёнка. При подготовке к таким родительским встречам учителя дают детям специальные коммуникационные задания на дом: сделай комплимент маме, поинтересуйся делами отца, помоги по дому бабушке. Детям предварительно предлагается сюжетно-ролевая игра «Бюро добрых пожеланий», они готовят выставки поделок для родителей, выступления.

В отличие от обычных родительских собраний, которые проходят в одностороннем порядке (учитель информирует об учебной успешности детей, а родители выполняют роль покорных слушателей), на родительских встречах главная роль отводится взрослым членам семьи. Родители делают сообщения, обсуждают их, а учителя выполняют роль консультантов, диагностов. Ребёнок при этом — партнёр и учителей, и родителей. Такое трёхстороннее взаимодействие ярко проявляется в тематических вечерах «Я и моя семья». В них, как правило, принимают участие ученики начальных классов. Кроме детей, участниками становятся администрация гимназии, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители кружков и, конечно, гости.

Программа «Семья» предусматривает гибкую систему педагогического руководства и образовательным процессом, и работой с родителями.

Работая по программе «Семья», формируется самобытная предметно-развиваюшая среда. Некоторые её элементы существуют и действуют постоянно, другие могут меняться в зависимости от тематики месяца, дополняться или наполняться новым содержанием.

В каждом классе есть небольшие экологические уголки и мини-библиотеки, стол интеллектуальных игр и стулья «примирения», уголок художника, игротека. Во многих классах — уголок уединения и психологической разгрузки. Действует также театральный уголок. У каждого класса есть «шкатулка добрых дел», в которой находят своё летописное отражение все добрые дела учащихся этого класса. «Барометры настроения» ежедневно фиксируют психологическую погоду в классе, её отклонения, на что тотчас же реагирует учитель.

Учителя стремятся создать для детей атмосферу радости и здоровья, активный двигательный режим. Стало традицией устраивать спортивную гостиную, на которую приходят дети со своими родителями, врачи, спортсмены. Ребята участвуют в весёлых эстафетах, получают много информации о здоровом образе жизни в интересной и занимательной для них форме.

        Эффективность воспитательной системы МАОУ «Гимназия №6» характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьёй, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"...

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

ДОГОВОР О СОВМЕСТНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Посредством заключения настоящего Договора «стороны» консолидируют усилия, направленные на:·         осуществление учебно-практического сотрудничества «ст...

"Семья и школа:грани сотрудничества"

Родительское собрание...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком

1. Организационный момент.2. Актуализация прошлого опыта учащихся.Для того, чтобы понять о чем мы будем говорить на протяжении нескольких уроков, необходимо разгадать ребус. 7я- Что же такое семья?Сем...