Статья - доклад
материал на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Доклад на Педагогический совет от 30.12.2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pedagoga_-_zinatova_yu.v.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

Культура педагога – условие успешной

профессиональной деятельности

(педсовет 30.12.2016 год)

Цель:  определить проблему   формирования культуры педагога  как одно из условий успешной профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

- дать определение «культура» в профессиональной деятельности педагога;

-  определить функции и составные элементы культуры;

- разработать план организации культурного досуга педагогического коллектива школы.

 

«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре»

                                                                                            Олег Семенович Газман

Современная педагогика провозглашает своей целью развитие личности обучающегося, и поскольку воспитать личность может только другая личность, то огромное значение приобретает развитие личности педагога. А личность педагога во много основывается на его культурном развитии.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» .

Владимир Михайлович  Лизинский.

Высокая педагогическая культура - условие успешной профессиональной деятельности учителя.

Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей.

Ученые выделяют три основные функции культуры:

  • познавательную;
  • информативную;
  • коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение.

Современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и «терапевтический эффект воздействия».

Вступая в контакт с окружающими людьми, необходимо учитывать множество элементов: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу.

Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.

Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал Василий Александрович Сухомлинский. Он подчеркивал, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: « Каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока.

В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал : «Слово педагога должно прежде всего успокаивать».

Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником.

Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что   «личность»  знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы  её потребности и как она их удовлетворяет.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное - учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической деятельности. И, конечно же, прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

 Можно выделить несколько составных  элементов культуры:

1. Культура личности.

2. Профессиональная культура.

3. Педагогическая культура.

4. Внутренняя культура

1. Педагогическая культура - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

2. Профессиональная культура- это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

3. Культура педагога - комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.

Внутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности». Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.

Вывод.

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знания, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.

Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности  учителя и ученика в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами.  

 Помните, что учитель – это:

  • Свеча, которая светит другим, сгорая сама;
  • Человек, который может сделать трудные вещи легкими;
  • Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

И в заключении:
Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

  • И все?
  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: И мира тоже.

Заполнение листа рефлексии.

«Успехов нам всем в нашем нелегком труде ради детей, ради будущего!»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

Статья - доклад

Статья на тему "Метод проектов"...

Выступления на семинаре учителей -предметников, статьи, доклады, презентация МО

В приложении портфолио представлены  материалы, статьи, выступления  и доклады на семинарах учителей физической культуры, презентация методического объединения, отражающие результаты професс...

Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"

Технологии развивающего обученияВ условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:1   ...