Диагностика интересов и склонностей
статья на тему

Братчик Людмила Андреевна

Диагностика интересов и склонностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_interesov_i_sklonnostey.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика интересов и склонностей.

Вступительная беседа

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование.

Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

-        Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

- Отчего же? Ты ведь уже большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.

- Да я пишу... стихи...

- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.

- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...

Собеседником Моцарта был Гете.

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различны по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), различают интересы по глубине, по длительности.

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей:

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Чтобы узнать, на какие свои склонности и интересы вы можете ориентироваться при выборе будущей профессии, а также какая сфера профессиональной деятельности вам подойдет больше всего, мы предлагаем вам заполнить анкеты и узнать результаты.

Методика «Профиль»

(модификация «Карты интересов»)

Инструкция

Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».

Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Стимульный материал

Мне нравится...

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

          6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32.Замечать и объяснять природные явления,

33.Собирать и ремонтировать компьютеры.

34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37.Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39.Искать и находить способы зарабатывания денег.

40.Заниматься физической культурой и спортом.

41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43.Разбираться в принципах работы электроприборов.

44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45.«Читать» географические и геологические карты.

46.Участвовать в спектаклях, концертах.

47.Изучать политику и экономику других стран.

48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49.Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50.Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка и анализ результатов.

После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 -  физика и математика;

2 -  химия и биология;

3 -  радиотехника и электроника;

4 -  механика и конструирование;

5 -  география и геология;

6 -  литература и искусство;

7  -  история и политика;

8  - педагогика и медицина;

9 — предпринимательство и домоводство;

10 — спорт и военное дело.

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл - 5 - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка.

Рекомендации для психологов и учителей.

Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему.

Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.

Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто ими удивлен. Напомните ребятам, что эта работа - только шаг в изучении своих интересов и склонностей, поблагодарите их и соберите бланки.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

(модификация Г.В. Резапкиной)

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово - экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Инструкция.

Закончите высказывания, выбрав один из вариантов — «а», «б» или «в» -  и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Бланк ответов

№ ответа

1

2

3

4

5

6

1

а)

в)

б)

2

в)

а)

б)

3

б)

а)

в)

4

б)

в)

а)

5

б)

6

б)

в)

а)

7

б)

в)

а)

8

б)

а)

в)

9

б)

а)

в)

10

в)

а)

б)

11

в)

б)

12

а)

б)

в)

13

а)

б)

в)

14

а)

б)

в)

15

в)

а)

б)

16

б)

в)

а)

17

б)

а)

в)

18

а)

в)

б)

19

в)

а)

б)

20

в)

б)

а)

21

а)

в)

б)

22

б)

а)

в)

23

в)

а)

б)

24

а)

б)

в)

Всего

1.        Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а)        общаться с самыми разными людьми;

б)        что-нибудь делать своими руками - мебель, машины, одежду и т.д.;

в)        снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;

2.        В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а)        художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

б)        сюжет, действия героев;

в)        информация, которая может пригодиться в жизни.

3.        Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а)        в области науки;

б)        за общественную деятельность;

в)        в области искусства.

4.        Я скорее соглашусь стать:

а)        управляющим банка;

б)        главным инженером на производстве;

в)        начальником экспедиции.

5.        Будущее людей определяет:

а)        достижение науки;

б)        развитие производства;

в)        взаимопонимание между людьми.        

6.        На месте директора школы я прежде всего займусь:

а)        ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);

б)        созданием дружного, сплоченного коллектива;

в)        разработкой новых технологий обучения.

7.        На технической выставке меня больше привлечет:

а)        внешний вид экспонатов (цвет, форма);

б)        внутреннее устройство экспонатов;

в)        их практическое применение.

8.        В людях я ценю прежде всего:

а)        мужество, смелость, выносливость;

б)        дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

в)        ответственность, честность, аккуратность.

9.        В свободное от работы время я буду:

а)        писать стихи или рисовать;

б)        ставить различные опыты;

в)        тренироваться.

10.        В заграничных поездках меня больше привлечет:

а)        экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

б)        деловое общение;

в)        возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11.        Мне интереснее беседовать:

а)        о машине нового типа;

б)        о новой научной теории;

в)        о человеческих взаимоотношениях.

12.        Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а)        технический;

б)        музыкальный;

в)        спортивный.

13.        В школе больше внимания следует уделять:

а)        улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

б)        поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

в)        укреплению дисциплины.

14.        Я с большим интересом смотрю:

а)        научно-популярные фильмы;

б)        программы о культуре и искусстве;

15.        Мне было бы интереснее работать:

а)        с машинами, механизмами;

б)        с объектами природы;

в)        с детьми или сверстниками.

16.        Школа в первую очередь должна:

а)        давать знания и умения;

б)        учить общению с другими людьми;

в)        обучать навыкам работы.

17.        Каждый человек должен:

а)        вести здоровый образ жизни;

б)        иметь возможность заниматься творчеством;

в)        иметь удобные бытовые условия.

18.        Для благополучия общества в первую очередь необходима:

а)        защита интересов и прав граждан;

б)        забота о материальном благополучии людей;

в)        наука и технический прогресс.

19.        Мне больше всего нравятся уроки:

а)        физкультуры;

б)        математики;

в)        труда.

20.        Мне интереснее было бы:

а)        планировать производство продукции;

б)        изготавливать изделия;

в)        заниматься сбытом продукции.

21.        Я предпочитаю читать статьи:

а)        о выдающихся ученых и их открытиях;

б)        о творчестве художников и музыкантов;

в)        об интересных изобретениях.

22.        Свободное время я охотнее провожу:

а)        делая что-нибудь по хозяйству;

б)        с книгой;

в)        на выставках и концертах.        

23.        Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а)        о художественной выставке;

б)        о ситуации на фондовых биржах;

в)        о научном открытии.

24.        Я предпочитаю работать:

а)        в помещении, где много людей;

б)        в необычных условиях;

в)        в обычном кабинете.

Обработка и анализ результатов.

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7—9 баллов — средне выраженная профессиональная склонность.

4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

 0—3 балла— профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 - склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка,
монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендации для психологов и учителей.

Ребята должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэтому важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диагностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои профессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попросить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением о себе.

Завершающая беседа

Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.

Интересно, что еще в восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство).

Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонность». Между интересами и склонностями много общего, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Диагностика особенностей мышления

Вступительная беседа

В психологии существует большое количество способов измерения умственных способностей - интеллекта. Можно оценить интеллект с качественной стороны, то есть оценить способность совершать мыслительные операции: анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать. К качественным характеристикам относятся уровень речевого развития, или вербальный (словесный) интеллект, беглость, гибкость, оригинальность мышления. Количественные характеристики позволяют определить так называемый коэффициент интеллекта (IQ) — числовой показатель интеллектуального развития.

Некоторые голливудские актеры, например, Сильвестр Сталлоне, Джоди Фостер, Шэрон Стоун, гордятся своим высоким интеллектом не меньше, чем успехами в кино. Они даже входят в элитный клуб, в который нельзя попасть ни за какие деньги, если коэффициент интеллекта, определенный тестами, у тебя недостаточно высок.

Но не всегда даже с помощью тестов можно определить, какой человек способнее в интеллектуальном отношении, а какой - нет.

Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь убогий результат по интеллектуальному тесту Бине, что его посчитали умственно отсталым. Т. Эдисон в школе славился своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой мыслью». А. Эйнштейн в детстве казался ущербным. Его учитель греческого как-то воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься!» Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.

Люди отличаются друг от друга своими интеллектуальными способностями и количественно, и качественно. Изучая особенности мышления, психологи обнаружили, что творческие люди обладают дивергентным мышлением, так как быстрее решают задачи со многими ответами, предлагая при этом оригинальные варианты решения. Люди, которым присуще конвергентное мышление, могут решить несколько задач, используя один способ решения. Поэтому при тестировании интеллекта стали использовать два варианта вопросов-заданий. В первом варианте к каждому заданию прилагаются взаимоисключающие решения, во втором — может быть предложено большое разнообразие решений.

Коэффициент интеллекта узнать приятно, если он высок, и полезно, если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний в определенных областях и переключиться на другие, где требуются иные способности, не менее ценные, чем интеллект.

Но мыслить необходимо всем людям. Без этого невозможно представить себе ни одного профессионала. И это самая трудная работа. Для ее выполнения требуются организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой организмом энергии.

Как развивать мышление (несколько советов).

Информация для мышления - все равно, что пища для
тела. Источники информации - общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

Мышление активизируется, когда стандартные решения не
дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя
умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

Мышление и речь - неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Рекомендации для психологов и учителей.

На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы. Поэтому задания на выявление интеллектуальных способностей необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Если нет возможности рассадить ребят по одному, предупредите их о недопустимости списывания ответов, иначе будут получены недостоверные результаты. Возможна работа по вариантам, когда одна группа ребят выполняет Тест интеллектуального потенциала, а другая группа в это время работает над Опросником типа мышления. Затем дети, сидящие за одной партой, меняются опросниками.

Опросник типа мышления

(сокращенный вариант)

Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Инструкция

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны «-».

Бланк ответов

П - Д

А-С

С - Л

Н-0

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Стимульный материал.

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура, музыка.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или
    рисунках,
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
  10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.
  11. Мне нравится все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение словам.
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или животное, которые не существуют в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь строгой системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.
  33. Я легко усваиваю незнакомые фразы и грамматические
    конструкции языка.
  34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и анализ результатов.

Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 - низкий, 3—5 - средний, 6—8  - высокий).

1.  П-Д. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2.  А-С. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. С-Л. Словесно-логическое мышление отличает людей с
ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis -
словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Н-О. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что
было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, -
художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым
наглядно-образным мышлением.

5. К. Креативность — это способность мыслить творчески,
находить нестандартные решения задачи. Креативностью может
обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ни
чем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Заключительная беседа.

В чистом виде типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить — планы или тип мышления?




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои интересы и склонности

Коррекционно-развивающее занятие с юношами группы риска ТЕМА: «МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»Цель:Способствовать определению направленности и интересов личности.Задачи:Определить важнейшие качества,...

Диагностика интересов, склонностей и способностей обучающихся 8-9 классов МОУ СОШ п.Мирный.

Диагностика интересов ,склонностей и способносте обучающихся 8-9 классов...

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...

Интересы и склонности профессиональном выборе «хочу».

Цель данного занятия помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна приносить человеку радость, нравиться ("хочу"), также создать условия для выявления интересов и склонностей учащихся в сфере...

Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ статья

В статье раскрыты особенности профориентационной диагностики с обучающимися с ОВЗ, используемые методики и результаты....

Определение профессиональных интересов и склонностей у обучающихся 5 - 6 классов

Опросник поможет классному руководителю, занимающемуся профориентационной работой, определить профессиональные интересы и склонности у обучающихся 5 - 6 классов...

Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.

Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей». Индивидуализация обучения ва...