Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ статья
статья на тему

Литвинова Ольга Александровна

В статье раскрыты особенности профориентационной диагностики с обучающимися с ОВЗ, используемые методики и результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_proforientatsii_o.a._litvinova.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся старших классов ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

Как хорошо,

когда у человека

есть возможность

выбрать себе профессию,

не по необходимости,

а сообразуясь

с душевными склонностями.
Али Апшерони

  Диагностика профессиональных интересов и склонностей очень важна, так как она помогает в выборе такой профессии, которая соответствует индивидуальным особенностям воспитанника, и его потенциальным возможностям. Диагностика осуществляется с использованием различных методик: анкет, опросников, тестов. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности интересов, склонностей, намерений, состояние здоровья.

  Диагностика является неотъемлемой частью профориентационной работы в школе, работа с тестовым материалом занимает в среднем 30-40 минут, обучающиеся заполняют  бланки с предложенными вопросами.

Учитывая интеллектуальные особенности учащихся ГКОУ «Каргапольская школа-интернат» мы можем наблюдать у них неспособность к формированию жизненных планов. Они не осознают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придётся заниматься, избрав для себя ту или иную профессию.Очень часто хотят овладеть профессией не соответствующей их возможностям, например охранник, автослесарь, ветеринар, продавец.        

  Ежегодно с учащимися 8-9 классов проводитсядиагностика профессиональных интересов и склонностей, для этого используются доступные методики с понятной формулировкой и небольшим количеством вопросов – «Диффернцированно-диагностический опросник интересов» (ДДО) Е.А. Климова и адаптированная анкета «Изучение профессиональных намерений выпускников специальной коррекционной школы VIII вида.”Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович.

  Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) основан на общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификации профессий Е.А. Климова. Суть её заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов на основании «ведущей профессиональной среды»: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». После заполнения бланка для ответов подсчитывается количество поставленных плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов. Максимальное количество плюсов и будет показателем степени выраженности осознанной склонности к определённому типу профессии.

  Так, проведённая в 2016-2017 учебном году диагностика с использованием опросника «ДДО» Е.А. Климова показала, что в 8 «А» классе практически в равной степени у обучающихсяраспределились результаты по трём типам – «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек».

8 «А» класс

Таблица 1        

Год

Кол-во детей

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-Зн

Ч-Хо

16/17

11

4

3

3

0

1

100%

36%

27%

27%

0%

10%


В 8 «Б» классе, учитывая то что большее число обучающихся мальчики, преобладают два типа «ведущей профессиональной среды»: «человек-природа», «человек-техника».

8 «Б» класс

Таблица 2

Год

Кол-во детей

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-Зн

Ч-Хо

16/17

11

4

5

2

0

0

100%

36%

45%

20%

0%

0%

В 9 классе, мы можем сравнить результаты за прошлый и нынешний учебный год, видны незначительные изменения, но в целом результаты схожи. Мы можем сделать вывод, что склонность к определённому типу профессий не меняется.

9 класс

Таблица 3

Год

Кол-во детей

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-Зн

Ч-Хо

15/16

14

2

3

5

2

2

100%

14%

21%

35%

14%

14%

16/17

12

2

3

6

0

1

100%

16%

25%

50%

0%

9%

  Анкета «Изучение профессиональных намерений выпускников специальной коррекционной школы VIII вида» направлена, в большей степени, на выявление особенностей мотивации к трудовой деятельности выпускников специальной коррекционной школы VIII вида. Возможности получения профессии и дальнейшего трудоустройства для детей с ограниченными возможностями здоровья не так велики, поэтому важно формирование понимания необходимости трудиться, определение их жизненных планов в соответствии с их физическими и психическими возможностями.      Метод разработан Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович и позволяет определить готовность к выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого фактора выбора и определённостью профессиональных интересов, осведомлённостью учащихся и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет выбранная профессия. Методика адаптирована с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся. Качественный анализ ответов даст сведения об общих жизненных планах учащихся, увлечениях и профессиональных намерениях, знаниях о выбранной профессии и оценке выпускником своей пригодности к ней.

  Проведённая диагностика в 2016-2017 учебном году с учащимися 8-9 классов показала следующие результаты. (Таблица 4)

Таблица 4

№ п.п

Вопрос

8 «А»

8 «Б»

9

1

Чем вы думаете заняться после окончания школы?

Учиться 5 (45%)

Работать 1 (10%)

Не знаю 5 (45%)

Учиться 7 (70%)

Работать 1 (10%)

Не знаю 2 (20%)

Учиться 9 (82%)

Работать 1 (9%)

Не знаю 1 (9%)

2

Какой профессии, специальности хотели бы посвятить себя?

Швея 2 (18%)

Тракторист 1 (10%)

Столяр 2 (18%)

Ветеринар 1 (10%)

Ещё не решил 5 (45%)

Тракторист 1 (10%)

Столяр 1 (10%)

Ещё не решил 4 (40%)

Повар 4 (40%)

Работа с компьютером 1 (10%)

Парикмахер 1 (9%)

Столяр 2 (18%)

Продавец 1 (9%)

Повар 3 (27%)

Токарь 1 (9%)

Сварщик 1 (9%)

Ещё не решил 2 (18%)

4

Как вы оцениваете вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья?

Здоров 11 (100%)

Не здоров - 0

Здоров 9

Не здоров 1

Здоров 11 (100%)

Не здоров 0

5

Как вы представляете себе условия работы по выбранной профессии.

В помещении 7 (63%)

На улице 1 (10%)

Не знаю 3 чел (27%)

В помещении 8 (80%)

На улице 2 (20%)

В помещении 8 (72,7%)

На улице 2 (18%)

Не знаю 1 (9%)

6

С кем Вы беседовали о выбранной профессии?

Ни с кем 3 (27%)

С учителем 2 (18%)

С родителями 5 (45%)

С родственниками 1 (10%)

Ни с кем 1 (10%)

С учителем 1(10%)

С родителями 7 (70%)

С родственниками1(10%)

С учителем 2 (18%)

С родителями 8 (73%)

С родственниками 1 (9%)

7

 Кем Вы хотели бы быть в бригаде?

Организатором 3 (27%)

Исполнителем 7 (63%)

Не знаю 1 (10%)

Организатором 6 (60%)

Исполнителем3 (30%)

Не знаю 1 (10%)

Организатором3 (27%)

Исполнителем 7 (63,6%)

Не знаю 1 (9%)

  В таблице мы видим, как изменяются профессиональные приоритеты по классам, в 9 классе по сравнению с 8 – ми, большее желание продолжить учёбу, более адекватен выбор специальностей в соответствии с возможностями. По остальным позициям ответы в классах схожи, все дети уверены, что соответствуют по состоянию здоровья выбранной профессии, большинство детей хотели бы работать в помещении, при выборе профессии многие беседовали с родителями и большая часть опрошенных хотела бы быть исполнителем, что вполне адекватно для наших обучающихся.

  Таким образом, используя результаты диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся мы можем помочь определиться с выбором училища, специальности, направления по которому выпускник сможет продолжить своё обучение.

Использованная литература:

  1. Борисевич А.Р., Прекрасное далёко: кем быть?/ авт.- сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  2. Козыренцева Л.С. Профессия моих родителей/ авт.-сост. Л.С. Козыренцева, Л.М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).
  3. Потёмкина, О.Ф. Тесты для подростков./О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 320 с.: ил. – (Практическая психология).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...

Интересы и склонности профессиональном выборе «хочу».

Цель данного занятия помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна приносить человеку радость, нравиться ("хочу"), также создать условия для выявления интересов и склонностей учащихся в сфере...

Диагностика интересов и склонностей

Диагностика интересов и склонностей...

Определение профессиональных интересов и склонностей у обучающихся 5 - 6 классов

Опросник поможет классному руководителю, занимающемуся профориентационной работой, определить профессиональные интересы и склонности у обучающихся 5 - 6 классов...

Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.

Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей». Индивидуализация обучения ва...

Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.

Обучать — значит вдвойне учиться.Жозеф Жубер      Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, ч...

Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...