Конспект комплексного занятия для детей с ТНР "Антошка пойдём копать картошку"
план-конспект на тему

Лисица Ирина Дмитриевна

Конспект данного комплексного занятия позволяет педагогам в игровой форме не только активизировать словарь по теме "Овощи", но и помогает стимулировать у детей с ТНР восприятие, память и мыслительную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antoshka_poydyom_kopat_kartoshku.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста по теме: «Антошка, пойдём копать картошку»

Цель: Уточнение, расширение и закрепление словаря  по теме «Овощи».

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  1. Продолжить знакомство с овощами, формировать обобщающее понятие «овощи».
  2. Уточнить и активизировать словарь по теме:
  3. Формировать умения самостоятельно применять знания, полученные на занятиях в продуктивных видах деятельности.

2. Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов;  
  2. Развивать тактильное восприятие и памяти.
  3. Способствовать развитию произвольных движений, ориентировке в пространстве по отношению к себе, на плоскости, на листе.
  4. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

3. Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.
  2. Воспитывать интерес на занятии, уважение к труду.

Оборудование:

  • домик -ширма, фланелеграф, стульчики, кукла – дедушка Егор, , силуэты овощей, предметные картинки овощей для работы на фланелеграфе, схема грядки – 2 ряда цветных кругов, схема содержимого корзинки – ряд квадратов больших и маленьких,  банка, 3 огурца, кусочки свежих овощей, трав и специй;
  • кукла – Антошка, ложки, шапочки овощей;
  • подносы, 2 голубых круга, 1 жёлтый треугольник, 1 красный прямоугольник, пучок шерстяных ниток, клей-карандаш, сырая целая картошка.

Лексический материал:

Существительные: деревня, огород, урожай, семена, рассада, грядки, лейка, полив, уход, овощи – салат, свёкла, капуста, картофель, кабачок, морковь, лук, чеснок, баклажан, перец, помидор, огурец, петрушка, укроп, горох, фасоль, редис, редька, тыква; плоды, кожура, стручок, качан, ботва, суп, салат, щи, борщ, витамины…

Прилагательные: круглый, овальный, продолговатый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, оранжевый, рассыпчатый, спелый, вкусный, жесткий, упругий, сочный, мягкий, сырой, вареный, жареный, соленый, сладкий, тушеный, сушеный, горький, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий…

Глаголы: копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дёргать, срезать, собирать, мыть, хранить, чистить, резать, варить, жарить, тушить, солить, мариновать…

Предварительная работа: 

  1. Проведение ряда занятий по темам: «Осень», «Наш огород», «Наш сад»;
  2. Уточнение представлений детей о фруктах и овощах;
  3. Инсценировка «Засолка огурцов»;
  4. Закрепление знаний в музыкальной и изобразительной деятельности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Дети проходят в музыкальный зал. Становятся вокруг педагога: «Ребята, мы с Вами на наших занятиях познакомились с дедушкой Егором. Он нас сегодня приглашает к себе в деревню. В деревню мы отправимся на автобусе. Давайте изобразим, как мы крутим руль, а теперь, как работают щёточки на стекле, как вертятся колёса. (Логопед показывает движения: «Щётки», «Руль», «Колёса»). Будем смотреть в окошко. Как красиво за городом. Проезжаем мимо леса. Осенью лес очень красивый. Листья разноцветные. Направо посмотрим – берёзы растут, налево – дубы, а прямо – рябины.  Посмотрите на берёзы, посмотрите на дубы, посмотрите на рябины. (Дети запоминают инструкцию и поворачивают головы вправо, влево, смотрят прямо). Вот мы и приехали. Перед тем, как отправится к дому дедушки Егора, споём песенку об Осени. Дети исполняют песню «Дождик».
  2. Введение в тему занятия: Дети подходят к домику (фланелеграфу), педагог надевает на руку куклу деда: «Ох, ребятки, как я рад, что Вы ко мне заехали. У меня есть внук – Антошка,  я пою ему: «Пойдём копать картошку», а он только гулять любит, а помогать мне не хочет.  Надеюсь, вы мне поможете убрать урожай.  Отгадайте-ка, что выросло на грядке?» Дед даёт детям силуэты овощей. Ребёнок должен назвать овощ, припомнить, какого он цвета, выбрать в корзинке раскрашенный овощ и поставить его на фланелеграф в один ряд.
  3. Активизация словаря по теме: Дед: «Это и есть мой огород. Смотрите, какие ровные грядки. Как овощи расположены»?
  • Закрепление пространственных отношений:
  • Витя, назови овощ, который растёт в начале грядки, а какой в конце?
  • Какие овощи растут между картофелем и редиской?
  • Света, назови овощи на грядке, которые растут справа от капусты;
  • Юсуф собери в корзинку овощи, которые растут справа от капусты; Ребёнок снимает картинки и кладёт их в корзину.
  • Наталья, а какие овощи растут слева от лука?
  • Дима, подойди и собери овощи, которые растут слева от лука. Ребёнок кладёт картинки в корзинки.
  • Развитие зрительного восприятия:

Дед: «А на этой грядке все овощи превратились к цветные кружочки». Давайте попробуем по карте понять, что где растёт?

 

   

  • Олег, что растёт под картофелем?
  • Соня, что растёт над репой?
  • Матвей, что растёт под баклажаном?
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными:

 Дед ставит на фланелеграф схему из квадратов разного размера, которую следует прочитать: «У меня в корзинке: большой баклажан, маленький огурец, большая капуста, большая тыква, маленький помидор, маленькая редиска, маленькая морковка». Затем просит назвать крупный овощ громко, а маленький – шёпотом.

  • Закрепление сложных слов в потоке речи. Игра: «Засолка огурцов»:

             Логопед ставит перед детьми стеклянную банку и выкладывает овощи,

             травы, которые по ходу стихотворения опускает в банку.

                         Урожай поспел у нас,

                         Будет на зиму запас.

                         Как плоды нам сохранить?

                         Надо в банки их закрыть.

                         В огурцы кладу укроп,

                         Лист лавровый и чеснок.

                         Помидор, морковь, и свёклу.

                         И редиску положу.

                         А ещё петрушку, мяту

                         И зелёного салата.

                         Перчик брошу, посмотри,

                         Получилось ассорти.

             Затем просит назвать, что помимо огурцов, отправлял Дед Егор в

             банку? – Дети припоминают названия овощей, трав, специй.

             Дед: «Ребята, а у меня есть и живая грядка. Вы мне поможете»?

            Дети подходят к музыкальному руководителю,   и надевают шапочки

            овощей.

  • Развитие координации движений и речи. Хороводная игра:

Дети ходят по кругу, взявшись за руки (в кругу на корточках сидят дети в шапочках, изображающих овощи), и поют:

             В огород мы пойдём,

Хоровод заведём.

Будем петь и плясать,

Урожай собирать.

Вот какой огород!

Здесь зелёный лук растёт.

Ты, лучок, не зевай,

В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Ребёнок в шапочке лука выполняет танцевальные движения, а потом встаёт с детьми в общий круг.

Вот какой огород!

Здесь морковь у нас растёт.

Ты, морковь, не зевай,

В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Морковь пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

Вот какой огород!

И картошка здесь растёт.

Ты, картошка, не зевай,

В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Картошка пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

  • Развитие чувства ритма: Игра: «Ложкари».

Под музыку «Антошка» появляется кукла – Антошка. Он несёт 2 ложки.

Дед: «Э-эх, появился только тогда, когда весь урожай к корзине. К обеду ложки принёс»?

Антошка: «Нет, я на ложках играть умею. А вы? Ну-ка, ложки разбирай! Сейчас будем учиться». Дети берут по две ложки. Подходят к музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель предлагает детям выполнить ряд заданий: отбить ложками тот или иной ритм, отбить ложками сильные доли в музыкальном произведении.

  1. Закрепление навыков и умений в художественном творчестве.

Дети снимают шапочки и подходят к воспитателю. Педагог рассказывает о том, что овощи не только полезный продукт, который пригоден к пище, но и из овощей можно делать разные поделки: показывает примеры того, что можно изготовить из овощей: «А сегодня мы с Вами сделаем Антошку». Педагог показывает технику изготовления куклы из картошки: вместо ручек и ножек – деревянные шпажки, на макушке – пучок шерстяных ниток, глазки – два голубых круга, носик – жёлтый треугольник, рот – красный прямоугольник. (Дети приклеивают части лица клеем, звучит музыка – «Антошка»)

  1. Итог занятия: Рефлексия. Дети любуются человечками. Антошка угощает ребят пирожными под названием «Картошка». Дети пьют чай в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бродит в роще листопад- комплексное занятие для детей раннего эстетического развития (5-6 лет) в ДШИ

Комплексное занятие « Бродит в роще листопад»   Задачи: Образовательные. Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопров...

Конспект комплексного занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью игры – драматизации с элементами арт-терапии Тема: «Рукавичка в гостях у Зимушки-Зимы »

Целью данного занятия  является обеспечение  умение детей участвовать в совместных играх, формировать первоначальные импровизационные навыки, навыки речевого взаимодействия   посре...

Конспект комплексного занятия для дошкольников и детей с ОВЗ

Знакомство детей с народными обрядами "Иван Купала"...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы.

Конспект комплексного занятия для детей средней группы "В гости к зайцу"...

Конспект комплексного занятия по ПДД во второй младшей группе на тему: "Осторожно, дети!"

Конспект комплексного занятия по ПДД во второй младшей группе на тему: "Осторожно, дети!"...