Рабочие программы
рабочая программа (7 класс) на тему

Терещенко Елена Валерьевна

Рабочие программы основных предеметов для детей с ОВЗ и тяжелыми множественными рассторойствами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7kl.rar218.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Домоводство»

Класс: 7д

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Программа 7 класса состоит из разделов:

- «Личная гигиена»

- «Жилище»

- «Питание»

- «Одежда и обувь»

В  каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.

Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уроки домоводства в 7 классе  позволяют применять на практике полученные знания,  умения и навыки по уходу за детской комнатой, мебелью,  ковром  и паласом, окнами и зеркалом,  за вещами и их хранением; прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за телом, нательным и постельным  бельем, учат ухаживать за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, получать  навыки по уходу за обувью и ее хранением, пользоваться бытовой техникой и ТБ при работе с ними, столовой посудой и приборами,  прививают умения и навыки  приготовления   несложных  блюд для завтрака, знакомят с посудой для завтрака и   сервировать стол,  создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.

Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- ухаживать за руками и ногтями;

- содержать в чистоте свои личные вещи;

- различать предметы постельного белья;

- одеть технологически правильно куклу  (нательное белье).

-подметать ковер влажным веником;

- выбивать ковер выбивалкой;

- приготовить простой бутерброд из нарезанных продуктов;

-очистить яйцо;

- распознавать инвентарь, фурнитуру и приспособления для ремонта одежды;

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- предметы и средства личной гигиены;

- инвентарь и приспособления для уборки помещения;

- посуда;

- кухонная мебель;

- кухонное оборудование;

- средства и приспособления для ухода за посудой;

- средства и принадлежности для ухода за одеждой и  обувью;

- одежда, головные уборы, обувь;

- фурнитура, предметы и приспособления для ремонта одежды;

- образцы пришитых пуговиц,

- дидактические игры, загадки в картинках;

- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

- дидактическая игра «Разложи посуду»;

- дидактическая игра «Наведи порядок»;

- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;

- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;

- дидактическая игра «Найди свое место»;

- дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;

- лото «Одежда»;

- дидактическая игра «Разложи одежду»;

- дидактическая  игра «Обувной магазин»;

- Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений      VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Программно-   методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ   ВЛАДОС,2007год;

- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  (издательство «Просвещение»,2003г.);

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка»  В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№п/п

Тема урока

Цели урока

Виды работ

Оборудование урока

1

Значение личной гигиены в течение дня.

Формирование  представления учащихся о значении личной гигиены в течение дня. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 беседа о гигиене в течение дня, называние предметов и средств  личной гигиены, практические работы: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов. расчесывание, нанесение крема на руки, дидактическая игра «Четвертый лишний», прослушивание отрывка из произведения «Мойдодыр». 

Комплект плакатов о правилах личной гигиены; книга «Мойдодыр», кукла, предметы и средства личной гигиены.

2

Уход за кожей рук и ногтями.

Расширить  представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Формировать навыки ухода за кожей рук и ногтями.

 Регулирование  температуры воды; выбор мыла для гигиенических процедур, определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног),  чтение произведений о необходимости чистоты рук. Практическая работа: нанесение детского крема на кожи рук.

Предметы , ножницы, средства личной гигиены.

3

Гигиена одежды, нательного белья.

Формирование умения учащихся использовать личный опыт по применению знаний и умений в смене одежды, нательного белья.

Рассказ и показ индивидуальных предметов гигиены,

беседа о гигиене  одежды, правила и периодичность смены нательного белья,  определение женского и мужского нательного белья, определение изнаночной и лицевой сторон белья, с/ролевая игра «Одеваем куклу Олю и Колю».

предметы  личной гигиены, нательное белье (жен. и муж.), куклы – девочка, мальчик.

4

Гигиена постельного белья.

Познакомить с название и назначением предметов постельного белья, вида. Учить менять постельное белье.

Рассказ и показ видов постельного белья, соотношение предмета постельного белья с подушкой, одеялом и матрасом,

беседа о гигиене  постельного белья и периодичности  смены постельного белья,  правила и место хранения белья до стирки, определение изнаночной и лицевой сторон белья.

Упражнение в  заправке  постели (встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку), с/ролевая игра «Меняем постельное белье».

Предметы постельного белья, подушка, одеяло, кровать, матрас, корзина для хранения грязного белья.

5

Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс  одежды.

Закрепить  представление о видах мелкого ремонта одежды.

Учить  навыкам  втягивания тесьмы в пояс одежды.

Знакомство с инструментами  и материалом для  втягивания резинки в пояс одежды и их названием, повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение изнаночной и лицевой стороны ткани, определение вида ткани (х/б), шелк, синтетика, шерстяное, упражнение в втягивание эластичной тесьмы в пояс одежды.

Тесьма, ножницы, булавка, одежда.

6

Пришивание  больших пуговиц.

Формировать практические умения пришивания пуговиц.

Воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении работы.

Рассказ и показ   инструментов  и материала для  пришивания пуговиц и их названием, повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение место пришивания пуговицы  на одежде, подбор инструментов для пришивания пуговиц,  подбор нитки и  пуговицы по цвету ткани,  тренировочное упражнение пришивания пуговицы на ткань,  пришивание пуговицы.

Образцы пришитых пуговиц, инструктивные карты для практической работы, набор игл, игольницы, ножницы, пуговицы, нитки.

7

Глажение одежды.

Формировать практические умения и навыки глажки одежды.

Знакомство с устройством и назначением утюга. Знакомство со символами обозначения температуры нагрева на утюге.

изучение правил безопасной работы с электронагревательными приборами, установка гладильной доски подключение утюга к сети

определение готовности утюга к работе раскладывание белья на гладильной доске смачивание белья водой (использование клавиши на утюге или пульвелизатора) движения руки с утюгом при глажении глажение косынок, платков, салфеток.

Инвентарь и приспособление для глажки вещей, утюг, гладильная доска, предметы одежды, кухонное полотенце, косынка, фартук.

8

Итоговый практикум «Приводим одежду в порядок».

Закрепление умений и  навыков по ремонту одежды.

повторение т/б при работе с режущими и колющими инструментами, определение место пришивания пуговицы  на одежде, подбор инструментов для пришивания пуговиц,  подбор нитки и  пуговицы по цвету ткани,  пришивание пуговицы.

Образцы пришитых пуговиц, инвентарь и фурнитура для ремонта одежды.

9

Санитарно- гигиенические требования к кухне.

Формировать представление о санитарно-гигиенических требованиях к помещению кухни. Учить подержать порядок и чистоту на кухне.

Беседа о значении  соблюдения санитарно-гигиенических требовании к кухне, проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье  посуды и мойки, подметание пола и  вынос мусора.

Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки помещения, посуда,

 крем для рук.

10

Место приготовления пищи. Наши помощники на кухни

Знакомство учащихся с оборудованием кухни и формирование навыков использовать  по назначению.

Знакомство с  бытовыми приборами, изучение названия и назначение, изучение техники безопасности при работе с ними по картинке, дидактическая игра «Третий лишний»,  дидактическая игра «Где был Буратино?».

кухонное оборудование, губка, тряпка, чистящие и моющие средства

11

Завтрак. Приготовление бутербродов.

Учить подобрать продукты и приготовить бутерброды.

Беседа о значение завтрака для здоровья человека, чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов для завтрака, составление меню на завтрак (по картинкам), презентация «Виды бутербродов и способы оформления»,  намазывание масло на хлеб, размещение колбасы, сыра, овощей на хлеб, приготовление  холодных бутербродов.

Продукты, нож, овощи, разделочная доска, презентация.

12

Отваривание яиц.

Формирование у учащихся навыков по определению доброкачественности яиц, учить технологии отваривания яиц вкрутую и очистить.

Беседа о значение яиц для здоровья человека, знакомство с видами блюд из яиц (презентация), лабораторная работа: определение свежести яйца, выбор посуды для отваривания яиц,  соотношение дна посуды с размерами конфорки, наполнение водой кастрюлю до метки, отваривание яиц,  определение готовности яйца, очистка от скорлупы, мытье посуды и уборка стола после еды.

Словарная работа: яйца вкрутую, всмятку, омлет, яичница.

Продукты, посуда кухонная, чайная, ложка, фартук, салфетки.

14

Напитки для завтрака.

Учить подобрать напитки для завтрака и приготовить их.

Беседа о значение молочных продуктов для здоровья человека,  видах, дидактическая игра «Горячие, холодное».

Кухонная посуда, кисломолочные продукты, фартук,

15

Сервировка стола к завтраку.

Знакомство учащихся с общими правилами сервировки стола и посудой для завтрака (чайная посуда). Учить последовательности сервировки стола.

Беседа о значении сервировки стола и ее видах, знакомство с посудой для завтрака, название предметов чайной посуды и их назначение, рассказ и показ видов скатертей для стола,  презентация

« Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу», презентация «Столовые приборы, правила пользования ими»,  с/ролевая игра «Приглашаем к завтраку».

Чайная посуда и столовые приборы, скатерть, салфетки.

16

Детская комната. Назначение. Повседневная уборка.

Познакомить с интерьером и мебелью  детской комнаты, Формирование навыков и   правил и последовательности проведения сухой и влажной уборки, умению производить сухую и влажную уборку

Беседа  о видах комнат в квартире  их назначение, показ презентации «Мой дом», беседа о значении  повседневной уборки  квартиры и ее видах, мытье детских игрушек,  набирание в таз воды нужной температуры; смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе; удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой,  полив комнатных растений.

презентация «Мой дом», пылесос, инвентарь для уборки квартиры, игрушки, комнатные растения, лейка.

17

Инвентарь для уборки квартиры, правила ухода и хранения.

Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки помещения  по назначению.

Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения;

наполнение таза водой;

отработка упражнений в смачивание  и отжимание тряпки;

 расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место,  мытье рук и нанесение крема.

Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук.

18

Уборка помещения. Наведение порядка.

Учить  видеть непорядок,  грязь и формировать желание их устранить.

Уборка разбросанных предметов на свои места, наведение порядка в шкафу, кровати, полу, набирание в таз воды нужной температуры; смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе, протирания пыли, мытья поверхностей, игрушек, подметания,

Мебель, игрушка, книги, вещи, обувь, инвентарь для уборки помещения.

19

Уборка помещения.  Работа с пылесосом.

Дать представление о  видах покрытий полов в помещении, особенностями ухода. Учить подготовить пылесос к работе и работать с ним.

Беседа о пылесосе с демонстрацией пылесоса, знакомство с его устройством и видами насадок. Знакомство учащихся с видами пола и покрытиями (рассмотрение картинок презентации), презентация «История пылесоса», изучение  по картинкам правила ТБ и пользовании пылесосом, подготовка пылесоса к работе, работа с пылесосом. Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса.

Пылесос с различными насадками, веники, совок, щетки, презентации, картинки.

20

Уборка помещения. Выбивание и встряхивание дорожек, коврика.

Формировать навыки по уходу за ковровыми покрытиями. Учить пользоваться инвентарем по назначению.

Беседа о видах ковровых покрытий и их назначение, рассказ и показ инвентаря для ухода за ковровыми покрытиями, чистка паласа влажным веником, пылесосом, выбивание и вытряхивание дорожки, коврика.

Образцы ковровых покрытий (иллюстрации и наглядный материал), пылесос, выбивала для пыли, веник.

21

Уборка помещения. Мытье  полов.

Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для мытья пола   по назначению. Учить технологически  правильно мыть пол.

Беседа о значении мытья пола, знакомство с инвентарем для мытья пола, изучение последовательности мытья пола по картинкам, наливание теплой воды в ведро, добавление  моющего  средства, намачивание и отжимание тряпочки (упражнение в скручивание пучка шерстяных ниток и толстоного шнура), упражнение в обертывание тряпки на швабру. Мытье пола. Уход за руками после работы.

Инвентарь для мытья пола, шерстяные нитки, шланг, моющее средство, детский крем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...