Эссе "Учитель прикасается к вечности..."
статья по теме

Спиридонова Инна Юрьевна

Размышление о роли учителя в жизни детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitel_prikasaetsya_k_vechnosti.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова Инна Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №1

г. Красный Сулин Ростовской области

Эссе «Учитель прикасается к вечности»

«Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка

 к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше,

 чем им овладеют гражданские отношения» 

Адольф Дистервег

Когда меня спрашивают о том, кем я работаю, то с гордостью отвечаю: «Учитель!» И всегда интересна реакция спрашивающего: кто-то реагирует уважительно, кто-то пренебрежительно, кто-то насмешливо, а кто-то откровенно говорит, что эта профессия для неудачников. Дескать никуда больше не прошла по конкурсу, вот и подалась в учителя….                                                                                                  У каждого из нас была своя дорога в профессию. О себе я не могу сказать, что ещё с детских лет мечтала стать учителем. Кем я себя только в детстве не представляла! А в 10 классе всерьёз задумывалась об историческом факультете Ростовского университета. Но в жизни всё бывает вдруг… Вот так и меня она вдруг привела к замечательному учителю, влюблённому в свой предмет, – Красильниковой Надежде Акимовне. С этого знакомства и начался мой очень непростой путь в профессию Учителя. Мне пришлось пройти его, что называется, от самых первых ступеней – сначала старшая вожатая в одной из городских школ, два года – в начальной школе, и только потом – работа по специальности учителя русского языка и литературы. И каждая ступень – огромнейший опыт, понимание себя в профессии, каждодневное осознание правильности своего выбора.                                        Люди, далёкие от школы, думают, что учителем работать легко. Именно работать. Но учитель – это не работа, это состояние души! Потому что наше рабочее время – это не только уроки, но и после них, когда общение ни с детьми, ни с родителями, ни с коллегами не заканчивается звонком с последнего урока, когда они идут к тебе со своими проблемами (зачастую не связанными с процессом обучения) и ждут моральной поддержки, доброго совета и участия.  Я глубоко убеждена, что те, кто это понял и прочувствовал, остаются в школе, несмотря ни на что. Остаются, потому что при всей своей психологической усталости (это, по-моему, главный минус профессии) уже не могут без детей, без какого-то особого духа школы, который не позволяет душе ни лениться, ни стариться. Ведь учитель не только учит, но и учится сам у своих учеников, потому что каждый из них индивидуален. И мы находимся все в одной большой семье, где каждый друг с другом делится частичкой себя. Этот «обмен» помогает нам не стоять на месте, постоянно развиваться. Идти вперед – к нашим ученикам.                                 Уже больше двадцати лет я преподаю русский язык и литературу – самые сложные предметы в школе (хотя, думаю, каждый учитель скажет так о своём предмете). Сложность состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выучить правила и освоить алгоритм их применения или прочитать ту или иную книгу. Моя задача сегодня – рассказать маленькому человеку, вступающему в большую жизнь, о Человеке, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе личности и свободе выбора, о любви и ненависти. Трудность для учителя заключается в том, чтобы помочь каждому подростку через классические образцы русской литературы определить для себя на будущее, «что такое хорошо и что такое плохо». С каждым годом меняются жизненные реалии, и, как это ни печально, с развитием компьютерных технологий в нашем обществе возникает полоса отчуждения между людьми. Поэтому и роль учителя становится, на мой взгляд, значительнее – мы теперь не только учим, мы участвуем в судьбе каждого ребенка. А если так, то невозможно формальное отношение к своему труду, потому что мы имеем дело с Душой Человека!                                                                                        У Л.Н. Толстого в дневнике есть интересная запись о том, что «могучее средство к истинному счастью в жизни – это без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда всё, что попало…» Подобные основы миросозерцания мы, учителя, стараемся привить своим детям, которые для нас уже больше, чем ученики, даря им нашу любовь абсолютно бескорыстно и своим примером показывая детям, что такое преданность своим идеалам, служение человеку во имя самого человека, а не ради материального благополучия. Они – часть нашей жизни. Причём значительная её часть. И берут наши дети от нас всё то, что мы стараемся им отдавать абсолютно искренне и честно – частичку нас, которая связывает учителя и ученика навечно. Связывает общностью души, общностью интересов и мироощущения. Поэтому они в детстве так хотят быть похожими на своего учителя, а когда становятся старше – уже не могут не быть похожими на него…                                                        Не раз мои ученики задавали мне вопрос: «Не скучно вам каждый год повторять одно и то же?» И я им отвечаю: «Нет, не скучно! Потому что двух одинаковых классов или двух одинаковых учеников не бывает. У меня каждый раз все бывает по-новому. И никогда не повторяется!» Многие выпускники удивляются тому, что я помню их по именам: они думают, что невозможно запомнить всех учеников за столько лет жизни в школе. А я уверена, что учителю невозможно их забыть, потому что за каждым из них – своя маленькая история, в которую мы входим в детстве, продолжаем участвовать в ней в отрочестве и юности и остаёмся с детьми тогда, когда они становятся взрослыми и уходят в самостоятельную жизнь. Может быть, они не думают о том, что их дальнейшая дорога и нравственный выбор, который они делают ежедневно, определяется не только воспитанием, полученным дома, но и личностью учителя, который своим примером показывает ученикам, что есть в нашем прагматичном мире место таким вещам, которые нельзя ни купить, ни продать, ни обменять – Совести, Честности, Любви, Верности, Радости. Но я глубоко убеждена, что способность войти в непростой мир взрослых отношений и найти свое место в нем, не утратив в себе Человека, - это результат работы каждого из нас, учителей!                                                                                 Каждый день я прихожу в класс. Каждый день на меня смотрят глаза моих детей. И вот уже много лет урок не заканчивается со звонком, они остаются в классе, и мы продолжаем разговор о героях Пушкина и Гоголя, Тургенева и Достоевского, Толстого и Шолохова. Моих детей волнуют совершенно недетские вопросы… Я часто себя спрашиваю: «Какими людьми они вырастут?» Вот это очень важно для каждого учителя!        Думаю, что каждый учитель в душе чуть-чуть ребёнок! Только это дает ему возможность понимать детей. Настоящий учитель не может быть равнодушен к своим ученикам. Без любви и уважения к ним не может быть хорошего учителя. Я всегда радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Моя работа – это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Ученики не только мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустившие меня в свой мир, они становятся моими друзьями. Всем этим нужно распорядиться мудро. Конечно, я горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в моменты неудач они дают повод для гордости за них, ведь они получают одни из самых важных уроков – уроки жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед. Важно, чтобы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, чтобы рядом был учитель!                                                             Жизнь учителя требует полной самоотдачи, непрерывного саморазвития, честности и открытости в отношениях с детьми. По-другому не получится никогда, потому что дети, как никто, чувствуют фальшь и лицемерие. А учитель должен быть для своих воспитанников нравственным ориентиром в этом мире, настоящим маяком, о котором они будут вспоминать с теплом и благодарностью спустя десятилетия после окончания школы, о котором будут рассказывать своим детям с радостью. В этом заключен смысл нашей учительской жизни – связывать времена и поколения.                                         Мне посчастливилось много лет назад определиться с профессией, потому что моя профессия – моя жизнь, яркая, активная, радостная! И всем, кто считает, что в учителя идут неудачники, мне хочется ответить: «Нет, Учителями становятся избранные! Сильные духом и щедрые душой. Другие – не смогут!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Учитель прикасается к вечности…»

Это моё прозаическое сочинение, в котором я выражаю свои впечатления и соображения по теме "Учитель прикасается к вечности..."...

"Учитель прикасается к вечности ..."

"Учитель прикасается к вечности: он никогда не знает, где заканчивается его влияние", - сказал  американский писатель и историк Г. Адамс.  Я думаю,  влияние это может быть и ничтожным, ...

Эссе на тему:"Учитель прикасается к вечности..."

Аргументы в подтверждении тезиса,что профессия учитель необходима в обществе и важна в воспитании подрастающего поколения, доказывались мною в течение 30 -и лет. Учительство- лучший способ наслаждатьс...

Эссе "Учитель прикасается к вечности..."

Кнкурсное задание "Учитель года - 2017"...