Конкурсное задание "Методический семинар"
опыты и эксперименты на тему

Лама-Саан Милана Шолбановна

Конкурсное задание «Методический семинар»

Объяснительная записка

"Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я усваиваю".
Китайская  мудрость

Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме «Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка при обучении грамматике».

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли пути решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках английского языка можно использовать разнообразные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создает положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, видеоуроков, песен, озвученных на иностранном языке.

            Сформированность грамматических навыков играет большую роль в овладении иностранным языком и также является одним из аспектов языковой компетенции. Изучение грамматики выступает главным условием успешного развития умений во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Процессы модернизации школьного образования способствуют обновлению в области введении и закреплении материала.

            Актуальность данного исследования заключается в том, что несовпадение грамматического строя английского и русского языков, стандартное заучивание грамматических правил могут привести к снижению мотивации учащихся, поэтому стоит разработать приемы, облегчающие запоминание грамматической структуры и вызывающие интерес к уроку.

            Проблема  исследования заключается в том, что обучения грамматике учащихся средней образовательной школы занимает одно из центральных мест в современной методике преподавания английского языка. Школьная программа и быстро меняющаяся жизнь требует от учащихся достаточно высокого уровня владения иностранным языкам, а значит и грамматического языка. Без знания иностранного языка становится невозможным чтение книг, переписка, общение. Ее не любят все и вся. Ее не выделяют как один из легких аспектов языка. Это тот фундамент, на котором держится грамотный английский язык.

            Цель: качественное формирование грамматических навыков с помощью методов системно-деятельностного подхода. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

1)      проанализировать имеющиеся подходы обучения в грамматике английского языка;

2)      выделить особенности системно-деятельностного подхода применительно к грамматике;

3)      выявить оптимальные методы и приемы;

4)      подобрать грамматические упражнения, основанные на деятельности.

            Объектом исследования является процесс обучения грамматике английского языка.

            Предметом исследования–использованием системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в процессе обучения грамматике.

            Материалом исследования является УМК «HappyEnglish.ru».

            Новизна – используемые материалы (его информативность), организация урока (его видов и форм), и разнообразие приемов работы, основа ситуаций и проблемы общения проявляется в различных компонентах урока для развития грамматических навыков.

            В процессе анализа выдвигаю следующую гипотезу: внедрение разнообразных приемов на основе системно-деятельностного подхода является эффективным средством развития грамматических навыков школьника.

            Практическая значимость заключается в том, что она может быть использована учителями иностранного языка, обучающимися английскому языку и родителям, желающими помочь детям в изучении данного языка, в качестве справочного материала.

            Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Кто-то считает, что грамматика не сложна и не доставляет никаких неудобств. Почему же для остальных обучение грамматике английского языка дается с таким трудом? Как мне кажется, дело в том, что при слове «грамматика» мы сразу представляем себе перечень скучных, нудных, неинтересных правил, которые необходимо зубрить, чтобы хоть что-то запомнить. Десяток лет назад так и было. Однако в наши дни при большом ассортименте материала обучение грамматике английского языка можно сделать увлекательным познавательным процессом.

            Иностранный язык требует уважения и понимания того, что он может отличаться от вашего. При обучении грамматике английского языка возникают проблемы с осмыслением того или иного явления, например, артикля или большого количества времен. Нужно постараться и преподать материал так, чтобы учащиеся  поняли и приняли эти нормы, как особенности английского языка.   Прежде чем приступить к изучению более сложного материала, необходимо довести менее сложный материал до автоматизма. Лишь твердое знание основ поможет учащимся относительно легко воспринять вещи более сложные. И самое главное, на мой взгляд – это, прежде всего, воплощение, а затем отработка усвоенной теоретической информации.

            Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Это могут быть схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, игры, песни, видеоуроки, то есть все, что позволяет визуально показать смысл данного правила. Этой цели, например, служит ресурс englishtenseswithcartoons.com, который объясняет времена английского языка с помощью картинок и flash-мультов, flash-игр, flash-песен, видеоуроков «Английский для школьников», ментальных карт. Изкнигинтересна “Picture Grammar for Children” by David Vale.Главное, никогда не учите грамматику на «голых» примерах, совершенно оторванных от жизненных ситуаций. Все, что вы изучаете или даете для изучения кому-либо, должно быть представлено в контексте реальной разговорной речи.

            Конечно же, наиболее полезной частью обучения грамматике английского языка является практика теории для активизирования грамматического материала и развития речи.  Это  не только упражнения (в большом количестве), но и разнообразные игры, диалоги, соревнования.

            Для формирования умственных действий учащихся с абстрактным грамматическим материалом недостаточно вовлечения детей в речевую деятельность. При всех возможностях речевой деятельности формирование умений самостоятельно строить высказывания на основе простого речевого общения у детей младшего школьного возраста невозможно. Поэтому ученик должен не только общаться, но и активно действовать с грамматическим материалом, «овеществленном» в предметном мире, знания о котором он должен усвоить и реализовать в речевой деятельности. Необходимость «овеществления» грамматического материала вызвана незнанием детьми грамматических понятий, необходимых им для описания способов построения высказываний, а также неготовностью ребенка абстрактно рассуждать о грамматических явлениях изучаемого языка. Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, поэтому при объяснении  грамматического материала   учащимся   следует   выйти   за пределы   абстрактного   грамматического рассуждения  в плоскость практических взаимоотношений, в реальной   действительности, а именно игровой деятельности.

Опираясь на собственные наблюдения и научные положения, я постепенно пришла к выводу, что в обучении иностранному языку через формирование системно-деятельностного подхода, реализуется эффективная усвояемость грамматики. В этом учебном году в моем классе 5 «в» в качестве внеурочной деятельности стартовал проект под названием «Школьная газета на английском языке…”, целью которого является развитие грамматики посредством реализации системно-деятельностного подхода, направленной на написание и презентацию газетных статей на английском языке. Для учащихся 5 «в» класса каждую неделюдаю различные задания, которые они выполняют. Например, было предложена тема  «Наша школа сегодня», в данной работе предлагалось два типа заданий: 1. нарисовать рисунок на данную тему и защищать на английском языке; 2. составить предложения, в простом настоящем времени используя новую лексику. Групповая работа на тему «Кружки в нашей школе», в данной работе предлагалось  написать сочинение.

            В рамках учебной деятельности для всех учащихся я часто разыгрываю небольшие представления с помощью схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, ментальных карт для отработки структур английского языка, использую много различных игр, рифмовок и песен, интернет-ресурсы и метод проекта. Например, для 2 классов предлагалось задание "Любимые герои сказок". Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся по очереди описывают героев разных сказок. Если дети угадали, им показывают соответствующие картинки. Ex.Thisisagirl. She is a small girl. She has a nice dress and a red hat on. She has a grandmother. She often goes to see her. Для 3 классовпредлагалосьигратьвигру"Кругосветное путешествие" – закрепляетсяконструкцияThereis/areиотрабатываетсянавыкупотребленияартиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "Thereis a blackboardonthewallinfrontofthepupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door..." Тот, кто ошибся, покидает корабль. Для 4 классов предлагалось задание  “Что ты рисуешь?” – PresentContinuous. У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Онотгадывает, чторисуетсоседпопарте, задаваявопросы: – Areyoudrawingahorse? – No, I'mnotdrawingahorse. – Areyoudrawingapig? Yes, I’mdrawingapig. Проект «Моя страница в Интернете» в 5 классах создан на тему «Моя домашняя страница». Работа над проектом предполагает изучение лексического и грамматического материала по учебной теме в тесном межпредметном взаимодействии.

Использование данного метода на уроках привело к следующим результатам:

1.      У школьников повысилась учебная мотивация, появилась заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять задания различной сложности;

2.      Увеличилось количество учащихся, принимавших участие в олимпиадах школьных, городских и дистанционных;

3.      У школьников появилось желание заниматься проектной деятельностью по английскому языку.

            Таким образом, для успешного развития акт коммуникациина иностранном языке для любого выпускника современной школы очень важно овладеть универсальными учебными действиями, а наличие хорошего словарного запаса и умение грамотно им воспользоваться,  могут стать отличным инструментом в достижении поставленных целей.

            Все вышеперечисленные метод обучения грамматике учащихся были использованы мной при разработке серии уроков и направлены на формирование грамотной речи. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основеметодических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создает ситуацию успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки.

            Итак, «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon na_konkurs_2017.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Объяснительная записка

"Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я усваиваю".
Китайская  мудрость

Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме «Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка при обучении грамматике».

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли пути решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках английского языка можно использовать разнообразные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создает положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, видеоуроков, песен, озвученных на иностранном языке.

        Сформированность грамматических навыков играет большую роль в овладении иностранным языком и также является одним из аспектов языковой компетенции. Изучение грамматики выступает главным условием успешного развития умений во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Процессы модернизации школьного образования способствуют обновлению в области введении и закреплении материала.

        Актуальность данного исследования заключается в том, что несовпадение грамматического строя английского и русского языков, стандартное заучивание грамматических правил могут привести к снижению мотивации учащихся, поэтому стоит разработать приемы, облегчающие запоминание грамматической структуры и вызывающие интерес к уроку.

        Проблема  исследования заключается в том, что обучения грамматике учащихся средней образовательной школы занимает одно из центральных мест в современной методике преподавания английского языка. Школьная программа и быстро меняющаяся жизнь требует от учащихся достаточно высокого уровня владения иностранным языкам, а значит и грамматического языка. Без знания иностранного языка становится невозможным чтение книг, переписка, общение. Ее не любят все и вся. Ее не выделяют как один из легких аспектов языка. Это тот фундамент, на котором держится грамотный английский язык.

        Цель: качественное формирование грамматических навыков с помощью методов системно-деятельностного подхода. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

  1. проанализировать имеющиеся подходы обучения в грамматике английского языка;
  2. выделить особенности системно-деятельностного подхода применительно к грамматике;
  3. выявить оптимальные методы и приемы;
  4. подобрать грамматические упражнения, основанные на деятельности.

        Объектом исследования является процесс обучения грамматике английского языка.

        Предметом исследования–использованием системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в процессе обучения грамматике.

        Материалом исследования является УМК «HappyEnglish.ru».

        Новизна – используемые материалы (его информативность), организация урока (его видов и форм), и разнообразие приемов работы, основа ситуаций и проблемы общения проявляется в различных компонентах урока для развития грамматических навыков.

        В процессе анализа выдвигаю следующую гипотезу: внедрение разнообразных приемов на основе системно-деятельностного подхода является эффективным средством развития грамматических навыков школьника.

        Практическая значимость заключается в том, что она может быть использована учителями иностранного языка, обучающимися английскому языку и родителям, желающими помочь детям в изучении данного языка, в качестве справочного материала.

        Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Кто-то считает, что грамматика не сложна и не доставляет никаких неудобств. Почему же для остальных обучение грамматике английского языка дается с таким трудом? Как мне кажется, дело в том, что при слове «грамматика» мы сразу представляем себе перечень скучных, нудных, неинтересных правил, которые необходимо зубрить, чтобы хоть что-то запомнить. Десяток лет назад так и было. Однако в наши дни при большом ассортименте материала обучение грамматике английского языка можно сделать увлекательным познавательным процессом.

        Иностранный язык требует уважения и понимания того, что он может отличаться от вашего. При обучении грамматике английского языка возникают проблемы с осмыслением того или иного явления, например, артикля или большого количества времен. Нужно постараться и преподать материал так, чтобы учащиеся  поняли и приняли эти нормы, как особенности английского языка.   Прежде чем приступить к изучению более сложного материала, необходимо довести менее сложный материал до автоматизма. Лишь твердое знание основ поможет учащимся относительно легко воспринять вещи более сложные. И самое главное, на мой взгляд – это, прежде всего, воплощение, а затем отработка усвоенной теоретической информации.

        Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Это могут быть схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, игры, песни, видеоуроки, то есть все, что позволяет визуально показать смысл данного правила. Этой цели, например, служит ресурс englishtenseswithcartoons.com, который объясняет времена английского языка с помощью картинок и flash-мультов, flash-игр, flash-песен, видеоуроков «Английский для школьников», ментальных карт. Изкнигинтересна “Picture Grammar for Children” by David Vale.Главное, никогда не учите грамматику на «голых» примерах, совершенно оторванных от жизненных ситуаций. Все, что вы изучаете или даете для изучения кому-либо, должно быть представлено в контексте реальной разговорной речи.

        Конечно же, наиболее полезной частью обучения грамматике английского языка является практика теории для активизирования грамматического материала и развития речи.  Это  не только упражнения (в большом количестве), но и разнообразные игры, диалоги, соревнования.

        Для формирования умственных действий учащихся с абстрактным грамматическим материалом недостаточно вовлечения детей в речевую деятельность. При всех возможностях речевой деятельности формирование умений самостоятельно строить высказывания на основе простого речевого общения у детей младшего школьного возраста невозможно. Поэтому ученик должен не только общаться, но и активно действовать с грамматическим материалом, «овеществленном» в предметном мире, знания о котором он должен усвоить и реализовать в речевой деятельности. Необходимость «овеществления» грамматического материала вызвана незнанием детьми грамматических понятий, необходимых им для описания способов построения высказываний, а также неготовностью ребенка абстрактно рассуждать о грамматических явлениях изучаемого языка. Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, поэтому при объяснении  грамматического материала   учащимся   следует   выйти   за пределы   абстрактного   грамматического рассуждения  в плоскость практических взаимоотношений, в реальной   действительности, а именно игровой деятельности.

Опираясь на собственные наблюдения и научные положения, я постепенно пришла к выводу, что в обучении иностранному языку через формирование системно-деятельностного подхода, реализуется эффективная усвояемость грамматики. В этом учебном году в моем классе 5 «в» в качестве внеурочной деятельности стартовал проект под названием «Школьная газета на английском языке…”, целью которого является развитие грамматики посредством реализации системно-деятельностного подхода, направленной на написание и презентацию газетных статей на английском языке. Для учащихся 5 «в» класса каждую неделюдаю различные задания, которые они выполняют. Например, было предложена тема  «Наша школа сегодня», в данной работе предлагалось два типа заданий: 1. нарисовать рисунок на данную тему и защищать на английском языке; 2. составить предложения, в простом настоящем времени используя новую лексику. Групповая работа на тему «Кружки в нашей школе», в данной работе предлагалось  написать сочинение.

        В рамках учебной деятельности для всех учащихся я часто разыгрываю небольшие представления с помощью схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, ментальных карт для отработки структур английского языка, использую много различных игр, рифмовок и песен, интернет-ресурсы и метод проекта. Например, для 2 классов предлагалось задание "Любимые герои сказок". Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся по очереди описывают героев разных сказок. Если дети угадали, им показывают соответствующие картинки. Ex.Thisisagirl. She is a small girl. She has a nice dress and a red hat on. She has a grandmother. She often goes to see her. Для 3 классовпредлагалосьигратьвигру"Кругосветное путешествие" – закрепляетсяконструкцияThereis/areиотрабатываетсянавыкупотребленияартиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "Thereis a blackboardonthewallinfrontofthepupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door..." Тот, кто ошибся, покидает корабль. Для 4 классов предлагалось задание  “Что ты рисуешь?” – PresentContinuous. У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Онотгадывает, чторисуетсоседпопарте, задаваявопросы: – Areyoudrawingahorse? – No, I'mnotdrawingahorse. – Areyoudrawingapig? Yes, I’mdrawingapig. Проект «Моя страница в Интернете» в 5 классах создан на тему «Моя домашняя страница». Работа над проектом предполагает изучение лексического и грамматического материала по учебной теме в тесном межпредметном взаимодействии.

Использование данного метода на уроках привело к следующим результатам:

  1. У школьников повысилась учебная мотивация, появилась заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять задания различной сложности;
  2. Увеличилось количество учащихся, принимавших участие в олимпиадах школьных, городских и дистанционных;
  3. У школьников появилось желание заниматься проектной деятельностью по английскому языку.

        Таким образом, для успешного развития акт коммуникациина иностранном языке для любого выпускника современной школы очень важно овладеть универсальными учебными действиями, а наличие хорошего словарного запаса и умение грамотно им воспользоваться,  могут стать отличным инструментом в достижении поставленных целей.

        Все вышеперечисленные метод обучения грамматике учащихся были использованы мной при разработке серии уроков и направлены на формирование грамотной речи. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основеметодических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создает ситуацию успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки.

        Итак, «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...