Представление собственного инновационного опыта
материал по теме

Надейкина Светлана Павловна

 «Природа – единственная книга

содержание, которой одинаково

значительно на всех страницах.»

В.Гёте

                         Актуальность и перспективность опыта.

       Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

   Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат

                               Надейкиной Светланы Павловны

Тема: «Формирование экологической культуры школьников»

 «Природа – единственная книга

содержание, которой одинаково

значительно на всех страницах.»

В.Гёте

                         Актуальность и перспективность опыта.

       Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

   Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

   Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой значимости: формирование гуманного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств, кoтoрaя реaлизуется путем рaзвития в детях сoстрaдания, сoпереживaния и сoчувствия кo всем живым существaм нa плaнете. Челoвек – чaсть прирoды, нo зaчaстую именнo oн oкaзывaет пaгубнoе влияние нa oкружaющий мир. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

     Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, как непрерывный процесс.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо научиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

       Когда я начала работать в школе – интернате стала задумываться над вопросами: видят ли и замечают мои воспитанники прекрасное в привычных местах? Какое чувство испытывают, любуясь пейзажем? Какое влияние оказывают на них картины природы? Понимают ли они, что являются ее частицей? И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам. И пришла к неутешительному выводу: дети в полной мере не осознают, насколько важно гармоничное сосуществование человека и природы. Не придают большого значения остроте современных экологических проблем.

       Я считаю, что образовательное учреждение призвано дать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре. Задача эта непростая, в одночасье ее не решить. Поэтому я пришла к выводу, что в этой работе необходима систематичность, нужны эффективные методы, приемы, нужен убедительный фактический материал.

     Формирование гуманного отношения у школьников к природе – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что  человечество вплотную подошло к  глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения.

     Я сделала вывод, что необходимо создать все возможные условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Овладение началами знаний о природе и обществе, непосредованное и опосредованное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека расширяют возможности для понимания остроты современных экологических проблем.                          

                        Наличие теоретической базы опыта

      Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в школьную педагогику. Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи  В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.  

      В настоящее время  создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание школьников, формирование их экологической культуры.

    Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. – М.: Просвещение , 1993. - 128 с.

2. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : «Детство-пресс»; 2002.

3.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986

 Огромную  помощь в работе оказали следующие методические пособия: -  Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др. .

   Сборник «Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» авторы Н.Г.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.И.Барылкина М., 2004 «Вако»

Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» М., «Владос», 2004

Пастухова Т.Ю. «Методические разработки по экологии», 1999.

      Работы этих педагогов помогают мне при работе над моей инновацией.

Но самое главное, на мой взгляд, то, что природа учит нас жизненной мудрости. Наблюдая за тем, как гармонично сосуществуют хищные звери и животные, служащие им пищей, ядовитые и полезные растения, можно научиться очень многому. Именно в природе, а не в различных сводах законов человек должен черпать правила своего поведения, учиться естественности, если он хочет быть счастливым.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

      Свою идею реализую через работу экологического клуба «Исток» по программе «Дети природы», целью которого является формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Программа клуба «Исток» разработана для детей 7-10 -ти лет. Cамое главное, в работе клуба воспитываю в детях потребность быть с природой чутким любящим, чтобы чувствовать ответное расположение. Этот клуб я считаю стержнем экологического воспитания, т.к. в процессе работы этого объединения происходит становление ответственного отношения к природе. Дети учатся применять экологические знания, умения и  навыки в реальных ситуациях. Наша школа – интернат расположена около леса, поэтому ребенку можно увидеть наглядно красоту природы. Могу показать наглядно растения. Например, ландыши, которые занесены в Красную книгу. Дети могут оценить красоту исчезающих видов растений.

      Решение всех этих основных задач происходит посредством различных видов деятельности. В связи с этим я систематически включаю в свою работу беседы, классные часы, посвященные воспеванию красоты природы, сохранению окружающей среды. На сегодняшний день доступным для нас также является огромное количество разнообразных конференций, экологических форумов. Задачи и цели этих мероприятий заключаются в том, чтобы возродить в ребенке чувство благоговейного отношения к живому и неживому, ко всей природе. Они помогают детям узнать много нового интересного, помимо учебной деятельности. Мною проводились многочисленные беседы и классные часы. Это и «Наша планета Земля», «Наедине с природой», «Вода вокруг нас», «Дом,  в котором мы живем», «На пороге экологической катастрофы», а также часто включаю в работе беседы узкой тематики, связанные с работой клуба «Исток».

   Организовала операцию «Живи родник», который бьет вблизи школы. Цель операции: вымостить дорожку к роднику, убрать от мусора  территорию вокруг родничка.

      Благодаря той местности, где  расположена наша школа, такие методы как наблюдения, прогулки, очень широко используются в моей работе. Экскурсии с конкретными целями и задачами клуба: закопать мусор, очистить лесные полянки цветов, земляники, отнести мусор в общий котлован. Где воспитывать у ребят любовь к  родной природе, показать все ее разнообразия, красоту, если не на экскурсии в природу? Дети, находясь на природе, выполняют различные упражнения на внимательность, обращают особое внимание на красоту окружающей их среды, ведут «немой разговор» с растениями, насекомыми, птицами.

     Ежедневные прогулки – наблюдения за природой позволяют детям видеть сезонные изменения в объектах живой и не живой природы. Они учат логически мыслить, сравнивать, анализировать.

     В своей работе я часто прибегаю к такому методу как проведение экологических  сказок, театрализованных представлений, литературно – музыкальных композиций, экологические недели  (конкурсы рисунков, плакатов). Были проведены такие мероприятия как «Здоровым будешь- все добудешь»,«Необыкновенные приключения сказочных героев», «Каравай хлеба не свалится с неба», «Колокола тревоги».

     Также мы занимаемся разведением комнатных растений. Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний.    

     Все чаще стали использоваться игры экологического содержания. Игры, используемые в экологическом воспитании детей, различны по форме и содержанию: игры – викторины, игры – диспуты, игры упражнения (кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, лото и др.), игры – конкурсы. Игры – соревнования и игры – конкурсы вызывают у детей особый интерес, потому что в них присутствует дух соревнования. У нас в группе проводились такие игры как «Путешествие по планете Земля», «Лесная аптека», «Зеленый друг».

      В результате непрерывной работы все выше перечисленные виды деятельности, в своей совокупности способствуют формированию гуманного отношения школьников к природе.

      Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Результат моей работы – это участие моих воспитанников в различных конкурсах, акциях на школьном, муниципальном, российском,международном уровне.

      Совместно с детьми группы был разработан  проект «Покормите птиц зимой» и приняли участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу».  Мой опыт работы показал, что использование различных видов деятельности в воспитательной работе повысили усвоение экологических знаний и способствовали формированию гуманного отношения детей к природе.  Дети узнали много нового и интересного, помимо учебной деятельности. Они научились больше сопереживать и сочувствовать животным, осуждая деятельность человека по отношению к ним, усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Своими руками изготовлены кормушки, скворечники  для птиц, где дети подкармливают их. Разводят и ухаживают за комнатными растениями.

         Но самое главное, на мой взгляд, то, что природа учит нас жизненной мудрости. Наблюдая за тем, как гармонично сосуществуют хищные звери и животные, служащие им пищей, ядовитые и полезные растения, можно научиться очень многому. Именно в природе, а не в различных сводах законов человек должен черпать правила своего поведения, учиться естественности, если он хочет быть счастливым.

           Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В ходе работы  над данной проблемой я испытывала трудности в том, что не всегда удавалось совершать запланированные экскурсии, из-за неимения транспорта, необходимого для доставки детей.

              Адресные рекомендации по использованию опыта

      Своими результатами я делюсь на педсоветах, методических объединениях воспитателей школы-интерната. На районном методическом объединении педагогов выступала с докладом на тему: «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности », выступала на августовском секционном заседании воспитателей с докладом на тему: «Формирование экологической культуры школьников через различные виды деятельности».

    Свой опыт работы я представляла   на республиканском  конкурсе «Воспитатель года -2012», являлась участником Всероссийского конкурса «Воспитатели России».

     Опыт моей работы представлен на сайте: shinternat.a2b2.ru  и на персональном  сайте: nsportal.ru \-nadeykina-svetlana-pavlovna, https://infourok.ru/user/nadeykina-svetlana-pavlovna

     Свои педагогические наработки периодически размещаю на различных сайтах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Представление собственного инновационного опыта

В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...