Человек! Вокруг тебя - мир...
проект (6 класс) по теме

Банникова Елена Александровна

Информационно-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ученический проект64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 имени святителя Питирима,

епископа Тамбовского

ЧЕЛОВЕК! ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…

Информационно-исследовательский проект

Работу выполнила

ученица 6 класса "А"

Лукина Алина

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Е.А. Банникова

Тамбов - 2016

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение                                                                                                     1. Бессмертны ли животные?                                          

2. Братство или рабство?

2.1. Животные на службе у человека.

2.2. Человек и бездомные животные.

3. Чудесная дружба православных святых и животных.

Заключение.                                                                                Список литературы.                                                                        

ВВЕДЕНИЕ.

Человек и животные… Часто ли мы задумываемся над вопросом, кто из нас брат старший, а кто младший? Каким должно быть отношение христиан к животным? Высказывание, что человек - Царь природы,- это истинная правда. Правда потому, что человек - единственное наделенное разумом и способностью говорить существо на Земле. Даёт это ли нам «власть» над миром животных? Все ли из нас достойны носить царский титул? Эти вопросы мне показались очень интересными и достойными обсуждения.

 Проблема исследования: выяснить, какое место в мире и в жизни человека отводится животному миру.

Актуальность проблемы: Значимость данного вопроса и в том, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью.

Объект исследования: связь человеческого мира и мира животных.

Предмет исследования: учение Православной Церкви об отношении человека к животным.

Цель исследования: выяснить, в чем особенность взаимоотношений между человеком и животными

Задачи исследования:

1. изучить труды подвижников по поводу одухотворенности животных и выяснить, бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство;

2. доказать, что  человек и животные образуют единый «микромир»;

3. обратиться к общественности с предложением создать в городе приют для бездомных и больных животных.

Гипотеза исследования. Чем больше человек продолжается в ином - в другом человеке, в животных, птицах, вообще в природе – тем более он осуществляет себя как Творение Господне.

  1. БЕССМЕРТНЫ ЛИ ЖИВОТНЫЕ?

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <...> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленногоВ. К.).

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <...> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям». Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”.

2. БРАТСТВО или РАБСТВО?

2.1. Животные на службе у человека.

Как же относится к животным миром, чтобы быть достойным звания Христианина?

 К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Многие восклицают: «Бог не дал скотине разуму; не дал и языка; значит ей всё не по чём, что ни твори с ней. Скотина не разумное существо!»

Но разве неизвестно, что если Бог не дал животным нашего разума и нашего языка, так за то дал им такую чуткую животную душу, которая иногда сильнее нашей предчувствует неминучую беду и отношение к ней?

Всё, что ни сотворил Господь на земле, он сотворил в нашу пользу.

Об этом говорится и в Слове Божьем. Когда Бог в пресвятой Троице восхотел сотворить человека, то сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, над скотом, и над всею землёю.

Но это не значит, что надо заставлять животное без отдыха работать или не кормить его.

«Когда молотит у тебя вол, то ты не заграждай ему рот и не запрещай есть ему».

В мире всё живое служит на пользу человеку: лошадь помогает ему в работах, в перевозке тяжестей, в дальних переездах; корова даёт ему молоко и мясо; баран и овца доставляют ему шерсть мясо и одежду; пёс сохраняет его жилище и стадо; кошка истребляет вредных мышей, - одним словом, все твари Божьи повинуются человеку как хозяину своему.

Но хозяин это не только наставник, это кормящий, любящий, проявляющий заботу человек. Он должен до последней минуты бороться за жизнь животного. Тогда у питомца появится смысл продолжать своё существование, ведь рядом любящий, понимающий хозяин.

2.2. Человек и бездомные животные.

К сожалению, человек делит животных на две группы: «полезных» и «для забавы». Полезные животные помогают в хозяйстве, дают молоко, мясо и т.д., о них больше заботятся (кормят, водят к врачу), ведь если животное погибнет, будет тяжелее в хозяйстве, но за непослушание их могут наказать. А животных для забавы все любят, гладят, ласкают, но иногда люди думают, что питомец не умрет без еды, если они уедут на день. Умереть то он может и не умрет, но ему будет все же голодно. Родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Иногда животных « выбрасывают» потому, что они заболевают излечимой, но заразной болезнью. Так появляются бездомные животные. Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Тощих, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, которые сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Как понять зверя? Просто взгляните ему в глаза, и вам всё станет понятно. Ведь больно вам бывает, когда отбирают у вас пищу, одежду, оставляют без крыши над головой! А теперь представьте, каково бывает животным, когда их бьют и ругают, им тяжелее, чем нам, ведь они не могут никому высказать всё, что чувствуют. Мы ведь всегда рассказываем своим друзьям и близким о своих проблемах. Держать все эмоции в себе нам тяжело. Когда держим всё в себе, мы начинаем «бросаться» на всех! Также и животные, например лошадь. Когда хозяин её ругает или бьёт, она начинает плеваться, а может и встать на дыбы.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им одежды и т.д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место. И Православие на это указывает.

Если человек - Царь, то пусть и ведет себя по-царски! Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним до конца его жизни. Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти свое место, мы сами научимся жить в соответствии со своим законом – человеческим, который известен с самых давних времен  как Кодекс Чести.

3.Чудесная дружба православных святых и животных.

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых.

 Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе. Когда он вновь приходил к нему, он, радуясь, говорил: «Вот послал мне Бог зверя в утешенье!»

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва и не взял богатства, которые предлагали ему. Он лишь говорил: « У меня есть всё, что нужно мне для жизни. Богатство - это зло, которое заставляет людей совершать ужасные поступки».  Излечившийся лев всю жизнь смиренно трудился со святым отцом в монастыре. Когда старец умер и монахи привели льва на могилку святого, зверь громко взревел, лёг на гробницу и тут же скончался.

Сильно жалели о нём монахи. Не знали они, чему больше удивляться - святой жизни старца или благородству и верности льва.

И прославили монахи Бога, потому что Он открыл им тайну Своей любви, в которой слиты воедино и человек, и зверь, и вся природа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так в чем же секрет дружбы людей и животных? В заботе, ласке, умении понимать. Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь.

Бог дал человеку животных в помощь, а не в рабство. Человек и животные образуют один «микромир».

Человек не только для себя человек, но и для всей твари Божией человек. И чем  больше он  человек для твари Божией, тем больше он человек для себя. Человек не оканчивается собой и чем больше он выходит из себя, чем больше продолжается в ином - в другом человеке, в животных, птицах, вообще в природе – тем более он осуществляет себя как Творение Господне. Милость человека к другому человеку, к животным и растениям, которые его окружают, есть путь к возвращению райского состояния, есть служение Богу в Его Трудах по Созиданию Нового Неба и Новой Земли.

                 Недавно на прогулке мы с  братом решили покормить голубей. Я наблюдала, как с его рук  спокойно ели семечки голуби. Я смотрела и думала: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божьим творением, ЕДИНОЕ БРАТСТВО ВСЕГО ЖИВОГО – людей, зверей, птиц, бабочек, букашек, ведь  все мы – пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети ОДНОГО Небесного Отца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С.125.
  2. Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация воспитательной системы класса "Вокруг тебя - мир..."

Данная презентация рассказывает о воспитательной системе класса: о ее цели и задачах, о принципах построения и основных направлених, о формах работы и ожидаемом результате....

Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"

Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому,  ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу р...

Воспитательная система класса "Вокруг тебя - мир..."

Данная воспитательная система разработана  на период 2009 – 2014 гг., для учащихся 5–9-х классовЛюбой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость дост...

Тематическое планирование кружка по литературе "Вокруг тебя мир"

1. О правилах; 2. Кто сильнее; 3. Тогда и теперь( На примере художественных произведений рассматриваются вопросы нравственности, поведения человека в обществе)...

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."

Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учени­ком, предполагает проведение интегрированных уроков ...