Рабочая программа
рабочая программа на тему

Токарева Марина Викторовна

Учебный материал к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx40.78 КБ
Файл programma_po_ritmike_i_tantsu.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ИЗО

7 класс

Пояснительная записка.

Цель изучения  - формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мирловой культуры и искусства;

Развития формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Общая характеристика:

-краткая характеристика- рабочая программа  составлена на основе программы В.С.Кузина в основу программы положены: тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

Единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности в искусстве;

Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

Система  учебно – творческих заданий на основе ознакомления с народным  декоративно – прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

Система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к дейс твительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и.т.д.

-сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа- рабочая программа «изобразительное искусство 5 – 7 классы" составлена  в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5 - 7 класс В.С.Кузина 3-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2007г.

 Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Изобразительное искусство 5 - 7 классы».

-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование-так как данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта В.С.Кузина  для  – 5 - 7 классов и рассчитана на 1 час в неделю, то были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение. И взяты темы из программы Б.М.Неменского.

Наименование разделов и тем

Количество часов

по примерной программе

Количество часов

по рабочей программе

1

Рисование с натуры по памяти и по представлению (живопись, рисунок)

15

12

2

Тематическое рисование

5

8

3

Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники.

7

8

4

Беседы

7

6

итого

34

34

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом- данная программа разработана в соответствии с  учебным планом образовательного учреждения  

 в рамках интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7класса. В соответствии с учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34  часа (из расчета 1 час в  неделю) .  

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Изобразительное искусство» на этапе среднего общего образования  из расчета 1 учебный час в  неделю.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 34 учебных часа. Предмет входит в инвариантную часть школьного  учебного материала.

Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):

-умения и навыки ученика-

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

 — анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

— отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

— систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Учащиеся должны уметь:

— видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

— в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

— изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;

— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

Метапредметными результатами освоения выпускниками школы курса «ИЗО» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-эстетической деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов эстетического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и методических задач в процессе иобразительногоискусства;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию рисунка ;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-эстетической деятельности с другими её участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-эстетической деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-эстетической деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-эстетической деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых танцевальных просмотрах;
  • соблюдение норм и правил культуры  в соответствии с эстетической культурой;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-эстетической деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса «ИЗО» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной эстетической и изобразительной информации для проектирования и создания работ;
  • владение алгоритмами и методами решения организационных и эстетических задач.

В трудовой сфере:

  • планирование эстетического процесса и процесса труда;
  • подбор  изобразительного материала с учётом возможности детей.
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и эстетической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

            В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к художественной  деятельности;

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка вариантов рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

В коммуникативной сфере:

  • формирование группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов  коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов;
  • публикация презентации и защита проекта;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук   при работе с кистью, карандашом;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

   

Межпредметные   связи

      В программе рассматриваются разнообразные явления изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.) в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Тематическое планирование по дисциплине  «Изобразительное искусство»

7класс        34часа

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося,ч.

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы,ч.

Контрольная  работа, ч.

 Экскурсия,ч..

Самостоятельная работа,ч.

1

Рисование с натуры,

по памяти и по представлению (живопись,рисунок)

        12

1

10

1

2

Тематическое рисование

8

2

4

2

3

Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники

8

2

5

1

4

Беседы

6

6

итого

34

11

19

3

1

Содержание программы «Изобразительное искусство 7 класс».

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1.12

Рисование с натуры, по памяти  и по представлению

(рисунок, живопись)

промежуточный

Рисунок, живопись

2.8.

Тематическое рисование

промежуточный

рисунок

3.8.

Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники.

промежуточный

Самостоятельная работа

4.6.

Беседы

промежуточный

Семинарское занятие

Раздел 1.Рисование с натуры, по памяти и представлению (рисунок, живопись) – 12 часов

Знания и умения учащихся:

- знать сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка ( линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит)

- знать правильное деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов;

- уметь рассматривать и проводить анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства

-уметь чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

Краткое описание содержания.

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы сначала располагают во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб.  Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Раздел 2. Тематическое рисование – 8 часов

Знания и умения учащихся:

- знать художественную жизнь родного края;

-знать памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края;

- уметь использовать цвет как средство выразительности;

- уметь применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит.

Краткое описание содержания.

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в начальной школе, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ. стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Развитее воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Раздел 3. Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники – 8 часов.

Знания и умения учащихся:

- знать отличительные признаки видов  и жанров изобразительного искусства;

- знать общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов;

- уметь самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

- уметь соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

Краткое описание содержания.

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно – прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры.

Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно – декоративной композиции.

Раздел 4. Беседы – 6 час

Знания и умения учащихся:

- знать жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр)

- уметь отмечать выразительные средства изображения в беседе, их воздействие на чувства зрителя.

Краткое описание содержания.

Расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области; проанализировать выразительные изобразительные средства, которые используют художники при создании картины, формы сложных предметов, разложив ее до простейших составных форм, конструкции предметов.

Календарно-тематический план

7класс

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Вид занятия

Вид самостоятельной работы, ч.

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

1.

Рисование с натуры

12

1.1

Красота вокруг нас

1

комбинированное

4.09.-5.09.

1.2.

Народ творец прекрасного

1

лекция

11.09.-12.09.

1.3.

Праздничный натюрморт

2

комбинированное

18.09.-19.09.

25.09.-26.09.

1.4.

Мы юные краеведы и этнографы

1

лекция

2.10-3.10..

1.5.

Национальный натюрморт

1

комбинированное

9.10.-10.10.

1.6.

Национальные традиции в культуре народа

1

комбинированное

16.10.-17.10.

1.7.

Народные праздники

1

комбинированное

23.10.-24.10.

1.8.

Иллюстрации сказок народов России

1

комбинированное

30.10.-31.10.

1.9.

Красота родного края

1

 комбинированное

1.10

Искусство натюрморта

2

Контрольная работа

2.

Тематическое рисование

8

2.1.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

1

комбинированное

2.2.

2.3.

Мир Леонардо

Красота классической архитектуры

1

2

комбинированное

комбинированное

2.4.

Творчество Рембрандта

1

комбинированное

2.5.

Изображение человека в движении

1

комбинированное

2.6.

Красота фигуры человека в движении

1

комбинированное

2.7.

Изобразительное искусство западноевропейских стран

1

Контрольная работа

3.

Декоративное рисование

8

3.1.

Античная расписная керамика

1

комбинированное

3.2.

Зарубежный  друг( гость)

1

комбинированное

3.3.

В мире литературных героев

2

комбинированное

3.4.

Трудовые ритмы

2

комбинированное

3.5.

Трудовые будни

1

комбинированное

3.6.

Мы  - юные дизайнеры

1

Контрольная работа

4.

Беседы

6

4.1

Рисуем лошадей

1

лекция

4.2.

Мы охраняем памятники нашей Родины

2

лекция

4.3.

Весенний пейзаж

1

комбинированное

4.4.

Цветы весны

1

комбинированное

4.5.

Итоговое занятие

1

итого

34

Учебно – методическое обеспечение  предмета " ИЗО"

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Основная учебно-методическая литература 

1

Стандарт среднего  общего образования по предмету искусство

2

Учебные пособия по ИЗО

3

Специальная литература по искусству (архитектура, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, кино и др.)

4

Методические пособия для учителей по ИЗО

5

Альбомы по изобразительному искусству

6

Дополнительная учебно –методическая литература, источники

Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству)

7

Периодические издания по искусству

8

Методические пособия для учителей по ИЗО

9

Альбомы по искусству

Учебно-методический комплект «ИЗО5-7классы»

Программа «Изобразительное искусство 5-7классы. , М., Дрофа, 2009г.

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3...Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4...Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования имеющего в наличии

11

Мультимедийные обучающие программы

12

Справочные материалы по искусству

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

13

Мультимедийный компьютер

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных)

14

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,  репродукций

15

Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

16

Видеомагнитофон

17

Экран ( навесной)

18

Мультимедийный проектор

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

19

Телевизор

20

Сканер

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

21

Копировальный аппарат

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

22

СD/DVD-проигрыватели

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

Перечень наглядных дидактических материалов (имеющихся в наличии)

23

ВИДЕОФИЛЬМЫ

По основным тематическим программам

24

Искусство второй половины XIX в.

К. Моне, Ф. Кнопф, Ван Гог и др.

25

Искусство модерна

В. Орта, А. Гауди, Ф. Шехтель, М. Врубель и др.

26

Культура XX века

П. Пикассо, В. Кандинский, С. Дали, Ш. – Э. Корбюзье, О. Нимейер и др.

27

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга

28

Русское искусство XX века

29

Московский Кремль

30

Русское искусство XVIII-XIX века

31

Русская икона

АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ:

61

Фрагменты музыкальных произведений общей длительности звучания не более (пяти часов для базового уровня и десяти для профильного)

Григорианский хорал и знаменный распев, мессы Палестрины, оперы К. Монтеверди, произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др.

62

CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения

Литература

Научно-теоретическая, методическая

1. Алешкина, Т. В. Величайшие творения человечества. Энциклопедия (разделы о скульптуре, живописи, архитектуре). - М: ACT, 2001.

2. Беляев, Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983.

3.  Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989.

4.  Боголюбов, Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. -М., 1979.

5.  Виноградова, Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.

6. Волков, К Н. Восприятие картины. - ML, 1976.

7. Грек, В. А. Рисую штрихом. - Минск: Скарыка, 1992.

8.  Гербы городов, губерний и посадов Российской империи. -М.: Планета, 1991.

9.  Жегалова, С. К Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. - М.: I Просвещение, 1984.

10.  Зеленина, Е. Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1992.

11. Ионина, II Л. 100 великих картин. - М: Вей, 2000.

12.  Иваницкин, М. Ф. Анатомия туловища и конечностей. Школа изобразительного искусства. –

3-е изд. - Т. 4. - М., 1993.

13.  Иконников, Л. В. Художественный язык архитектуры. - М., 1985.

14.  Кузин, В. С. ОСНОВЫ обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1997.

15.  Кузин, В. С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Агар, 1997.

16. Кузин, В. С. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

17.  Коликина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М.: ВЛАДОС, 2002.

184

18. Кулебакин, Г. К Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, 1983.

19.  Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1971.

20.  Народные художественные промыслы / ред. О. С. Ропова. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

21.  Павликов, П. Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Сов. художник, 1966.

22.  Платонова, Н. И., Синюков, В. Д. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

23.   Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / гл. ред. В. М. Полевой. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1986.

24.  Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы / сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.

25.  Рабинович, М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. - М.: Высшая школа, 1978.

26.  Ростовцев, Н. Я., Терентъев, А. Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. - М., 1976.

27.  Ростовцев, Я. К История методов обучения рисованию. Школа зарубежного рисунка. - М., 1981.

28. Ростовцев, К Н. Русская и советская школа рисунка. - М., 1982.

29.  Соколов, А. В. Посмотри, подумай и ответь: проверка знаний по изобразительному искусству. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.

30.  Сокольникова, К М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов в 4 книгах и частях: основы рисунка, основы живописи, основы композиции, краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996.

31.  Терентъев, А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя ИЗО.-М., 1981.

32. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1973.

33.  Трофимова, М. В., Тарабарина, Т. Я. И учеба и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.



Предварительный просмотр:

Программа по ритмике и танцу

2 класс

Пояснительная записка

Цель изучения: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.  Воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.  Профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Общая характеристика

Краткая характеристика: Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со второго по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа кружка: данная программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И… учителя средней школы №66 г. Тюмени.

-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование - так как, данная рабочая программа разработана на основе программы «Хореография» Н.Н.Щербаковой для  – 1-8 классов и рассчитана на 1 час в неделю, то были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение.

 

№№

Наименование разделов и тем

Количество часов по  примерной программе

Количество часов по рабочей  программе

1

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

10

8

2

Танцевальная азбука

8

10

3

Танец

8

8

4

Беседы по хореографическому искусству

4

4

5

Творческая деятельность

4

4

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом- данная программа разработана в соответствии с  учебным планом образовательного учреждения  

 в рамках интегрированного учебного курса «Ритмика  и танец» для 2 класса. В соответствии с учебным планом в 2классах на учебный курс «Ритмика и танец» отводится 34  часа (из расчета 1 час в  неделю) .  

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа для  изучения  курса«Ритмика и танец» на этапе среднего общего образования.  В том числе: на 2 класс – 34ч., из расчета 1 учебный час в  неделю.

Рабочая программа курса по выбору «Ритмика и танец»  рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часа (или 10 %) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Курс входит в инвариантную часть школьного учебного материала.

Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):

умения и навыки ученика- учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • Знать/понимать:
  •  знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
  • усвоить правила постановки корпуса;
  • уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
  • знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
  • уметь:
  •  уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  • отмечать в движении сильную долю такта;
  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

Метапредметными результатами освоения выпускниками школы курса  «Современный танец» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов эстетического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и методических задач в процессе танцевального искусства;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих этюдов по созданию рисунка танца;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-эстетической деятельности с другими её участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-эстетической деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-эстетической деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-эстетической деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых танцевальных просмотрах;
  • соблюдение норм и правил культуры  в соответствии с эстетической культурой;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-эстетической деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Танцевальный» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной эстетической и танцевальной информации для проектирования и создания этюдов;
  • владение алгоритмами и методами решения организационных и эстетических задач.

В трудовой сфере:

  • планирование эстетического процесса и процесса труда;
  • подбор  танцевального материала с учётом возможности детей.
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и эстетической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

            В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к художественной  деятельности;

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка вариантов рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

В коммуникативной сфере:

  • формирование группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов  коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов;
  • публикация презентации и защита проекта;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитее моторики и координации движений рук  и ног при работе у классического станка и занятиями на середине зала;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

   

  • межпредметные связи раскрытые в ходе изучения курса - в  данном курсе сочетаются два подхода: связь хореографии и музыки. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с такими областями естествознание, словесность, физическая культура, математика, социальная практика, искусство.

Тематическое планирование кружка «Ритмика и танец»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

8

5

3

2

Танцевальная азбука

10

6

4

3

Танец

8

4

4

4

Беседы по хореографическому искусству

4

4

5

Творческая деятельность

4

4

ИТОГО

34

19

15

Содержание программы  кружка «Ритмика и  танец».

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

1.8.

 «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

Промежуточный

Самостоятельная работа  

2.10.

«Танцевальная азбука»

Промежуточный

Самостоятельная работа  

3.8

 «Танец  »

Промежуточный

Самостоятельная работа  

4.4.

«Беседы по хореографическому искусству»

Промежуточный

Самостоятельная работа  

5.4.

 «Творческая деятельность»

Промежуточный

Показательное выступление

Раздел 1 Ритмика, элементы музыкальной грамоты-8 часов

Знания и умения учащихся:

  • знать в движении сильную долю такта;
  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • уметь отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
  • знать понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско.

Краткое описание содержания

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел 2.Танцевальная азбука -10 часов

Знания и умения учащихся:

  • иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  • знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
  • знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

 Краткое описание содержания

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел 3.Танец – 8часов 

Знания и умения учащихся:

  • уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
  • уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
  • Знать историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль.
  • Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
  • Краткое описание содержания

Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
  • ритмические упражнения,
  • разучивание танцевальных композиций.

Учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;
  • тренаж на середине зала;
  • танцевальные движения;
  • композиции различной координационной сложности.

Раздел4 «Беседы по хореографическому искусству» - 4 часа 

Знания и умения учащихся:

  • знать историю хореографического искусства
  • уметь отличать историко-бытовой танец от народного танца.
  • Краткое описание содержания

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.

Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Раздел 5 «Творческая деятельность» -4часа. 

Знания и умения учащихся:

  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие организованности и самостоятельности;
  • иметь представления о народных танцах.
  • Краткое описание содержания

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмической пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

Тематическое планирование кружка  «Ритмика и  танец»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

вид

Дата проведения занятия

самостоятельной работы

Планируемая

Фактическая

1

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

8

1.1

Введение. Знакомство с правилами кабинета ритмики

Вводное занятие

1

Тренировочные упражнения

1.2

Знакомство с техникой изучения хип - хопа

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

1.3

Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

1.4

Понятие о рабочей опорной ноге

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

1.5

Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг хип хопа

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

1.6

 Ритмическая схема. Ритмическая игра

Закрепление пройденного

1

Тренировочные упражнения

2

Танцевальная азбука

10

2.1

Этюдная работа

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

2.2

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

2.3

Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

2.4

Разучивание танцевальных шагов

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

2.5

Танцевальный шаг

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

2.6

Тройной шаг

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

2.7

Современные танцы РФ

обобщающее

1

Тренировочные упражнения

3

Танец

8

1

3.1

Ритмические упражнения

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

3.2-3

Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца

комбинированное

2

Тренировочные упражнения

3.4

Современный танец

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

3.5

Гимнастика партер

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

3.6

Упражнения на расслабление мышц

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

3.7

Разучивание танца

комбинированное

1

Тренировочные упражнения

3.8

Закрепление движений танца

обобщающее

1

1

4

Беседы по хореографическому искусству

4

4.1

История балета

Лекция

1

лекция

4.2

Танцы народов РФ (мордовский, татарский)

Лекция

1

лекция

4.3

Польский танец, Болгарский танец.

Лекция

1

лекция

4.4

Русский танец

Лекция

1

лекция

5.

Творческая деятельность

4

5.1

Аэробика

комбинированное

2

выступления

5.2

 Современный танец

комбинированное

1

выступления

5.3

Закрепление пройденного

зачетное

1

выступления

ИТОГО

34

Материально-техническое обеспечение кружка «Ритмика и танец»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)

1

Стандарт среднего  общего образования по предмету искусство

2

Примерная  программа общеобразовательных учреждений  по ритмике и танцу 1-8 классы.

3

Специальная литература по искусству (архитектура, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, кино и др.)

4

Методические пособия для учителей ритмики

5

Специальная литература по искусству (архитектура, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, кино и др.)

6

Методические пособия для учителей ритмики

7

Альбомы по искусству

8

Периодические издания по искусству

9

Альбомы по искусству

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

11

Мультимедийные обучающие программы

12

Справочные материалы по искусству

13

Электронная библиотека.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

14

Мультимедийный компьютер

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных)

15

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,  репродукций

16

Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

17

Видеомагнитофон

18

Экран ( навесной)

19

Мультимедийный проектор

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

20

Телевизор

21

Сканер

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

22

Копировальный аппарат

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

23

СD/DVD-проигрыватели

Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ:

61

Фрагменты музыкальных произведений общей длительности звучания не более (пяти часов для базового уровня и десяти для профильного)

Григорианский хорал и знаменный распев, мессы Палестрины, оперы К. Монтеверди, произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др.

62

CD-диски, отражающие творчество великих людей балета  в соответствии с содержанием обучения

Список научно-методического обеспечения.»

Программа  по ритмике и танцу 2001г

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Ге

6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

7..Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

8..Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Используемая литература.

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
  3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
  4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
  5. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
  6. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
  7. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
  8. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
  9. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
  10. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
  11. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
  12. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Учебно-методический комплекс.

  1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
  2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
  3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
  4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
  5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...