Классный час на тему" Герои нашего времени"
классный час на тему

Хабибулина Татьяна Александровна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе на тему «Герои нашего времени»

Цели:

- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни;

- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.

Оборудование и материалы: презентация (компьютер, проектор, экран), отрывок из мультфильма «Верните Рекса» (колонки) и материалы из местных СМИ.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встречи! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня у нас с вами классный час.  И перед тем, как назвать тему классного часа – давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Верните Рекса». (Показ отрывка -1 минута). Как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?

Ученики: О героях, подвигах.

Учитель: Да, правильно. Скажите мне, кто они - Герои Нашего Времени? Они живут среди нас, и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Скажите, кто же такой герой?

Ученики: (высказывают свое мнение).

Учитель: Действительно, понятий слова «герой» много. Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь Сергея Ивановича Ожегова:

Герой :

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Учитель: Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Сейчас будем работать в группах, сейчас я зачитаю вам небольшой рассказ, а ваша задача сказать является ли мальчик героем и объяснить, почему вы так думаете.

Один мальчик неполных шести лет очень ждал маленькую сестрёнку. Сестрёнка родилась в срок, но с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую удобней всего было взять у старшего братишки. Родители спросили малыша:
– Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки?
Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал:
– А это поможет ей остаться живой?
– Да, тогда она будет жить.
– А можно я подумаю до вечера?
– Конечно, можно.
Вечером малыш решительно объявил:
– Я согласен.
Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем:
– Ты молодец! Полежи пока.
– Тётя, а через сколько минут я умру?
Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт. И он решился умереть ради долгожданной сестры. 
(Обсуждение с группами - 2-3 группы, согласование, все ли согласны)

Мы часто говорим о великом подвиге нашего народа на войне, о трудовом подвиге в эпоху восстановления страны в послевоенное время. Но есть ли герои в наши дни, среди наших современников? Есть ли место подвигу в наше время? Кто они, герои нашего времени? Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый, пожалуй, даже единицы.

Учитель: Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Подвиг - самоотверженный героический поступок.

Учитель: А теперь составим портрет героя. На столах у вас есть все необходимое. Подумайте, как же должен выглядеть герой? Какой он?

(дети представляют свои варианты героев)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Работа по микрогруппам. На карточках запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой. На доске записываю предложения детей и дополняю неназванными.

Мужество, храбрость, самопожертвование, сила воли, смелость, отвага, доброта, ответственность, решительность, целеустремленность, отзывчивость.

Мужество – это врождённое качество? Люди сразу рождаются мужественными? Нет! Не существует людей, совершенно чуждых чувству страха, и смел не тот, кто от «природы» не знает страха, а тот, кто научился подавлять в себе чувство страха, и подчинять его своей воле и долгу. 
Воля – проявляется в выдержке, умении владеть собой. Не опускать руки в трудных условиях, умении подавить свои трудные мысли – эти качества сопутствуют подвигу. Быть решительным – не значит всё торопиться решить быстро, торопливо. Когда нет необходимости, не следует спешить, торопиться.

Сколько раз вы давали себе слово, например, не опаздывать на уроки, учиться на «хорошо» и «отлично», не врать, выполнять домашнюю работу (помогать маме), не грубить… Кто из вас может сказать, что у него это получалось?! Иногда считают, что волевые люди обладают каким-то особым характером, что не каждому дано быть мужественным. Это неверно. Люди, совершавшие подвиги, имели самые разные характеры.


С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся.

Согласны ли вы со сказанным в стихотворении?

Часто приходится слышать, что наше время - это время циничных, равнодушных, эгоистичных людей. «Моя хата с краю, ничего не знаю» - слова, ставшие жизненным правилом большинства современников. Но рядом с нами живут обычные, ничем, казалось бы, не примечательные люди, которые в страшный час испытания, оказавшись перед выбором: спасать свою жизнь или жизни других людей,- сумели пожертвовать собой. Сегодня мы поговорим о героях, о которых Максим Горький сказал: «В жизни всегда есть место подвигам».

Подвиг Сергея Солнечникова

Сергей Солнечников - наш земляк. 28 марта 2012 года майор Солнечников погиб. Один из «срочников» во время учений неудачно кинул гранату. За несколько секунд Сергей Солнечников принял трудное решение. Чтобы спасти около 10 человек, он накрыл собой снаряд. Майору посмертно присвоили звание Героя России. 

Подвиг Алексея Назарова

Пилот штурмовика Су-25 ценой собственной жизни увел падающий самолет от населенного пункта. Су-25 потерял управление в 49 километрах северо-восточнее аэродрома Приморско-Ахтарска. Летчик Алексей Назаров пытался посадить машину на грунт после того, как отвел штурмовик в сторону от ближайшего населенного пункта, станицы Новоминская. От соприкосновения с землей самолет взорвался.

Подвиг Даниила Прохорова

Восьмиклассник из Свердловской области спас двух человек из воды. Женщина гуляла по мосту через реку Турья (Свердловская область) с 13-летним сыном и 4-летним племянником. Маленький ребенок залез на бордюр, оступился и упал в воду. Женщина кинулась спасать малыша, практически не умея плавать. Вслед за ней в воду прыгнул подросток.

13-летний Даниил в это время возвращался с рыбалки. Он услышал крики и увидел двух человек, которые звали на помощь. Трое мужчин пытались помочь им с берега. Даниил разделся и прыгнул в воду. Сначала подросток вытащил малыша, следом за ним – женщину, которая уже находилась без сознания. Только на берегу, когда пострадавшие пришли в себя, они сказали, что в воде находится еще один мальчик. 13-летнего сына женщины спасти не удалось.

Даниил представлен к медали МЧС России «За спасение погибающих на водах».

Ребята, а будучи в таких сложных чрезвычайных ситуациях пришли бы вы на помощь? Смогли бы мгновенно принять правильное и верное решение, ради спасения своих близких родственников, друзей или совершенно незнакомых Вам людей?

Вашим сверстникам я задала тот же вопрос, что и Вам сегодня: «Есть ли герои в наше время, есть ли место подвигу?» Давайте посмотрим, что же они ответили:

— Я считаю, что герой – это не обязательно человек. Есть тысячи случаев того, как собаки вытаскивали тонущих из воды, находили людей в завалах или под слоем сошедшей лавины. Моя собака спасла меня, когда я был совсем маленьким. На меня набросилась собака, а Тапа вступила с ней в драку. Тапа – мой герой.

— Сейчас школьники ориентируются на ложные эталоны: звезд шоубизнеса, певцов и актрис, а настоящих героев мало, кто знает. Это не те люди, о которых много говорят по телевизору и в интернете. Нас просто лишают возможности знать, что представляют собой современные герои. Но я считаю, что есть люди героических профессий. Для них подвиг - это ежедневная работа. И если мы выбираем такие профессии, как спасатели, МЧС-ники, врачи, пожарники, военные, учимся на них, значит в нас тоже есть место подвигу.

— Я думаю, что герой – это неравнодушный человек. Это те, кто, откликается на чужую беду, жертвуют деньги для помощи больным. Обычно они не называют имен, но благодаря их пожертвованиям, кто-то может получить шанс на жизнь.

— Герои - это обычные люди. Героем может стать любой человек. И подвиг его не обязательно должен быть великим. В обществе сейчас люди не слышат и не видят друг друга, особенно в больших городах, поэтому для меня подвиг - это когда человек не остается равнодушным к другому. Это может быть человек, который в метро или на улице помог другому в трудной ситуации; человек, работающий не за деньги, а ради помощи другим; родители, не оставившие ребенка-инвалида в детском доме, а воспитывающие его в атмосфере любви и заботы. Размер подвига не важен. Иногда подвиг - это просто искренне улыбнуться прохожему. Почему-то сейчас это очень сложно сделать.

А как думаете Вы? Согласны ли Вы с ребятами?

Наша беседа подходит к концу. Давайте подведем итог сегодняшнего классного часа. Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком». Помните, о том, что в жизни всегда есть место подвигу и человеческой доброте, но путь к ним лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто с вами рядом. И мир будет ярким и красивым!

Ребята, В настоящее время существует специальный интернет – проект «Герои России», который рассказывает о подвигах простых людей.

Благодарю вас за общение, мне было приятно провести с вами беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Герой нашего времени" классный час

В статье даны материалы, которые можно использовать на классном часе по теме "Герой нашего времени". Ставится проблемный вопрос: Кто он - герой нашего времени? Современные олигархи или есть люди, кото...

Классный час "Герои нашего времени"

Данный классный час, посвящен "Дню защитника Отечества". В нем идет речь о воинах-афганцах. Односельчанах....

Классный час на тему "Герой нашего времени"

Готовый сценарий с презентацией для классного часа на тему "Герой нашего времени"...

Агрессивное поведение подростков-актуальная проблема нашего времени (выступление на МО классных руководителей)

Актуальность темы.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

классный час "Герой нашего времени"

Классный час с презентацией на тему героизма в современном обществе (7-10 класс)...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...