Воспитание духовных ценностей
материал на тему

Рассказывает о том, как на уроках литературыидет процесс возождения в душах студентов духовных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитание духовных ценностей62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Нина Васильевна     г. Ангарск

Воспитание духовных ценностей (на примере уроков литературы).

Правда жизни, которую стремятся воссоздать писатели, всегда прогрессивна, она создает благоприятные условия для формирования гражданских чувств и стремлений.

    Жизнь ежедневно ставит молодых людей в ситуации, в которых они должны сделать нравственный выбор. И выбор этот зависит от гражданских качеств людей, их порядочности, умения отстаивать свою точку зрения. Особая роль здесь принадлежит литературе, которая формирует духовные ценности.

    Нет необходимости говорить, сколь велико значение воспитания в семье. Многое и многое в нашей жизни определяется именно в семье.

    Нравственный стержень семьи – это мать, поэтому речь идет о воспитании отношения к матери. Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не  утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку.

    Этой теме посвящаю урок «Дорогой мой человек». Читаем стихотворение С.Есенина «Письмо матери». Задаю вопрос «А как вы относитесь к маме?» Обучающиеся молчат, пожимают плечами. Но молчание иногда убеждает больше, чем слова. Зачем говорить вслух о любви к матери. Это святое чувство в глубине сердца.

     Но в каждом ли сердце?

    В вагон вошла худенькая, болезненного вида женщина. С ней трое рослых красивых парней. Женщина зябко съежилась в холодном вагоне электрички. Парни забеспокоились – достали из чемодана теплую шаль, один из них бережно закутал плечи матери. С разным чувством наблюдали за этой сценкой пассажиры, на лицах читалось и одобрение, и грусть, и зависть. Мужчина, сидящий напротив, порадовался: «Заботливых сынов вырастила мать!» Женщина улыбнулась, кивнула в ответ. И так всем хорошо стало от улыбки счастливой матери!

    Всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна по сравнению с материнской любовью. Мать никогда не требует благодарности за свою любовь. Однако испытание на человечность, гражданственность, по- моему, наши дети впервые проходят через свое отношение к матери. Из всех человеческих пороков народная мораль считает самым первым сыновнюю и дочернюю неблагодарность.

    Анисья без мужа вырастила сына. Василий вырос и уехал из деревни. Женился, приобрел квартиру. Пишет матери письмо: помоги, мол, мама, и давай сама к нам причаливай внуков растить. Продала мать скотину, все добро, что наживала годами, отказывая себе во многом. Повезла сыну немалые деньги. Купил сын дорогие гарнитуры, ковры. А вскоре началось: тут не садись, там не ложись, тут не ступи... В два голоса взялись сын и невестка понукать мать на старости лет. «Не вписалась» деревенская бабка в интерьер квартиры, портит вид, мешает. Обливаясь слезами, вернулась Анисья в деревню. Хорошо хоть избенку не продала. Но сердце- то материнское болит всегда от беспокойства, ждет весточку. Сын же, видно, навек рассорился с матерью – ни одного письма не дождалась она. Слегла Анисья. Умерла тихо, и последние ее слова были: «Сынок, Васенька...»

   Познакомившись с творчеством С.А.Есенина, даю практическое задание по теме «Художественные особенности лирики С. Есенина». Обучающиеся находят средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения) и одно из заданий – составить своё четверостишие, а этому заданию предшествовал анализ стихотворения «Письмо матери». Почти все обучающиеся четыре строчки посвящают самому близкому человеку.

       

       Прости меня, мама, за ссоры и обиды,

       Прости, что иногда не слушаю тебя,

       Ты для меня как бог,

       Ты самая родная, мамулечка моя!

                                                (Убашеева А)

    Пронзительное слово В.П.Астафьева отзывается в душе  болью. Писатель взывает к милосердию. Состарившиеся раньше времени, изношенные в работе, старики никому не нужны, даже собственным детям. Об этом он говорит в рассказе-новелле «Записка».

    «... На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова- Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтэра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.

      В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

      Всё же жаль порою, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно»

   Ставлю вопрос «Что испытываете вы?»

Человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – преступление. Мать  - это святое.  Даже брошенные дети  мысленно обращаются к матерям, взывают их к совести.

Такое начало стихотворения сироты-девочки, которую когда-то оставила мать и забыла о ней, по-видимому, навсегда.

Скажи мне, мама,

Сколько стоит моя жизнь?

Моя жизнь – это драма...

                                                 (Гуралева Е)

     Повесть В.Г. Распутина «Последний срок». Старая Анна умирает, не дождавшись приезда любимой Таньчоры. Умирает мать, не только давшая детям жизнь, но и отдавшая им всю себя и ни разу не вспомнившая, что святой обязанностью каждого из детей является забота о матери.

    Самое странное и трудно объяснимое – это то, что дети разные.

От чего это зависит? 

    Ведь всех их мать носила под сердцем, каждого вскормила и поставила на ноги, всех учила жить честно, в трудах и заботах, подавая пример всей своей жизнью.

   Они и к матери относятся довольно прохладно. Когда выясняется, что Анна пережила еще одну ночь, эту новость воспринимают без радости: все приготовились к встрече со смертью и теперь испытывают что- то вроде разочарования. Это малозаметная деталь – еще один штрих к характеристике детей, которые как должное воспринимали материнскую любовь и заботу, но не чувствуют, что находятся в неоплатном долгу перед ней.

    Что-то непоправимое сотворила с ними жизнь, огрубела, очерствела у них душа. Вслух выражает общее настроение расковавшейся от водки старший сын Михаил: «Лучше бы она померла. И нам лучше, и ей тоже. Все равно ведь помрет. А сейчас самое время: все собрались, приготовились, ну надо бы это дело до конца довести, и не вводить нас в заблуждение»

   Сказано мимоходом, но, сколько жуткого равнодушия в этих словах!

Не рискуя сильно ошибиться, мы можем сказать, что детям Анны никто и никогда не внушал, что почитание родителей есть святой долг каждого живого человека. Никто не сказал им этого в детстве, а тем более в зрелом возрасте. А ведь у них подрастают дети и очень скоро будут внуки, которым тоже никто не объяснит простых и изначальных заповедей, которые следует помнить и исполнять всю жизнь.

    Не обижайте мать. Вспомните, что вы когда-то будете стоять над ее могилой и просить прощения. Но в ответ тишина, только ветерок пробежит по макушкам деревьев.

.

За окном ещё ночь,

Спят деревья, дома,

Только я не могу уснуть.

Гложет грусть и печаль,

Тревога и боль.

Ведь тебя мне так не хватает.

Ты ушла навсегда,

Нет дороги назад,

Ведь оттуда уже не вернуться.

Но скажи мне, родная,

Моя милая мать,

Как мне жить? Ведь тебя рядом нет.

                                                                          ( Бугланова А)

                                                                   

Почему тебя нет?

Почему ты ушла?

Мне теперь без тебя одиноко.

Да, я снова смеюсь,

Да, я вроде жива,

Но мне плохо, поверь,

Очень плохо.

Ты была, как река,

Ты нужна, как вода.

Пересохла, ушла и отныне

Я теперь без тебя, я осталась одна.

Я живу, но живу как в пустыне.

Я теперь поняла, пожалела теперь.

Только поздно теперь,

Слишком поздно.

Без тебя словно в мир

Мне захлопнулась дверь.

И застыли в глазах моих слезы.

Ты прости меня, мама,

Если сможешь, прости.

      Я прошу, у могилы рыдая,                                                                                   (Миронова В)

 

В этих строках звучит и мольба, и позднее раскаяние. Боль, сжимающая сердце!

Жить нужно так, как будто последний день живешь.

В конце урока записываем вопрос «Беру и отдаю или только беру?». 

Обучающиеся пишут, что пока только они берут. Многие считают, что для них сейчас главное – учиться, готовить себя к тому, чтобы потом отдавать людям и обществу.

   Студенты не понимают того, что отдавать можно не только своей работой, делами, но отдавать можно душевное тепло, дарить заботу и ласку близким людям.

   Честь, совесть, стыд, верность своему долгу, любовь – не просто прописные истины, знакомые нам с детства. Как редко вдумываемся мы в их содержание! А они – далеко не пустой звук, а каждое новое поколение должно усваивать их смысл, умение применять их в своей жизни. Они, к

сожалению, не передаются с молоком матери, а приобретаются путем нелегкого опыта.

   Рассказ В.М.Шукшина «Как помирал старик», в котором писатель ставит вопросы, над которыми нужно напряженно думать, ими жить.

   О чем рассказ? – спрашиваю ребят. Они отвечают – о старике, который лежит на печи, помирает. Потом умер. Вот и вся информация, но почему-то все вспоминаешь и вспоминаешь этого старика. И его горькую судьбу, и заботу в последний час о жене, и трогательное прощение, которое он просит у нее, и сожаление о черствых детях.

   Это рассказ о стойкости человека в самые страшные минуты. Старик спокойно и деловито отдает наказы. В последние минуты старик о своей старухе думает, а не о себе, чтобы она зря на него свои скудные средства не тратила, жалеет, что умирает зимой – хоронить тяжелее.

    Дети почему-то очень далеко от старых родителей, оторваны от них, что отцу приходиться напоминать об их долге – «докормить» мать.

На самом деле этот рассказ о любви. Некоторые считают, что любовь бывает только у молодых, у старых – привычка.

Но Шукшин повествованием рассказа доказывает, что жалость, сочувствие, понимание и забота – это сплав, который составляет любовь, сердцевину любви.  

   Пример беззаветной любви мы видим в повести «Деньги для Марии» В.Г.Распутина. Все персонажи повести сталкиваются с двумя проблемами: отношение к деньгам и отношение к человеку, которому они сейчас нужнее всех. По-разному говорят и поступают герои Распутина, но в полном соответствии со своими взглядами на жизнь. Степанида отказывает в помощи, так как нет у нее сил понять чужое горе, принять близко к сердцу. Директор школы оказывает незначительную помощь и не от чистого сердца.

   Деньги находятся в постоянном противоборстве, и полем их борьбы является слабая человеческая душа. Деньгами проверяется человеческая нравственность, устойчивость перед легкими путями, соблазном отказаться от жизненного для каждого человека труда.

    Любовь движет Кузьмой во всех его поступках, да еще мужская ответственность за семью. Смысл таков: каждый человек должен построить свой дом, да так, чтобы он устоял в любую бурю и невзгоду. «Главный-то дом человек строит у себя в душе. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

   Любовь способна соединить людей, но она отнюдь не гарантирует семейного счастья, которое нужно долго и упорно строить двум любящим. Кузьма знает, что без Марии ему жизни не будет. Он хотел еще выяснить для себя, отчего это бывает, что человек так прикипает к человеку. Трудно подобрать здесь иные слова, чем – слияние душ.

   Таково состояние и Марии, которая не мыслит для себя ни другого мужа, ни другой судьбы.

   Сам герой определяет это для себя просто и скромно: у них в деревне «сходятся, чтобы жить вместе». А это значит, что для него нет другой семьи, еще одной любви. Не только дети их связывают, а искреннее чувство, которое зовется любовью. Деньги портят отношения Кузьмы со многими людьми, но между ним и Марией они не могут провести разделительной черты. Эти двое по-настоящему едины, и в этом их сила, залог благополучного выхода из тяжкой ситуации.

   Сюжет повести приводит нас к осознанию состояния общества в целом, к диагнозу общественной болезни: люди стали черствыми, неблагодарными, равнодушными. Милосердных, совестливых, справедливых – единицы. На них держится мир, и груз оказывается непомерным. Разрушается быт, мужики не способны своим трудом обеспечить семью, становятся мрачными, озлобленными – из семьи уходит любовь.  И вот уже герой повести «Прощание с Матерой» разводит философию о пользе пьянства. Проблема  жизненно важная, наносящая непоправимый урон семье, государству, потомству.

   «А как не пить? День, второй, пускай даже неделю – оно можно. А если совсем, до самой смерти не выпить? Подумай только. Ничего впереди нету, сплошь одно и то же. Столько веревок нас держат и на работе, и дома, что не охнуть, столько должен, должен, и чем дальше, тем больше должен – пропади оно пропадом. А выпил – как на волю попал, освобожденье наступило, и ты уже ни холеры не должен, все сделал, что надо»

Вопрос обучающимся. В чем причина пьянства? 

   Человек не может угнаться за обстоятельствами, им самим созданными.  И пока что единственным способом хотя бы на время выйти из этой гонки остается, как это ни прискорбно, намеренное затуманивание собственного сознания. Человек пытается с помощью самообмана отключить его, выйти из стремительно несущегося поезда и походить по земной травке своего детства и беззаботности. Однако и здесь его поджидают неприятности: кратковременное забытье сменяется тяжким похмельем, радость временного освобождения – апатией.

   «В ранешное время хошь грех знали. Теперь и грех забыли. И грех забыли, и стыд забыли».

Безразличие – большое, трудноискоренимое зло, и оно еще даст о себе знать. Самое страшное заключается в том, что, запав в человеческое сердце, оно самым серьезным образом сказывается на моральном облике человека.

«Господи, как легко расстается человек с близкими своими, как быстро он забывает всех, кто не дети ему: жена забывает мужа, муж – жену; сестра забывает брата, брат – сестру.

   Хоронит – волосы рвет на себе от горя, на ногах стоять не может, а проходит полгода, год с того, с кем жили вместе двадцать, тридцать лет, с кем рожали детей и не чаяли друг без дружки ни единого дня, будто бы никогда не было. Что это? – так суждено или совсем закаменел человек?

Нет, дик, дик человек, этак и зверь не умеет. Волк, потерявши подругу, отказывается жить...»

    Не дай бог нашим детям воскликнуть, как крикнул Авдий: «Спаси меня, волчица!»

И если человек призывает на помощь волчицу – не последний ли это крик нашего общества?

Трудный, тяжкий путь к духовному возрождению, и не все его одолеют, но насущная потребность в возвращении к ветхозаветным истинам становится все более очевидной.

   Главная из них заключена в любви, которая начинается с любви к матери и отцу, затем – мужчины к женщине и женщины к мужчине, затем – к детям, а уже потом – к себе.

   Любовь, жалость, милосердие возвращаются к нам пока только в облике полузабытых слов. Но со слова, как известно, все начиналось во Вселенной. Будем надеется на возрождение. Надеяться и ежечасно трудиться над душами и душами своих студентов, которые пришли в запустение, но пока еще не умерли.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ

В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.

Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....