статья
статья (5 класс) на тему

Ахметзянова Фания Илалтдиновна

наглядность как средство создания мотивации при обучении иноязычному общению на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядность как средство создания мотивации при обучении устной речи на уроках английского языка.

        Цель данной статьи состоит в изучении наглядности как средства выхода ученика в речь на уроке английского языка, а также рассмотрению конкретных примеров наглядных средств, их роли, места и особенностей на уроке английского языка. Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативной мотивации при устной речи на уроке английского языка. Предмет исследования -  наглядность, как средство создания коммуникативной мотивации. Актуальность темы состоит в том, что разработка наглядных средств является одним из самых эффективных способов мотивации учеников на общение. На данный момент существует большое количество средств наглядности, которые необходимо разрабатывать и структурировать. Теоретико – методологическое значение  исследования заключается в рассмотрении и уточнении процесса коммуникативной мотивации, и ее связи с наглядностью. Практическое значение темы определяется набором приемов использования наглядности на уроке английского языка. Результатами исследования является набор наглядных приемов, которые могут использовать учителя английского языка. Основной целью обучения иностранному языку в школе является овладение учащимися навыком общения на иностранном языке. Под навыком общения, как правило, понимается коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Речевое общение относится к наиболее сложным видам речевой деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса. На данный момент методистами разрабатывается масса способов мотивировать учащихся на общение. Одним из самых эффективных способов является использование наглядных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать процесс речевого общения.

 Под коммуникативной мотивацией понимается создание ситуации, которая будет обеспечивать инициативное участие ученика в общении как на уроке, так и вне его. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность служит основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если у школьника есть потребность высказать мысль. Поэтому коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности  учащихся. Чем интенсивнее содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении . Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала.  Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, говорит «Repeat all together!», дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать «Repeat once again!», дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников «запоминает», как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Для четкости учитель может хлопать в такт, притопывать ногой. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно «фотографирует» его глазами, и оно остается в памяти.

ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Еще одним эффективным средством наглядности является slide vocabulary technique. С помощью программы Microsoft Power Point  учитель может создавать презентации по заданной теме, которая выводится на формат интерактивной доски Smart Board.  Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Урок по теме «семья» можно начать с  презентации новой лексики. В первую очередь слово мигает несколько раз, дети хором проговаривали его, запоминая его произношение и написание.

Фантазия учителя играет огромную роль в создании средств наглядности. Например, изучая различные фразы и выражения, можно показывать ученикам картинки зашифрованной фразой, а они должны описать ситуации, используя выученный материал. Например, изучая такие фразы как «to feel like doing something», «to be to somebody׳s liking», фото женщины, которая заглядывает в холодильник, они описывали как: «She feels like eating something». А картинку, на которой девушка держит платье и говорит «I like it!» - «The dress is to her liking».Таким образом, использование информационных технологий (а именно slide vocabulary technique) не только оживляет ученый процесс и делает его разнообразным, но и несет большой мотивационный потенциал, повышает уровень практического владения языком, помогает презентовать и закрепить лексический материал. А итогом всего это становится выход в речь, мини – монолог на базе опор. Каждый ученик может произнести не только высказывание, используя наглядные опоры, но и выразить свое мнение. Известно, что в подростковом возрасте у детей складывается собственное мировоззрение, появляются свои идеалы, принципы и мнения. Поэтому так важно давать ученикам возможность самовыражаться на уроке.

Еще одним видом внешней наглядности является фильм – эпизод, видео. Известно, что для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность. Очень важным в процессе изучения иностранного языка является расширение словарного запаса, на что можно давать задания - найти английский вариант всех слов, которые ученики увидели в видео-фрагменте. На следующем уроке учащимся можно предложить кратко пересказать содержание видео – эпизода, используя найденные слова, а также в нескольких предложениях выразить свое мнение по поводу затронутой проблемы, сказать понравилось видео или нет, и почему. Данный вид наглядности является очень эффективным для учеников средней и старшей школы, ребята с удовольствием смотрят и обсуждают видео, предназначенные не  для смеха и развлечения, а для серьезных рассуждений и мыслей.

Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают пакеты с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить в индивидуальном порядке, в парах, в микро – группах. Также ребятам могут быть выданы листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны были использовать в своем мини монологе. 10 минут можно отвести на оформление коллажа, наклеивание картинок, 10 – на составление рассказа по нему, используя выданные фразы. Ученики обсуждают, как будут защищать свой коллаж, т.е. все картинки и фотографии они должны уметь комментировать на языке. Затем учащиеся выходят к доске, и, указывая на картинки коллажа, представляют свой рассказ. Чаще всего,мини – монологи получаются логичными, связными, интересными и веселыми. Ребята использовали не только выданные фразы, но и другие изученные по этой теме, которые они помнили. Было важно, чтобы выступающие сумели объяснить, почему выбрали ту или иную иллюстрацию. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. В итоге мы достигаем изначально поставленной целей – составления собственного высказывания по собственной программе, расширения вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений, а также развития воображения и творческих способностей учащихся.

Проанализировав эффективность и место наглядности на уроке английского языка, мы можем сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....