ЭОР нового поколения в помощь учителю
статья на тему

Бабикова Ирина Федоровна

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные Интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_novogo_pokoleniya.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

Н.В. АРХАНГЕЛЬСКОГО»

Обобщение опыта

 «Электронные образовательные ресурсы

нового поколения в помощь учителю»

Подготовила

 учитель математики и информатики

  Бабикова Ирина Федоровна

Мужи, 2017

Электронные образовательные

ресурсы нового поколения в помощь учителю

Древняя китайская мудрость гласит:

 «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные Интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике, физике и тут же проверить свои знания.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, поливалентность в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. При всем этом остаются единые требования к количеству и качеству знаний школьников.

Сегодня учитель, владея базовыми ИКТ-компетенциями, может использовать различные цифровые образовательные ресурсы. Если до последнего времени технические возможности школ были ограничены из-за отсутствия компьютеров или большого парка устаревшей техники, то сегодня мы говорим о том, чтобы использование цифровых ресурсов было не просто данью моде, а давало максимальную результативность уроку.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения.

В учреждениях Шурышкарского района сформирована ИКТ насыщенная среда: компьютерные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, созданы локальные сети и обеспечен доступ в Интернет.

Сегодня существует достаточно большой набор  средств информационных технологий, доступных школьному учителю.

При подготовке и проведении учебного занятия учителя района используют:

офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;

образовательные  ресурсы сети Интернет;

электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

Классификация ЭОР:

Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Второй уровень – текстографические ЭОР,  имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования  текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа.

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные практические компьютерные семинары, взаимообучение и самообразование.

Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования  ИКТ;

использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;

интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ;

преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока;  рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины. 

Моделирование уроков с использованием ЭОР и ЦОР.

В связи с тем, что интернет работает только на основном компьютере, мы не сможем вместе с вами создать мини-конспект урока, я расскажу как это сделать в общих чертах, но мы с вами попробуем научиться создавать интерактивные тесты.

С сентября 2011 года я занимаюсь изучением темы «Использование ЭОР на уроках математики».  Эта тема была выбрана в связи прогрессивной информатизацией учебного процесса. По данной проблеме мною были пройдены курсы повышения квалификации, на которых я научилась включать готовые электронные образовательные ресурсы в учебное занятие.  В свою очередь, я познакомлю вас с урокам, который был разработан мной. В этом уроке я использую ЭОР. Но прежде хочу пояснить, что такое ЭОР.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.Примеры простых ЦОР:

  • статья;
  • иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
  • книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;
  • аудиозапись;
  • видеозапись;
  • презентация в формате MSPowerPoint;

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но необходимо акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:

  • Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР)(http://fcior.edu.ru);
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)

(http://school-collection.edu.ru).

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематическийэлемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).

Конспект урока с использованием ЭОР  прилагается ниже.


  1. Балуева Ирина Федоровна
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского
  3. Учитель математики
  4. Математика
  5. 6 класс
  6. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (Урок № 33)
  7. Базовый учебник – Математика: Учебник для 6 класса  общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2006 год.
  8. Цель урока: 1. Формирование новых знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»;

2.  Закрепить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

  1. Задачи:
    Обучающие

● Повторение приобретенных ранее знаний;

● Изучить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Развивающие
Развитие логического мышления, развитие внимания, памяти, самостоятельности, умственной деятельности.

Воспитательные
●Воспитание интереса к предмету;

●Воспитание потребности добиваться успехов в приобретении знаний.

10. Тип урока – Изучение нового материала

  1. Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
  2. Необходимое техническое оборудование – компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя 

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организационный момент (Цель: Настроить учащихся на учебную деятельность.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, успокаиваются, настраиваются на работу

2

2

Определение темы, цели и задач урока. (Цель: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.)

Конкретизирует тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Знакомятся с темой, целью и задачами урока.

2

3

Актуализация опорных знаний

(Цель: Воспроизвести в сознании учащихся ранее изученный материал для дальнейшей работы.)

«Приведение дробей к общему знаменателю» П

Показывает и озвучивает вопросы, на которые учащимся нужно ответить.

Отвечают на вопросы учителя.

5

4

Изучение нового материала

«Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» И2

Излагает новый материал с использованием подготовленного модуля.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

9

5

Физминутка (Цель: Отдохнуть умственно и физически)

Читает стихотворение и выполняет движения. «Успокоение» 

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Повторяют движения за учителем.

2

6

Закрепление изученного материала (Цель: закрепление полученных знаний)

Задание в картинках по теме «Задача на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»П1

Предлагает учащимся выполнить задания из учебника (всем вместе № 376 (а,в,д,ж); № 377 (а,в,д,ж); по вариантам № 380 (1 – а, 2 – б)) и выполнить задание в картинках, представленное на доске.

Выполняют предложенные задания, после выполнения № 380 обмениваются тетрадями с соседом для проверки. Ответы для проверки записаны на закрытой части доски.

15

7

Постановка домашнего задания (Цель: Предоставить учащимся задание на дом для более глубокого усвоения изученного материала.)

Отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии

Знакомятся с заданием, задают вопросы.

2

8

Подведение итогов урока (Цель: Сделать выводы по уроку.)

Подводит итог урока

Делают выводы о том, что узнали, чему научились и сколько успели.

3

Приложение к плану-конспекту урока

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Опрос по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»

 Практический (П)

Презентация

Опрос по теме "Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю"

2

Сложение дробей с разными знаменателями

Информационный  (И2)

Презентация

Сложение дробей с разными знаменателями. И2

3

Задание в картинках по теме «Задача на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Практический (П1)

Презентация

Задание в картинках по теме «Задача на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». П1 отработка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.

Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность у...

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.

Требования  к учителю географии на уроках в условиях введения  ФГОС нового поколения....

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Выступление "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ" на РМО учителей информатики 28.03.2017

Выступление "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ." на РМО учителей информатики 28.03.2017...

Обучение ИЯ через открытие с помощью технологий нового поколения - моделирующие программы

Моделирующие программы приближают обучающихся к реальной действительности: представляет собой некоторый предмет действительности или модель некоторой ситуации....