Роль и особенности приема похвалы в педагогическом общении
статья на тему

В педагогике воспитания и обучения есть много важных проблем. Но наиболее ключевой из них, является проблема стимулирования учащегося, как воздействовать на ученика, чтобы добиться желаемого результата? Очень часто успех всего педагогического процесса зависит от эффективности стимулирования.

Данная тема  актуальна, так как все больше людей перестали использовать такой прием педагогического общения, как похвала. И сразу возникает множество вопросов, а почему? Неужели этот прием так вредит? Чем он хорош или чем он плох? Как его правильно использовать, чтобы не навредить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и особенности приема похвалы в педагогическом общении

Кузнецова Татьяна Евгеньевна, учитель экономики ГБОУ школы № 612

В педагогике воспитания и обучения есть много важных проблем. Но наиболее ключевой из них, является проблема стимулирования учащегося, как воздействовать на ученика, чтобы добиться желаемого результата? Очень часто успех всего педагогического процесса зависит от эффективности стимулирования.

Данная тема  актуальна, так как все больше людей перестали использовать такой прием педагогического общения, как похвала. И сразу возникает множество вопросов, а почему? Неужели этот прием так вредит? Чем он хорош или чем он плох? Как его правильно использовать, чтобы не навредить?

Похвала относится к приемам поощрения. Но какова ее роль в педагогическом общении? Чем она хуже остальных приемов?  В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Технология поощрения:

  1. Тщательная дозировка и осторожность
  2. Сравнение ребенка только с самим собой
  3. Учет мотива действия
  4. Использование внешних достоинств в целях проявления внутренних
  5. Использование метода естественных последствий, то есть обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Основные виды поощрения: похвала, одобрение, присуждение почетного места в соревновании, награждение, благодарность.

Есть такой метод поощрения, как поощрение с помощью учебных оценок. Но оценку ставят не  что бы стимулировать ученика. Ведь в  первую очередь оценкой мы мерим те или иные знания ученика, но практически никому из преподавателей не удается уйти от использования оценки, как средства стимула. Каждый педагог чувствует свое влияние на ученика с помощью оценки и улавливает именно те моменты, где можно повысить оценку с целью поощрения.

Следующий метод поощрения – это награждение. Награждение, также работает на стимуляцию ученика. Вот если ты сделаешь это домашнее задание, то получишь, что-то взамен. Многие учители практикуются в использовании данного метода.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Награждать надо торжественно, при всех учениках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

В конце концов, перейдем к теме нашей главы, чем же отличается похвала от данных методов поощрения?

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Как мы можем выделить, роль похвалы – один из способов положительной стимуляции учащихся на повышение интенсивности обучения, ее особенности - это уникальность, которая заключается в беспроигрышном употреблении похвалы как улучшения настроения учащихся.

Рассмотрев данные методы, мы  видим, что прием похвала более полезная для развития ребенка нежели, чем другие методы, ведь похвалу любят многие учащиеся.

Хвалите. Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, нельзя назначать, как по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала плохо сделанного становится оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарность получать всегда приятнее, но общие безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с написанными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, даже восхищены. Хвалите так, чтобы в похвалу. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрюмый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам. (Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый)

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нём. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мёртвым языком.

Язык есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Общение посредством слова (речевое общение) сохраняет опыт человечества, потому что язык - это орудие культуры. С помощью языка мы можем доставить массу положительных эмоций тому или иному человеку, сказать комплимент, одобрить ту или иную идею, а можно похвалить.

Педагогическое общение (при его развитом навыке) способствует избеганию многим проблем при взаимодействии педагога с учащимися.

Поощрение со стороны преподавателя – это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Список использованной литературы:

1.Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М. 1976. - Т.5.

2.Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М., "Просвещение", 1969

3.Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1987

4.Подласый И.П. Педагогика. - М., "Валдос", Т.1, Т.1, 2003

5.Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. - М., "Молодая гвардия", 1986

6.Урунбасарова Э.А. Этика преподавателя. - Алматы, "Бастау", 2003

7.Харламов И.Ф. Педагогика. - М., "Юрист", 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.

В материале приведены и проанализированы фрагменты уроков, которые проводили учителя с разными стилями педагогического общения....

Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...

Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.

В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационно...