рабочая программа по элективу Мой выбор
методическая разработка (9 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

рабочая программа по элективному курсу для 9 классов "Мой выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_moy_vybor.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол  №  _____________

от «____»_______________2016г.

Руководитель МО

_______________/Тараканчикова О.Г.//

«Согласовано»

«_____»__________________2016г.

Зам. директора по УВР

_______________/Анфиногенова И.А. /

«Утверждаю»

Приказ №___от_____________

Директор

МОУ «Ерышовская СОШ»

______________/Л.А. Березкина/

 

Программа

элективного курса

 « Мой выбор»

 9  класс

классный руководитель : Оркиш Е.Г.

2016- 2017 учебный год

2.Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 13-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 2 раза в неделю.

Общее количество часов – 17

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  2. Принцип исследовательской позиции.
  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

3. Планируемые результаты освоения курса «Мой выбор»

1.        Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

2.        Знание своих психологических и психофизических особенностей

3.        Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

4.        Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

5.        Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

4.Содержание курса

№ п/п

Раздел

Количество часов на изучение темы

1

Многообразие мира  профессий

2

2

Теоретические основы выбора профессии

7

3

Знакомство с профессиями

8

5.Календарно -тематический план элективного курса «Мой выбор»

Тема занятия

Количество часов

Многообразие мира профессий.

2

Выбор и моделирование профессии.

1

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

1

Интересы и выбор профессии («хочу»)

1

Классификация профессий по Е.А. Климову.

1

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

1

Социальные проблемы труда («надо»).

1

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

Профессии «человек-человек».

1

Профессии «человек – знаковая система».

1

Профессии «человек – техника».

1

Профессии «человек – художественный образ».

1

Профессии «человек – природа».

1

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

1

Профориентационная игра «Вакансия».

1

Заключительное занятие.

1

Общее количество часов

17

Литература

1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

2. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
5. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
8. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
10. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
11. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;

13. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков” М, 2000 г.

Лист

корректировки  программы

Класс

Название

раздела,

темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...

Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...

Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс

Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"...

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика...

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс с объяснительной запиской и тематическим планированием...