Работа с одарёнными детьми
статья на тему

Сергеева  Елена Геннадьевна

 Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Сергеева Е.Г. учитель биологии МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все-таки участь:

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.

А. Дольский

        В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

           Что такое одарённость?

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Виды одарённости:

Творческая

Спортивная        

Лидерская

Художественная

Академическая

Интеллектуальная

Признаки одарённости:

Успешность усвоения учебного материала

Способность к творчеству

Постановка исследовательских вопросов

Оригинальность мышления

Сомнение даже по поводу безусловно правильных ответов

Обостренная наблюдательность

Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• творческого подхода и вовлеченности в задачу высокой мотивированности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

        Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. По последним данным примерно пятая часть детей, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5 % детей действительно проявляют себя как одаренные.

                           Каковы особенности одаренных детей?

Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности. Признаком одаренности творческих способностей является возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, для таких детей характерен такой личностный фактор как сомнение. Одаренные дети имеют склонность к умственному труду, стремление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации. Они обладают обостренной наблюдательностью, как правило, великолепным чувством юмора. Еще одно выдающееся свойство, часто встречающееся у одаренных детей, - это громадное упорство в области их интересов.

Одаренных детей отличает исключительная успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к кропотливым ежедневным занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.
  2. Эпизодическая индивидуальная работа с одарёнными детьми.
  3. Проблемой остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
  4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
  5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.

При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:

  1. Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.
  2. Овладеть элементами исследовательской деятельности.
  3. Формировать основы теоретического мышления.
  4. Развивать самостоятельную и творческую деятельность.

Направление и способы работы с одарёнными детьми

  1. Организационное направление

Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.

  1. Научно-методическое направление

Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
  1. Аналитическое направление

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на новый учебный год.

  • Формы работы с одаренными детьми
  • Творческие мастерские.
  • Работа по индивидуальным планам развития.
  • Элективные курсы.
  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
  • Кружки по интересам.
  • Конкурсы.
  • Интеллектуальный марафон.
  • Участие в олимпиадах.
  • Участие в работе городских, предметных НОУ.
  • Занятия с преподавателями ВУЗов.
  • Участие в Интернет-олимпиадах.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии.

              Я не раз говорила, что работа с одарёнными детьми реализуется через образовательную деятельность плановых уроков и индивидуальную научно-исследовательскую деятельность. Для организации научно-исследовательской деятельности в нашей школе  существует кружок «Берегиня». Являясь руководителем кружка биологии и экологии, я занимаюсь не только подготовкой детей к районным и областным олимпиадам, но и курирую учащихся при подготовке ими их личных научно-исследовательских проектов. Безусловно, главным итогом подобной деятельности учащихся является представление своей работы не только на городских и районных конференциях, но и на различных конкурсах более высокого уровня. Проекты моих учеников становились победителями различных конкурсов и олимпиад: Анфилова М. 2014-2015г. Победитель регионального этапа олимпиады по биологии и призёр олимпиады по экологии. Проект «Озеленения г. Щигры и его отдельного микрорайона»был признан лучшим среди представленных. Макет этого проекта, выполненный группой учеников 11 класса стал победителем областного конкурса «Юннат-2014» в номинации Ландшафтный дизайн. Проекты 2015г , выполненные Анфиловой М.(11кл) «Проблема ожирения у подростков» и Антоновой М.(10кл) « Влияние гаджетов на здоровье школьников» принимали участие в региональном этапе олимпиады по экологии. Один из них стал призёром, а другой занял почётное 4 место. Поэтому нужно уделять особое внимание презентации работы. И здесь уже особая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, метод проектов в учебной деятельности тесно связан с проектом информатизации в образовании. Именно поэтому я не представляю свои уроки без использования ИКТ.

Все это, безусловно, помогает моей работе с одарёнными детьми.

           Но работа учителя должна быть эффективной не только в этом аспекте, но и с обычными детьми на каждом уроке, должна давать положительный результат изо дня в день.

             В заключение мне хочется вспомнить слова Орисона Свитта Мардена, который говорил о том, что «для успеха существуют два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», и второе – «доводить работу до конца». Конечно, мы все ежедневно стараемся придерживаться этого правила в своей учительской деятельности. Но он также писал: «Никогда не остановить того, кто рвётся вперед, окрылённый мечтой». Учитель должен открывать в себе новые возможности, тем самым он почерпнёт неимоверную энергию и вдохновение для своей деятельности, для своей собственной мечты… Учить и учиться! Ведь производительность труда и уровень жизни в стране однозначно связаны с интеллектуальным потенциалом общества. Тот, кто умнее, живёт лучше и, главное, делает лучше мир, в котором живём мы и наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...