Конфликты в нашей жизни
презентация к уроку на тему

Кованда Яна Борисовна

Данная презентация составлена к педагогическому совету и содержит как теоретические сведения, так и практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_nashey_zhizni.pptx843.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты в нашей жизни: способы решения Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так — смирись, Будь умнее — улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире всё закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно... Омар Хайям Выступление педагога-психолога Кованда Я.Б.

Слайд 2

Конфликт — это нормально. Конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности ), которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей . Очевидно, что столкновение интересов является неизбежной реальностью нашей жизни, просто потому, что все люди разные и имеют различные интересы.

Слайд 3

Виды педагогических конфликтов конфликты деятельности , возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности ; конфликты поведения , поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы ; конфликты отношений , возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Слайд 4

О собенности педагогических конфликтов (по М.М . Рыбаковой): профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении; различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка , а ученику — справиться со своими эмоциями , подчинить разуму;

Слайд 5

Таким образом, можно сделать вывод о том , что основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение . присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить , чем успешно разрешить.

Слайд 6

Стили разрешения конфликта Сотрудничество — высокая ориентация на себя и других. Включает открытость, обмен информацией, выяснение и проверку различий для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон. Уступчивость (сглаживание) — низкая ориентация на себя и высокая — на других. Включает попытки преуменьшить важность различий и подчеркнуть внимание к общности, совпадениям , чтобы удовлетворить потребности других, пренебрегая своими собственными интересами. Доминирование (конфронтация) — высокая ориентация на себя и низкая — на других. Предполагает ориентацию на «силовой» метод решения проблем. Избегание — низкая ориентация на себя и других. Предполагает уход в сторону, удаление себя (психологически или физически ) из ситуации конфликта . Компромисс — средняя ориентация на себя и других. Включает тактику типа «ты мне — я тебе», т.е. обе стороны что-то теряют, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.

Слайд 7

Задание для размышления Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учитель трижды вызывает одного и того же ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал . В результате — «2» в журнале. На следующий день опрос начинается вновь с этого ученика. И , когда он опять не стал отвечать, учитель удалил его с урока. Такая же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учителю недовольство тем, что он не смог найти подход к их сыну. Учитель в ответ высказал претензии в адрес родителей, что те не уделяют должного внимания сыну. Разговор продолжился в кабинете директора. Определите стили поведения участников данной конфликтной ситуации . 1. Какой стиль поведения характеризует учителя? 2. Какой стиль характеризует родителей ? 3. Какой стиль поведения демонстрирует ученик? 4. Какой стиль урегулирования конфликта, по Вашему мнению , наиболее эффективен в данной ситуации?

Слайд 8

ТЕСТ 19 Ты мне — я тебе. 20 Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие. 21 Кто спорит — гроша не стоит. 22 Кто не отступает, тот обращает в бегство. 23 Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый — ни одной . 24 Кто дарит, друзей наживает. 25 Выноси заботы на свет и держи с другими совет. 26 Лучший способ решать конфликты — избегать их. 27 Семь раз отмерь, один раз отрежь. 28 Кротость торжествует над гневом. 29 Лучше синица в руках, чем журавль в облаках . 30 Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. 31 На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 32 В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные. 33 Если в тебя швырнули камень — брось в ответ кусок ваты. 34 Взаимные уступки прекрасно решают дела. 35 Копай и копай, без устали: докопаешь до истины . 1 Худой мир лучше доброй ссоры. 2 Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете. 3 Мягко стелет, да жестко спать. 4 Рука руку моет. 5 Один ум хорошо, а два — лучше. 6 Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит. 7 Кто сильнее, тот и правее. 8 Не подмажешь — не поедешь. 9 С паршивой овцы — хоть шерсти клок. 10 Правда — то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают. 11 Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день. 12 Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. 13 Убивай врагов своих добротой. 14 Честная сделка не вызывает ссоры. 15 Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить. 16 Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой. 17 Сражение выигрывает тот, кто верит в победу 18 Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

Слайд 9

Тип I «Черепаха» — уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание ). Тип II «Акула» — силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование ). Тип III «Медвежонок» — сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Тип IV «Лиса» — стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс ). Тип V «Сова» — мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).

Слайд 10

Приемы бесконфликтного общения Отождествление себя с учащимся: рационально (стараться понять его логику), эмоционально (представить себе его состояние) Подача мысли не в прямом, безапелляционном тоне, а в демократическом стиле, приглашая к обсуждению. Избегание знаков превосходства в виде: - приказов (рассказывай, ответь и т.д .); - обвинения; - нравоучения; - скрытого превосходства. Юмор должен быть направлен на ситуацию, а не на личность Демонстрация знаков уважения (цитировать его, ссылаться на его слова) Использовать невербальные средства общения.

Слайд 11

Задания для размышления Проанализируйте предлагаемые ситуации. Попытайтесь представить возможные варианты их решения. Ситуация 1 Во время собрания один из родителей учащихся вашего класса начал критически отзываться о ваших методах обучения и воспитания . По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в ваш адрес. Вы не можете позволить родителю так вести себя. Что вы предпримете? Ситуация 2 На улице вы неожиданно встречаете вашу коллегу, которая официально находится на больничном. Именно ее уроки вы вынуждены «заменять». Но Вы находите ее в полном здравии. Что вы предпримете? Ситуация 3 В начале учебного года директор школы попросил вас временно выполнять обязанности завуча по воспитательной работе, обещав за это дополнительную оплату. Но по истечении трех месяцев обещанная оплата не была вам начислена . Что вы предпримете? Ситуация 4 На перемене к вам подошла заплаканная ученица. По ее мнению, вы несправедливо выставили ей годовую оценку по вашему предмету. Что вы предпримете? Ситуация 5 Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на Ваш урок — урок физики . У Вас была запланирована контрольная работа, которая была сорвана. Что Вы предпримете? Ситуация 6 Вы возмущены плохой успеваемостью ученика и даете ему возможность исправить оценку с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых , не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых , весь помятый . Что Вы предпримете?

Слайд 12

Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Правило 3 Не усиливайте напряжение ситуации. Правило 4 Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Правило 5 Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Правило 6 Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Правило 1 Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес. Правило 2 Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конфликты в нашей жизни"

Дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"

Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...