Диагностика музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
материал по теме

Куркина Ирина Викторовна

С целью определения уровня развития музыкально - творческих способностей детей в средней возрастной группе   была использована методика К.В.Тарасовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_tarasovoy.docx28.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

С целью определения уровня развития музыкально - творческих способностей детей в средней возрастной группе 2010 года была проведена диагностика дошкольников детского сада «Мишутка» города Черногорска. Для исследования была использована методика К.В.Тарасовой.

(см.Приложение 1). Методика позволяет фиксировать значимые проявления музыкально-творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице №1 и протоколе обследования детей №1 (Приложение №2).

Таблица №1

Уровни развития музыкально - творческих способностей детей средней возрастной группы по методики к.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

Способности

высокие

средние

низкие

Пение

1

40

53,3

6,7

2

40

53,3

6,7

Игра на ДМИ

1

66,7

33,3

2

53,3

20

26,7

Ритм

1

40

60

2

53,3

46,7

Движение

1

60

40

2

40

60

Из приведенных в таблице данных мы видим, что в разделе Пение (звукоимитация, вопросно – ответные интонации)) – 40% детей имеют высокий уровень развития, 53,3 % - средний, и 6,7 % - низкий. Игра на ДМИ (Звуки окружающего мира) – 66,7 % - высокий уровень, 33,7 % - низкий, то есть тембровое несоответствие звуков. Игра на детских музыкальных инструментах: (Выразительная импровизация) – 53,3 % - высокий уровень, 20 % - средний, 26,3 % - низкий уровень (ритмическое однообразие мелодии). Ритм (ритмизирование стихов хлопками) – 40% - высокий уровень, 60 % средний. Ритм (воспроизведение ритмических рисунков хлопками) – 53,3 % - высокий уровень, 46,6 % - средний. Движение (соответствие движения характеру и темпу музыки) – 60 % - высокий уровень, 40 % - средний. Движение (создание динамического образа) – 40% - высокий уровень, 60% - средний.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения. У детей этой группы надо обратить внимание на развитие чувства ритма. Отсюда и есть проблемы с игрой на ДМИ. Следует отметить, что высокий уровень музыкально-творческого развития показали дети, занимающиеся в вокальной студии «Маленькая страна» при ДМШ №3 г. Черногорска. (6 человек). Они с легкостью справились со всеми заданиями. Уровень ниже среднего по нескольким видам показал ребенок (Вова А), который только первый месяц посещает детское дошкольное учреждение.

Результаты диагностики показали, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа.

На специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Кроме этого есть специальная игровая методика обучения детей пению. (Методика О.В. Кацер). Дети с помощью игры приобретают определенные вокальные навыки, учатся импровизировать.

Говоря о проблеме развития музыкально-творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать музыкально-творческие способности с детства; какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Таким образом: мы видим, что по результатам диагностики воспитанники данной группы имеют примерно среднее развитие музыкально-творческих способностей. Необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Особенно обратить внимание на развитие вокальных способностей и игре на детских музыкальных инструментах. И самое главное, это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

Заключение

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкально - творческих способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление  музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

Из всего вышесказанного мы видим, что обучение пению необходимо начинать именно в четыре года, так как в этом возрасте у ребенка происходит качественный скачок в развитии интонации и выявляется тип певческого голоса. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие. Что именно пение является основой развития музыкально-творческих способностей, так как научить петь невозможно, не развивая чувство ритма, ладовый, звуковысотный, динамический слух. А это возможно при использовании различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, детские музыкальные игры и музыкально-дидактические игры.

Успешное развитие музыкально – творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Наличие музыкально-певческой среды
  • использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара.
  • регулярность специальных занятий.
  • материально-техническая обеспеченность педагогического процесса
  • важно постоянно поощрять индивидуально-творческие проявления детей.
  • давать задания в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка.
  • Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений.
  • Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах как на занятиях так и в самостоятельной деятельности
  • Совместная работа с родителями.

Приложение 1

Диагностика музыкально - творческих способностей детей

(по К.В.Тарасовой)

Средний дошкольный возраст

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звукам природы и голосам животных).

Озвучить рассказ.

«Вышла Машенька утром во двор, солнышко светит, весело. Увидел её щенок и весело залаял «Тяф, тяф, тяф». На окошке лениво растянулась кошка, она тоже поприветствовала Машеньку, она лениво промяукала ей «Мяу». На дереве сидела мама-птичка, она звала своих птенчиков «Чик-чирик», на что ей птенчики дружно отвечали «Чик-чирик, чик-чирик». Вдруг подул ветерок «У-у-у-у-у», листики на деревьях зашуршали «Ш-ш-ш-ш». На небе появилась тучка и закапал теплый летний дождик «Кап-кап-кап». Машенька побежала домой.

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Вопросные: музыкально-дидактическая игра «Где игрушки?»

Атрибуты: картинки с изображением игрушек (машинка, кукла, зайчик, медведь)

Ход игры: Я хочу показать картинки, они волшебные. Надо только спросить «Где машинка, или «Где кукла», они сразу здесь покажутся….Но только это надо спеть.

Ответные: музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живет».

Атрибуты: домик с окошком, фигурки зверей (Мышка, медведь, зайчик, волк)

Ход игры: воститатель «подводит» к окну куклу и поет «Кто в домике живет?», ребенок должен пропеть, подражая интонации персонажа «Я – мышка», «Я – мишка», «Я – зайка», «Я – волк»

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

 

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Озвучить

Кап-кап, тук-тук-тук

По стеклю раздался стук

Это дождик по утру

Разбудил всю детвору.

Мишка в гости к нам идет

Топ – топ – топ – топ

Громко песенки поет

Топ – топ – топ – топ

Села птичка на окошко

Посиди ещё немножко

Посиди, не улетай

Улетела….ай

Вот идет серый волк

Он зубами громко щёлк.

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Озвучить рассказ.

…….у нас сегодня самый настоящий музыкальный руководитель. Она будет сегодня нам играть на металлофоне. А я буду выполнять все, что она сыграет. И так, начнем. Зашли мы на занятие и дружно замаршировали…..А теперь легко побежали…..а сейчас ножками затопали….Ручки тихо вверх подняли и легонько помахали…..молодец.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

 

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки

Ква-ква-ква

Ква-ква-ква

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

 

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Музыкально – ритмические движения: «Весёлый ослик», «Мячики прыгают, мячики покатились»

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Музыкальная игра-драматизация по русской народной сказки «Колобок»

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

Приложение №2

Протокол обследования детей №1

по методике К.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

дети

пение

игра на ДМИ

ритм

движения

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Даша К

Оля Н

Саша М

Сашенька М

Максим М

Эллина В

Катя В

Вика Ц

Марина А

Олеся М

Данил Б

Вова А

Лена К

Ваня Б

Женя О

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

н

ср

ср

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

н

ср

ср

ср

в

н

в

в

н

в

в

н

в

в

н

н

в

в

в

в

ср

в

в

н

в

в

ср

ср

в

н

н

в

в

н

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

ср

ср

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

в

ср

в

ср

ср

в

ср

ср

в

в

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

в

в

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

ср

ср

ср

В – высокий уровень

Ср – средний уровень

Н – низкий уровень

Список литературы

1 Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.

2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.:

Наука, 1977. –

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.– Л.: Музыка, 1973.Музыка, 1987.

4. Бабаджан Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

5. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания – М.: Просвещение 1982.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

8. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983;

9. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.:

Искусство,1989.

10. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. – М.: Просвещение, 1991.

11. Как определить и развить способности ребенка? – Сост. В.М. Воскобойников.– СПб.: Риспекс, 1996.

12. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. –М.: АПН РСФСР, 1968.

13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.

14. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980.

15. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьба. – М., 1962.

16. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.

17. Ломпшер И., Гулаш Р. Развитие способностей //Психологические основы

формирования личности в педагогическом процессе. – М., 1981.

18. Немов Р.С. Психология. М., 1997.

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

20. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста на материале английского языка

Выпускная квалификационная работа посвящена решению проблем связанных с преодолением языкового барьера детей дошкольного возраста при обучении английскому языку. Данная работа состоит из введения, т...

Экспресс-диагностика развития речи у детей дошкольного возраста

Данный материал, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разра­ботка рекомендована лишь для первич­ной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли ...

Диагностика музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила поведения)....

Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Разработка заданий и таблиц для определения музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой...