Использование мнемотехники на уроках чтения
статья по теме

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_mnemotehnika.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

      Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

   Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим.

 По мнению С.А Рубинштейна, А.М Леушиной,  Л.В. Эльконина, использование наглядности помогает детям  называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

 Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста –очень редкое. А в речи детей – учащихся специальной коррекционной школы существует множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых  предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить  распространенные предложения;

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений

-бедная диалогическая : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий вопрос;

-неспособность построить монолог;

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп  речи;

-плохая дикция.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение главных персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  и другое , путем выделения главных смысловых звеньев сюжета . главное, нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используют для:

-обогащения словарного запаса;

-при заучивании стихотворений;

-при рассказах художественной литературы;

-при отгадываниии и загадывании загадок.

Для учащихся младших классов с  умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, так как  у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом  для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-сторение рассказа;

-последовательность рассказа;

-лексико – грамматическую наполняемость  рассказа.

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений облегчает процесс запоминания  и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  

Методика использования мнемотехники:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой  в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

Важно,  чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы работы над стихотворением:

  • Взрослый  выразительно читает стихотворение;
  • сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
  • задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
  • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
  • читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
  • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Например,стихотворение «Подарки зимы», «Подарки весны» Г.Сапгир

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
На деревья и кусты
Шапки нахлобучила,
В толстяка - снеговика
Превратила чучело.
И на окнах спозаранку-
Звезды, листья, завитушки...
Все девченки взяли санки,
Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко:
Будто лето в декабре!

Что, Весна, ты принесла?
И ответила весна:
-  Принесла
Я вам, ребятки,
Лейки, грабли
И лопатки,
Первые  подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов и зябликов.
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И еще я принесла
Много света  и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки.
Все ребята удивились:
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.

Ласточка примчалась...

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!

 А. Н. Майков

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
  • Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.       

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Уроки с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности

Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники  заключаются в создан...

Использование мнемотехники на уроках математики

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.  Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказате...

Доклад "Использование ИКТ на уроках чтения"

Использование ИКТ на уроках чтения в старших классах коррекционной школы...

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка...

Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...