Открытое занятие "Лето. Насекомые"
план-конспект по теме

Белкина Ольга Владимировна

Открытое занятие "Лето. Насекомые" по теме "Инновационные технологии в дошкольной логопедии в условиях реализации ФГОС: использовние элементов песочной терапии в работе специалистов ДОО", проведённое на базе МБДОУ №37 "Василёк" ЗМР РТ в рамках логопрактикума для слушателей дополнительной программы профессиональной переподготовки по направлению "Дефектология" (Логопедия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye._leto.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лете и его приметах. Уточнение словаря по  теме «Лето. Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели.  Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мягкая игрушка-кукла Божья коровка, игрушки насекомых, предметные картинки по теме «Насекомые», подносы с песком, цветной песок, клей, кисточки, трафареты Божьей коровки.

Ход занятия

1.Организационный момент. Дети под музыку входят в кабинет логопеда.

Логопед.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро, ребята»

Дети.

Доброе утро.

Логопед. Доброе утро, дорогие гости.

Логопед. Все мы за руки возьмемся,и,

И друг другу улыбнемся.

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты,

С теплоты и доброты.

Пусть согреют вас улыбки,

И пусть сбудутся мечты.

Логопед.Ребята, вы любите загадки?

Дети. Да.

Логопед. Слушайте внимательно.

1.Я проснулась, а в оконце

 ярко-ярко светит………… (солнце)

2.Пёстрые, красивые,

Яркие и милые.

Плетём из них веночки

Зовём мы их………. (цветочки)

3.Лишь только солнце припечёт,

Она ребят к себе зовет.

И словно в теплом молоке

Ребята плещутся в …….. (реке)

4.Солнце жарко припекает,

Нас оно предупреждает:

«Дети, бабушки и мамы

Надевайте все………. (панамы)

5.Летом в жаркий, жаркий день

Люди ищут, где же ……(тень)

6.Все дети любят поиграться,

гонять в мячи и кувыркаться.

Как затевается игра их ждет зеленая …….. (трава)

7.Много ягод в нем, грибочков,

Разных трав, кустов, цветочков.

А деревья здесь какие!

Все могучие, большие.

Море трав, цветов вокруг,

Как ковер пестреет………(луг)

8.И ещё живут здесь птицы,

Зайки, белки и лисицы.

Вызывает интерес

У меня зеленый……..(лес)

9.На просторе и на воле

Зреет хлеб в широком …….(поле)

10.Ярким солнцем все согрето

Наступило, дети …….(лето)

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о лете и насекомых.

Игра «Лето какое?» (расширение и активизация словаря по теме «Лето», согласование прилагательных с существительными).

Логопед. Лето какое?

Дети. Лето теплое, жаркое, веселое, светлое, цветочное, красивое, щедрое, долгожданное, дождливое, яркое, солнечное, ароматное, ягодное, грибное.

Игра «Что делает?» (Расширение и активизация словаря по теме «Лето»).

Логопед. Что делает летом солнце?

1-й ребенок. Летом солнце светит, греет, припекает.

Логопед. Что делает летом дождь?

2-й ребенок. Летом ветер веет, дует, освежает.

Логопед. Что делает летом люди?

3-й ребенок. Летом люди отдыхают, купаются, загорают, путешествуют, катаются на роликах, велосипеде, самокате.

Логопед. Великолепно!

Логопед. Предлагаю поиграть в сухом бассейне. В сухом бассейне спрятаны предметы. Вам надо их найти, постараться на ощупь определить, что вы нашли.

Дети.

Я нашел бабочку.

Я нашел кузнечика.

Я нашел стрекозу и т.д.

Логопед. Как одним словом можно назвать стрекозу, муху, комара, пчелу, шмеля, божью коровку, бабочку, кузнечика, осу?

Дети. Насекомые.

Логопед. Предлагаю послушать сказку про трудолюбивую божью коровку и выполнить артикуляционную гимнастику (к комплексу упражнений для отработки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]).

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи.  И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

 «Улыбочка».

- Что бы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила язычок чашечкой

«Чашечка».

И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

Веселого маляра,

«Маляр».

Грибок

«Грибок».

И даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у неё на спинке появились черненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ложиться спать,

- обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку,- весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика  и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щёки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить её, и тут все увидели, что у неё появились …… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть. Ребята, божья коровка предлагает нам поиграть в игры из её замечательной книги. Вы готовы?

Дети. Да

Игра «Назови ласково» (Совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)).

Логопед. Я бросаю вам мяч и называю насекомое, а вы ловите мяч, называете насекомое ласково, и бросаете мяч мне.

Муравей-муравьишка

Гусеница-гусеничка

Пчела-пчелка

Комар-комарик

Таракан-тараканчик

Клоп-клопик

Клещ-клещик

Муха-мушка

Стрекоза-стрекозка

Божья-коровка-божья коровушка

Логопед. Какие бывают слова?

Дети. Слова бывают длинные и короткие.

Логопед. Длинные и короткие слова можно нарисовать на песке. Предлагаю вам на подносах с песком нарисовать схемы слов.

Дети слушают слова-названия насекомых и рисуют на песке длинные или короткие полоски.

Логопед. Бабочка.

1-й ребенок.. Слово бабочка длинное.

Логопед. Жук.

2-й ребенок.  Слово жук короткое.

Игра «Раздели на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).

Логопед. Я буду называть название насекомого, а вы будете делить его на слоги и прохлопывать на песке.

Логопед. Жук.

1-й ребенок. Жук. Один слог.

Логопед. Муха.

2-й ребенок. Муха. Два слога.

Логопед. Стрекоза.

3-й ребенок. Стрекоза. Три слога.

Физкультминутка

Вот какая стрекоза (руки вытянуть вперед, положить кулак правой руки на левую ладонь)

Как горошина глаза (соединить указательные и большие пальцы, приставить к глазам «очки»)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны соответственно, руки на поясе)

Ну совсем как вертолет (руки перед собой, соединить кисти как пропеллер, покрутить)

Мы летаем высоко (встать на носочки, руками потянуться вверх)

Мы летаем низко (присесть)

Мы летаем далеко (сложить ладони и потянуться вперед)

Мы летаем близко (ладони прижать к груди).

Игра «Четвертый лишний» (Развитие мышления, внимания, связной речи).

Логопед. Я буду показывать картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя и почему.

Майский жук, кузнечик, саранча, клоп.

1-й ребенок. Лишняя картинка майский жук, потому что майский жук коричневого цвета, а кузнечик, саранча, клоп зеленого цвета.

Бабочка, паук, муха, божья коровка.

2-й ребенок. Лишняя картинка паук, потому что паук это не насекомое, бабочка, муха, божья коровка это насекомые.

Пчела, клещ, гусеница, комар.

3-й ребенок. Лишняя картинка гусеница, потому что гусеница это детка насекомого, а пчела, клещ, комар это взрослые насекомые.

Игра «Насекомые отдыхают» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций)). На мольберте картина луга и плоскостные изображения насекомых на магнитах.

Логопед. Насекомые на лугу любят целый день веселиться, порхать, летать, кружиться. А когда устают любят отдыхать. Внимательно слушайте, где каждое насекомое решило отдохнуть.

Бабочка села на цветок.

Муравей ползет по стволу дерева.

Муха спряталась в колокольчик.

Стрекоза порхает около ромашки и т.д.

Дети помещают насекомых в места их отдыха.

Логопед. В древности считали, что божья коровка живет на небе. Люди часто обращались к ней за помощью. Так возникла русская народная потешка «Божья коровушка».

Пальчиковая гимнастика

Божья коровушка полети на облачко,

Принеси нам с неба, что бы было летом:

В огороде бобы, в лесу ягоды, грибы,

В роднике водица, в поле пшеница.

Воспитатель. Ребята, предлагаю нарисовать цветным песком Божью коровку.

Дети садятся за столы, с помощью цветного песка рисуют Божью коровку.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Насекомые знакомые и незнакомые"

Урок по зоологии для учащихся 7 класса. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. "Насекомые знакомые и незнакомые".Является уроком изучения нового материала с использованием интерактивной доски, с проведен...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Конспект открытого мероприятия.Прогулка на тему : "Насекомые. Божья коровка"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект открытого мероприятия.Прогулка на тему : Насекомые. Божья коровка. В занятии использованы  различные методы и приемы: кинезиолог...

Конспект открытого урока по теме: Повторение и обобщение "Класс Насекомые" .

Конспект  открытого урока  + презентация для учащихся  7ых классов. по теме "Насекомые повторение и обобщение"....

презентация к открытому уроку биологии в 7 классе по теме "Перепончатокрылые насекомые"

Данную презентацию можно использовать при изучении нового материала по теме "Перепончатокрылые насекомые" в 7 классе....

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" 5 класс Spotlight

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" рассчитан для УМК Spotlight 5 класс. На уроке предполагается обучение поисковому и ознакомительному чтению, развитие 4 -х видов ре...