Учитель года - 2018
статья по теме

Рыбина Ирина Михайловна

Через тернии  к звездам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе 14.9 КБ
Файл Из опыта работы25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

учителя истории и классного руководителя 6 класса

МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани

Рыбиной Ирины Михайловны

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ.

                                                        «Я, учитель…, глубоко сознаю свою ответственность  

                                                         перед будущим нашим обществом… перед

                                                         Человечеством. Моя высочайшая ответственность в

                                                         том, чтобы ковать счастье моего ученика,        всего

                                                         общества, способствовать процветанию и

                                                         развитию жизни на Земле.»

                                                                                     Ш.А. Амонашвили

Я работаю учителем с 2010 года и поняла, что научить детей – это еще не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, это значит помочь детям понять смысл учения.

Школа в переводе с латинского языка – лестница, которая имеет свои ступени. И учитель должен помочь своим ученикам подняться по этой лестнице, через тернии – к звездам, преодолеть все трудности и познать радость открытия.

Роль учителя неоценима в становлении и развитии личности свободной, образованной, нравственно и духовно здоровой, интеллектуально развитой. Задача, которая стоит перед современным учителем, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов, реализация потребностей и интересов, создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования, стремления к творчеству. А такая творческая личность не может не быть патриотом своей Родины, поэтому много внимания уделяю военно-патриотическому воспитанию.

Желание ребенка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить".

Если у учителя есть желание отдать, то у ребенка обязательно появится желание получить. И когда это совпадает – результат прекрасен.

Каждый учитель в своей работе должен взять за основу слова В.А. Сухомлинского: «…мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужны нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма.»

Вдумайтесь в строчки стихотворения В. Берестова:

У маленьких учеников        

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось!

Куда всё это подевалось?

Главное в педагогике – не дать угаснуть Божьему дару в душе ребенка. Задача любого учителя – сформировать свободомыслящую личность. Поэтому на уроках нужно создавать такую атмосферу, чтобы ребенок научился выражать мысли свободно, делился сомнениями, переживаниями, чтобы умел адекватно оценивать свои поступки и события, происходящие вокруг. Очень хорошо, если в каждом классе между учителем и учениками сложится своя доверительная атмосфера. Пусть каждый классный коллектив обладает своим маленьким секретом, тайной, общим делом, тогда все ребята будут объединены одной мыслью, целью, происходит успешное сплочение ребят в маленькую «семью», которая перерастет потом в большой и дружный коллектив.

Не зря, наверное, бытует мнение, что каждый класс чем-то похож на своего классного руководителя, если они объединены одной целью и по-настоящему любят друг друга.

Классный руководитель просто обязан быть тонким психологом, сведущим медиком, талантливым воспитателем, разносторонним педагогом, терпеливым, интересным, наконец, душевно красивым человеком, чтобы успешно вести своих детей через тернии к звездам.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы

классного руководителя 6 Б класса

МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129»

Приволжского района г. Казани

Я являюсь выпускницей Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. С 2010 года работаю учителем истории и обществознания в МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани. Педагогический стаж – 7 лет. Имею I квалификационную категорию. Задумываясь над тем, что предопределило будущую профессию, невольно переносишься в школьные годы и вспоминаешь с чувством глубокого уважения своих учителей. Особенно запомнилась учитель истории Новикова Нелли Николаевна. Она долгие годы была примером профессионального мастерства, выдержки, терпения и самопожертвования. История же всегда меня привлекала своей загадочностью и огромным количеством интереснейшей информации. Студенческие годы часто называют одними из самых лучших в жизни человека. Таковыми в стенах ТГГПУ они являются и для меня. Сильнейший преподавательский состав, постоянная практическая направленность обучения, возможность участия в научной работе, – всё это позволило заложить прочный фундамент знаний по выбранной специальности. Помимо традиционной практики на 5 курсе, я смогла в полной мере испытать на себе, что такое педагогика, что такое школа с ее реальными ежедневными делами и заботами, несколько месяцев совмещая учебу с работой в своей родной школе. И вполне естественно, что после окончания университета у меня не оставалось сомнений, где я буду работать. Я глубоко убеждена, что только тогда работа хороша, когда он приносит удовольствие. А для этого необходимо, чтобы в ней можно было полностью проявить свои лучшие индивидуальные качества, увлечения, пристрастия. Деятельность учителя, по моему мнению, не должна быть ограничена только преподаванием. Думаю в полной мере ощутить себя педагогом можно лишь став классным руководителем.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт сейчас, поскольку связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Вот почему закономерен рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, непосредственно работающих с подростками и молодежью, но и в широких общественных кругах. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений – школ, как стабильных образовательных институтов общества.

Основная задача воспитания школьников - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этой задачи важно взаимодействие школы и семьи, так как семье принадлежит важная роль в решении задач воспитания.

В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя, так как он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считаю – воспитательную, так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.  

Цель воспитательной работы - создать условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

  • воспитание на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию;
  • формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности;
  • формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
  • совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально – экономические условия;
  • создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся класса, формирование здорового образа жизни;
  • координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
  • сотрудничество с семьями учащихся, работа с родителями;
  • формирование интереса учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;
  • развитие классного самоуправления;
  • сплочение детского коллектива, создание общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей;
  • развитие индивидуальных особенностей каждого.

Вся воспитательная деятельность школы направлена на создание условий и «мягкое» управление процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом всей работы должен стать ученик, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Вся воспитательная работа с классом строится на основе следующих нормативно-правовых документов:

  •  «Всеобщая декларация прав человека»
  •  «Конвенция о правах ребенка»
  •  Конституция Российской Федерации
  •  Закон РФ «Об образовании»
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Закон РТ «Об образовании»
  • Устав МБОУ «Школа № 129»
  • Положения и локальные акты МБОУ «Школа № 129»

Основные направления воспитательного процесса:

1.Гражданско-патриотическое воспитание, формирование российской идентичности.

2. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей.

3. Приобщение детей к культурному наследию.

4. Популяризация научных знаний среди детей, общеинтеллектуальное развитие учащихся.

5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

7. Экологическое воспитание.

9. Профилактика асоциальных явлений и правонарушений среди учащихся.

10. Совместная деятельность с родительским сообществом, общественными организациями.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности.

За прошедший год был проведён ряд тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы были направлены на развитие личности ребёнка. Например, классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию, о здоровом образе жизни, о толерантности, классные часы по семьеведению и многие другие. Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Многие учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам 2016-2017 учебного года в классе 11 ударников и 4 отличника: Зарипова Зифа, Гараева Сабина, Заднепровская Дарья, Хайруллина Мадина. Процент качества знаний равен 60 %.

Шестиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных с другими классами мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошедшего учебного года можно считать открытие поселковой ёлки, фестиваль английской песни, конкурс «Мисс школы- 2017», игра «Поезд здоровья», многочисленные концерты, смотр строя и песни, где большинство учащихся класса приняли активное участие. Активное участие весь класс принял в благотворительных ярмарках «Дари Добро», а также участвовали в «Экологической викторине», мероприятие было организованно курсантами МВД. За прошедший год класс был награжден почётными грамотами:

  • 2 место за участие в школьной акции по сбору макулатуры «Сохраним леса России»;
  • 1 место в игре «Поезд здоровья» 5-7 классов;
  • 2 место в Смотре-конкурсе строя и песни среди 5-7 классов,
  • 1 место в новогоднем мероприятии «Музыкальный КВН»,
  • 1 место в конкурсе рисунков на асфальте,
  • многочисленные грамоты за активное участие в школьных конкурсах-выставках поделок («Дары осени», к Новому году, 23 февраля, 8 марта, Дню космонавтики, 9 мая). Особенно отличился в этих конкурсах Хасанов Амин и Зарипова Зифа.

Во многих конкурсах принимали участие и отдельные ученики:

  • Зарипова Зифа – 2 место «Мой первый полёт в космос», 2 место в конкурсе чтецов стихов на татарском языке;
  • Валеева Гузель, Хайруллина Мадина, Усачев Никита и другие ученики приняли участие в международных дистанционных олимпиадах по предметам и заняли призовые места;
  • Хайруллина Мадина в составе школьной команды участвовала в интеллектуальной игре «Мы и космос» и получила диплом 3 степени;
  • Гараева Сабина – 1 место в школьном конкурсе «Мисс школы - 2017», 1 место в конкурсе чтецов «Мы помним, мы гордимся», 2 место в конкурсе чтецов стихов на татарском языке;
  • Сафарян Карина – 2 место в районном конкурсе «Мисс весеннее очарование - 2017»;
  • в конкурсе чтецов «Мой Пушкин» Заднепровская Дарья заняла 1 место, Хайруллина Мадина – 3 место;
  • В «Лыжне России» у Валеевой Гузель – 2 место, у Хайруллиной Мадины – 3 место.

Также неоднократно всем классом организовывались выезды на экскурсии. Ребята посетили «Урок музыки с оркестром» в БКЗ им. С. Сайдашева, Ледовое шоу Ильи Авербуха, Дом занимательной науки и техники.  

Большинство учащихся были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: вокал, хореография, ИЗО, футбол, баскетбол, бокс и др.

Все эти мероприятия положительно влияют на воспитание детей. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родитель продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение со сверстниками становится всё более значимым и важным для принятия решений.

Хотя в прошлом году моих пятиклашек трудно было назвать дружным и сплочённым классом, сейчас социально- психологический микроклимат в классе нормальный. И это благодаря нашей совместной работе со школьным психологом. Отношения мальчиков и девочек являются ровными. Уровень сплочения классного коллектива достаточно высок. Во внеклассной и внеурочной деятельности участие принимает практически весь класс. В прошедшем учебном году дети, уже привыкшие к новым условиям обучения, сами стали координировать свои действия: дежурство по школе, репетиции мероприятий, уборка класса и пришкольной территории и т.д. Классный руководитель только даёт поручения и контролирует.

За прошедший учебный год было проведено 4 классных родительских собрания, где обсуждались общепедагогические вопросы, режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков, школьное питание и д.р. Также затрагивались темы по программе «Путь к Успеху». Большинство родителей посетили все собрания.

Гражданско-патриотическое направление в моей воспитательной работе играет ключевую роль. 6 Б активно занимаются поисковой деятельностью на базе школьной музейной комнаты, экспозиция которой посвящена истории посёлка Мирный. Ребята ищут и систематизируют информацию о земляках – участниках войны. Тесно работают с ветеранами, навещают их, помогают. Полученный материал используют для проектной и исследовательской работы, а также проведения уроков мужества.

И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя (а значит, и моя задача) – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Учитель - моё призвание" на конкурс "Учитель года - 2018"

Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания.  Я с детства хотела стать учителем. Образ идеального учителя для меня сложился давно – это моя бабушка и мои ро...

Конкурсное задание эссе "Я - учитель" к муниципальному конкурсу "Учитель года 2018 г." 31.01.18

Эссеучителя физической культуры МБОУ «СОШ п. Нивенское»«Я – учитель»...

Учитель года 2018 Эссе «Учитель и ученик растут вместе"

        Учитель… Как много смысла заложено в этом слове…Что значит быть учителем? Учить предмету, который знаешь? Или учить умению общаться? Или преодолевать т...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Конспект открытого урока по баскетболу для конкурса "Учитель года 2018" . Видео урока смотрите в разделе ВИДЕО 15.02.2018

Тема: Ведение мяча в движении с изменением направления и скорости, а так же высоты отскока.Цель урока: Освоение основ техники ведения мяча в баскетболе.Задачи:Закрепить технику ловли, переда...