Жизнь-это богатство
материал по теме
Предварительный просмотр:
ЖИЗНЬ - ЭТО БОГАТСТВО
Разработка общешкольного психологического часа
Цель мероприятия:
- осуществить социальную и психологическую защиту детей
- профилактика суицидального поведения
- воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью
- способствование развитию стремления к здоровому образу жизни
развитие у учащихся чувство самосохранения. - формирование позитивной жизненной перспективы и позитивного отношения к себе и своей жизни.
Задачи:
- - организовать работу в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения;
- - сформировать ответственное отношение к собственной жизни;
- - познакомить с понятием «жизненные ценности».
Звучит весёлая позитивная музыка…
Организационный момент.
П-П:
- Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)
- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?
(Здоровья)
- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)
- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)
- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать мяч рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у учителя).
«Позитив через объектив»
Под музыку…
Объявить учащимся о том, что у нас есть СОЛНЕЧНЫЙ ФОТОГРАФ. (Угадайте, кто он?)
Он на фотографии будет запечатлевать позитивные эмоции. Позже всё это увидят на фотовыставке.
Ценность – что это такое? Как вы понимаете?
- примерные ответы (ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие вещи, машина, здоровье, родители, дети)
(Но самое важное, самое ценное для человека что это?)
Ответ: (- Да. Это Жизнь)
Чего желают люди друг другу всегда? (счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.) Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни.
Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни, о том, что это самое дорогое что есть у человека с момента его рождения.
Жизнь! Какая она может быть? Давайте попробуем «увидеть» ее.
При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обратилась к вам – здравствуйте, дорогие ребята.
Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, мечтает, чтобы он стал в жизни настоящим Человеком, впереди его ожидала хорошая судьба.
«Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы:
Экспресс-опрос на тему " Я люблю жизнь, потому что..."
( Все участники под негромкую мелодию заканчивают и записывают фразу о том, чем прекрасна жизнь лично для них (каждому раздать листочки чистой бумаги).
Попробуем описать ее. (зачитывание нескольких)
Она какая может быть? Как она выглядит? (счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная)
Какая форма у нее может быть?
Какого она цвета может быть?
Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней?
Какой аромат она излучает?
Какой она может быть на вкус?
Отсюда, какой можно сделать вывод? Вот, для тебя жизнь, какая должна быть? Какую жизнь для себя ты хочешь? (спросить у детей)
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
А в чем состоит ценность жизни, из чего оно складывается?
( Ответы детей). Здоровье, родители, хорошая учеба………..и т.д.
Вот перед вами Банка. Она пуста пока. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.
( Положить в банку – разноцветные камни). Делают это дети – называя самые важные вещи в жизни человека. Вы положите камешки аккуратно, чтобы не сломать «жизнь». (это здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера, учеба, сестра, брат)
- Банка у нас полная?
- Да полная.
-Полная самыми важными ценностями жизни.
Ну, а теперь пространство попробуем заполнить цветными драже.
- Достаю пакет с драже, и начинаю засыпать его в банку. Драже начал заполнять пространство между камнями:
У нас еще осталось пространство.
Тогда достаю пакет с крупой, и начинаю засыпать его в банку, спустя какое- то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полная?
-Полная.
- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.
(Банка это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение; драже – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!
Вывод: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; драже – это у нас незначительные ценности, без которых мы можем обойтись; а крупа- это те маленькие радости ,которые сопровождают каждого из нас.
Притча о счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
-Какой смысл вы видите в этой притче? Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.
- И правильно ли поступил Бог в этой ситуации?
(Бог поступил правильно, если бы не так, то не было бы продолжения жизни, радости в жизни.
Вывод: Каждый человек «лепит жизнь по - своему».
( каждый человек – кузнец своего счастья).
Ученик:
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Вывод: Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
Если вам тяжело и трудное и безвыходное положение…
ЧТО ДЕЛАТЬ? (ответы послушать)
Но мы сегодня должны и серьёзно поговорить о причинах, которые, способны подтолкнуть подростка на крайние меры отрицательного самовыражения.( Сначала выслушать ответы учеников). Ссора со сверстниками, расставание с любимым человеком, смерть родственника, постоянные стрессовые ситуации и как следствие депрессия, игровая зависимость, проблемы с наркотиками, подростковая беременность, насилие в семье, желание обратить на себя внимание – вот причины, доводящие до отчаяния. Но это лишь дополнительные факторы.
Истинная же причина скрыта глубже обыденного понимания человеческой психики, природы человека и его мыслей. Очень часто дети и подростки попадают в поле зрения определённых людей не с самыми лучшими намерениями, которые являются либо проводниками чужой воли, либо непосредственно генерирующими эту волю, и обладающими знаниями, которые в современном мире назвали бы «чёрной магией». Бессознательными проводниками таких «нелюдей» могут быть кто угодно: самыми близкими друзьями и подругами, случайными знакомыми, религиозных или общественных организаций и течений. Генераторы же этой воли в попытках довести подростка или ребёнка до самоубийства, внедряя в его сознание чуждые ему навязчивые мысли, способны подавлять волю человека и кратковременно управлять его действиями усилием своей мысли. Но это происходит лишь тогда, когда человек открывает им входную дверь своей агрессией, негативными мыслями или желаниями, даёт волю плохим мыслям, таким образом, пропуская чужеродные мысли в своё сознание.
Зачастую трагедии можно избежать, если знать о возможном источнике навязчивых мыслей, расширив свои собственные познания в этом вопросе. И сегодня мы должны это понять. На этом пути, в первую очередь, стоит отбросить навязанные стереотипы и подойти к изучению этого вопроса с заинтересованностью настоящего исследователя. Ведь, в конечном счёте, приобретённые знания способны сохранить жизнь. От Вас самих зависит очень многое!
Стоит обратить особое внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что есть вероятность что у близкого вам человека очень серьёзная душевная ситуация:
ПРИЛОЖЕНИЕ ПОКАЗАТЬ…
• нездоровые фантазии на тему жизни и смерти, акцентирование внимания на трагических эпизодах в фильмах, прессе.
• появление литературы (книг, брошюр, дисков) подозрительных толков (религиозных), просмотр соответствующей информации в интернете.
• попытки уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения может говорить о моральном дискомфорте вашего друга или близкого человека
• разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия
• тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои «важные» дела как можно быстрее
• раздаривание своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям, с которыми он раньше не расставался (за исключением случаев, когда с добрыми намерениями делает это постоянно).
Иногда музыка или рисунки могут послужить сигналом о том, что что-то не так в сознании, что в нём доминируют депрессивные мысли («открытая дверь»), вопреки его жизнерадостности.
Ребята, ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. И конечно, очень деликатно и незаметно попытаться донести это до родных или любимых людей, которые постараются выяснить причину подобного настроения и убедить в обратном своей любовью и вниманием.
Разминка
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА…
Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.
Вот мы положили в банку ЗДОРОВЬЕ.
Здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.
До середины XX века считалось, что здоровье это отсутствие болезней.
Ребята вы согласны с этим?
А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Разве он здоров?
Или еще пример: постоянно пьяный человек. У него тоже ничего не болит, но можно ли его назвать здоровым?
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Викторина «Здоровье»
В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка).
Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…» (Мозг).
Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).
Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).
Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).
Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами).
Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).
Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов).
Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).
От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение.)
Кто из русских царей ввел изготовление медали для пьяниц в 4 кг? Медаль эту пьяница должен был длительное время носить не шее. (Петр I)
Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм, игромания.)
Итак ребята, я думаю что каждый уже определил для себя что нужно человеку для того чтобы жить долго и счастливо.
Дайте, пожалуйста, ответы…
П-П дополняет
Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта.
Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье:
злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность.
Чувство вины( вы считаете что ваше желание изменит окружающий мир?)
Гнев (не стоит сильно сердиться)
Депрессия
Отрицание (человек продолжает жить, как будто ничего не случтлось, но самом деле в голове всё крутится, а вы молчите)
Молчание осложняет все проблемы
Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Последствия могут быть достаточно серьёзными. Какие? (тут ВАЖНО выслушать ответы присутствующих)
Что можно сделать? …
Скорбеть, выражать свои чувства, обсуждать, быть искренними
Вспомним медвежонка Бабара. Он остался один, после того, как его мама застрелил охотник, но … он встречает Целесту и старушку, и становится королём Джунглей, пройдя долгий путь и преодолев переживания.
Какие пословицы подходят к нашему сегодняшнему разговору? Почему?
Что посеешь, то и пожнёшь
Каждый – кузнец своего счастья
Век живи – век учись
Красота без разума пуста
Человек без друзей, что дерево без корней
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Кто жизнью дорожит, тот живет — не дрожит.
Жизнь нельзя прожить играючи.
Весна да лето, пройдет и не это.
Безумно живому человеку о смерти думать.
Информация с телефонами служб доверия (на доске)
8 42437 20408 Отдел опеки и попечительства г. Охи
8 800 2000 122 Телефон Доверия для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Порой дети, привыкшие к компьютерным играм, в которых герой может "сохраниться" и появиться заново после уничтожения, не понимают, что в жизни — все по-другому, что возврата — нет.
- Не надо молчать
- литература, кино
- добрые дела
- спорт, музыка и др. увлечения
«Коллекция теплых слов в колпаке»
Под музыку…
Для данной техники понадобится один колпак. Он у волонтера (объяснить кто такой волонтёр). Волонтер объясняет участникам, что в рамках проводимой акции создается коллекция теплых слов, от которых в трудную или грустную минуту становится светлее и теплее на душе! Давайте вместе создадим коллекцию таких ВАЖНЫХ и ДОБРЫХ СЛОВ! Ребята могут записать на листочках слова или фразы, от которых на душе становится теплее, которые могут поддержать в трудную минуту, заставить улыбнуться.
Затем приглашается второй (выбранный) волонтёр и раздаёт из колпака каждому, что попалось. Дети приятно улыбаются (а может даже смущаются).
П-П
Учитель читает притчу:
Четыре свечки в комнате горели:
Из каждого угла одна светила.
Бежало к своему пределу время –
Создатель Сам вложил в него удила.
Бежало время, и горели свечи.
Но в комнате вдруг стало напряжённо.
И вот однажды: приближался вечер.
Одна свеча вздохнула сокрушённо:
Я – мир, но мой огонь чудесный
Никто уже поддерживать не хочет.
Враждуют люди всюду - неуместно
Светить для тех, кто жаждет вечной ночи.
И стало пламя гаснуть постепенно.
Свеча с названьем «Мир» погасла вскоре.
Остались три свечи средь зла и тленья
Дарить свой свет переживавшим скорби.
Но вот вторая молвила в печали:
- Ношу я имя «Вера», только больше
Никто во мне святой нужды не чает.
И, видно, смысла нет гореть мне дольше.
Тут лёгкий ветерок подул, и пламя
Свечи с названьем «Вера» задрожало.
Никто и не заметил за делами,
Как «Вера» в уголочке умирала.
Бежало время. И из двух горящих
Одна сказала, свет теряя славный:
-Нигде, ни в ком любви нет настоящей
Во мне не видят люди цели главной!
Меня – Любовь – бездумно отвергают,
Теряя в жизни истинное счастье.
Нет сил гореть для них! Я так страдаю,
Что не нашла в сердцах достойной части.
И третья свечка в комнате угасла...
Вдруг на пороге мальчик появился:
- Три свечки не горят! – в глазёнках ясных
Отчаяния ужас отразился.
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!
ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ -
Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ"
И он заплакал, обращаясь к свечкам:
- Нельзя вам было гаснуть! С сотворенья
Вы призваны своим делиться светом,
Сгорая для других без сожаленья.
- Не плачь, дитя! – раздался голос нежный.
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ!
ПОКА Я ГОРЮ,
ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ:
Я - НАДЕЖДА!
Покуда я горю, всё поправимо.
От моего огня - ведь я – Надежда-
Дай трём другим - на радость пилигримов.
Обрадовался мальчик и свечою
Надежды верной дал огонь погасшим.
И вновь зажглись, охваченные тьмою,
Любовь и Мир, и Вера – Свечи счастья!
Так в жизни любого человека
Огню надежды гаснуть не пристало.
Пускай, покуда говорится «ныне»,
Мир, Вера и Любовь в большом и малом
Горят, как свечи, в сердце пилигрима
Во Имя вечное, во имя Жизни.
П-П
Я задам вопросы, а вы просто ответьте, бывает ли у вас подобное состояние?
Печальное настроение
Потеря энергии
Внешние проявление печали
Нарушение сна
Соматические жалобы
Изменение аппетита или веса
Ухудшение успеваемости
Снижение интереса к обучению
Страх неудачи
Чувство неполноценности
Самообман - негативная самооценка
Чувство «заслуженной отвергнутости»
Чрезмерная самокритичность
Сниженная социализация, замкнутость
Агрессивное поведение
Сценка
1 Ученик: Как все тошно, надоело —
Каждый день одно и то же:
Дом, учеба, куча дел,
И всегда всем что-то должен...
Мусор, пыль, мытье посуды,
Быть всегда послушным сыном,
В школе чтоб одни пятерки,
Чтоб был «паинькой» невинным..
.2 ученик:
Ну и нюни распустил ты,
Я готов прям разрыдаться///
Рефлексия
ВЫБЕРИ ДЕВИЗ СВОЕЙ ЖИЗНИ (выбирают предложенные на доске варианты)
Далее они формируют девиз своей жизни Например
Я живу и хочу жить под лозунгом: «Жить здорово!»
«Я люблю тебя жизнь!»
«Как не страшна старость, но каждый старается до нее добраться!» ,
«Жизнь сложная штука, но каждый старается прожить ее достойно!»
«Жизнь хороша и жить хорошо!»
«Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!» и т.д.
В заключении дети по желанию делятся своими планами на будущее, назвать вслух девизы.
П-П
Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности. Альберт Эйнштейн
Итог
Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»)
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний урок, может, стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни.
Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
А сейчас я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.
////////////////////////
Учащиеся с большим интересом просматривают социальный ролик «Человеческая доброта», мультфильм «Сила любви», где чувство сопереживания испытывает каждый.
Некоторые учащиеся под музыкальное сопровождение выступают с монологом «Я – это замечательно», о том, что жизнь-это вызов, песня, долг, борьба, удача и возможности.
Педагог-психолог акцентирует в беседе на то, что жизнь складывается из ценностей. Обязательно затрагивается тема отрицательного самовыражения подростком, как крайняя мера в период трудных, тяжёлых и, казалось бы, безвыходных ситуаций. Обращено внимание на факторы, свидетельствующие о серьёзной душевной ситуации и предложены варианты из её выхода. На позитиве всех фотографировал «солнечный фотограф».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»
Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...
«Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
конспект открытого урока по русской литературе 19 века...
Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...
План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...
Педагогический проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет "Здоровье - богатство для всех и каждого"
Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества ...
Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"
В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...
«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»
«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...