Главные вкладки

    Педагогический совет «Влияние общности обучающихся и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и ЗОЖ»
    материал на тему

    Пластинина Юлия Львовна

    Провести анализ взаимодействия обучающих и обучаемых по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    «ВЛИЯНИЕ ОБЩНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

    Цель: провести анализ взаимодействия обучающих и обучаемых по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию школьников.

    Задачи:

    1) выявить и проанализировать состояние здоровья учащихся;

    2) изучить сложившуюся в школе систему работы по данным направлениям;

    3) разработать и презентовать положения об общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года», «Самый активный класс по патриотическому воспитанию».

    4) определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся в школе, по патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

    Участники: администрация, педагоги, родители

    Подготовка:

    1. Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.

    2. Анализ состояния здоровья учащихся школы за последних 3 года.

    3. Изучение научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме (список литературы прилагается).

    4. Разработка исходных положений.

    5. Посещение уроков в 1-11-х классах с целью изучения практики применения здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.

    6. Подготовка презентации к педсовету, распечатка материалов для участников педсовета: программы «Образование и Здоровье»; «Я – гражданин новой России», проектов положений об общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс», «Спортсмен года», «Самый активный класс по патриотическому воспитанию».

    Оформление, оборудование:

    1. Подготовлены рабочие места для работы 6 групп, председателя и секретаря педсовета.

    2. На столе председателя педсовета установлены песочные часы.

    3. Презентация

    4. На столах групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.

    Ход педсовета

    Добрый день, уважаемые педагоги и родители. Тема сегодняшнего педагогического совета «Влияние общности обучающих и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и здоровый образ жизни».

    В последнее время все большее внимание уделяется вопросам патриотического воспитания и здорового образа жизни учащихся.

    Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится патриотическое воспитание подрастающего поколения. 

    Патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. Но гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен. Следовательно, нужно направить усилия на освоение духовного наследия народа и, прежде всего основы основ - традиционной народной культуры.

    Выделяют три системы народной культуры, способствующие освоению детьми нравственных и эстетических ценностей народа:

    - круг традиционного календаря с его ритмичным чередованием труда и праздников, сообразно естественным природным ритмам, которые духовно осмыслены народом;

    - семейный уклад. Это веками выработанный способ передачи от поколения к поколению образа жизни народа и его нравственных ценностей;

    - образ истории родной земли и Отечества, построенный народом в соответствии со своим национальным характером и отраженный в образах народных героев, в национальной символике.

    Приобщение к опыту народного миропонимания закладывает основу для решения ребенком важнейшего жизненного вопроса:

    - осмысления себя как неотъемлемой части народа, наследника национального богатства, творца истории Отечества (через знание процесса формирования национального характера в ходе народной истории и отражения в произведениях материальной и духовной культуры исторической памяти народа).

    Такой подход к освоению конкретного содержания народной культуры, представленного в трех перечисленных системах, соотнесение его с сегодняшней жизнью способствуют формированию отношений ребенка к природе, семье, народу и родной земле. Дети учатся проектировать свое будущее - семейное и гражданское, ощущая себя носителем духовно-нравственного потенциала народа.

    Именно поэтому в нашей школе работают кружки патриотической направленности, такие как краеведческий кружок «Люби и знай свой край родной», краеведческий кружок «Родина», туристко – краеведческий кружок.

    Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую активность. Ухудшение состояния здоровья детей вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.

    Актуализация проблемы здоровья детей на сегодняшний день требует качественно нового подхода к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях, тем более что школа является идеальным центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.

    Проблема сохранения и укрепления здоровья детей чрезвычайно актуальна: уровень заболеваемости детей в городе не снижается: высок процент детей с заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, с нервными расстройствами. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения и нервно-психическими отклонениями. Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний.

    В школе из года в год большое внимание уделяется работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Исходя их возможностей школы создаются условия для безопасного и комфортного пребывания детей в школе, реализуется программа «Образование и Здоровье», которая включается в себя организационные, медицинские, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, педагогические мероприятия, такие как учебная и внеклассная работа.

    Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

    1) проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;

    2) учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;

    3) обязательные физкультминутки на уроках;

    4) нормализация учебной нагрузки учащихся;

    5) организация горячего питания;

    7) применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

    Учителями, классными руководителями, медицинским работником школы ведется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на привитие здорового образа жизни, на укрепление здоровья учащихся. Все это еще раз подчеркивает целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса влияния общности обучающих и обучаемых на процессы социализации в системе образования через патриотическое воспитание и здоровый образ жизни.

    Сегодня на нашем педагогическом совете присутствуют родители из разных параллелей и классов. И я предлагаю вам принять участие в новой совместной работе.

    Участники педсовета делятся на 5 группы, выбираются руководители групп.

    Чтобы решить эту проблему, я предлагаю поработать в группах, используя интерактивную форму. Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:

    • Равенство всех участников – имя как форма общения
    • Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)
    • Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу
    • Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)
    • Добровольность
    • Чувство юмора
    • Умение слушать и слышать других
    • Не критиковать  
    • Регламент (не более 10 мин на презентацию результатов работы группы)

    Практическая часть

    Для дальнейшего совершенствования работы по патриотическому воспитанию учащихся вам предлагается принять участие в составлении плана совместных действий педагогического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участникам 1 группы предлагается разработать перечень конкретных дел и мероприятий, направленных на реализацию программы «Я – гражданин новой России».

    Мероприятие

    Организаторы дел

    Дети  

    Родители

    Педагоги

    I.Народные праздники:

    1.

    2.

    II.Праздники краеведческой направленности:

    1.

    2.

    III.Традиционные праздники:

    1.

    2.

    4.Мероприятия гражданско- патриотического воспитания

    Участникам 2 группы предлагается разработать и защитить проект Положения об общешкольном конкурсе «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» (приложение 1).

    В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся остальным участникам предлагается по группам выполнить задания:

    1) разработать перечень конкретных дел и мероприятий, направленных на реализацию программы «Образование и Здоровье» -  3 группа;

    2) доработать и защитить проект Положения об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс» (приложение 2) - 4 группа;

    3) доработать и защитить проект Положения о школьном конкурсе «Спортсмен года» (приложение 3) - 5 группа.

    (На фоне музыки)

    В течение 15 минут группы педагогов, родителей выполняют предложенные задания и поочередно представляют свои разработки.

    Презентация результатов. Участники педсовета задают вопросы и высказывают свое мнение по поводу представленных разработок.

    Проект решения педагогического совета

    Заслушав и обсудив ряд проблем, стоящих перед семьей, школой и в целом перед обществом, педагогический совет постановил:

    1. Принять программу «Образование и Здоровье», «Я – гражданин новой России» как составную часть Программы развития учебного заведения на …..год.

    2. Запланировать в следующем учебном году тематический контроль деятельности классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся.

    3. Провести в соответствии с разработанными положениями общешкольные конкурсы:

    - «Самый здоровый класс»;

    - «Самый активный класс по патриотическому воспитанию»;

    - «Лучший спортсмен года».

    4. На заседаниях школьных методических объединений учителей осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

    5. На общешкольных и классных родительских собраниях продолжить проводить целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, случаев употребления наркотиков и спиртных напитков.

    Проект выносится на голосование.

    Желаем удачи в работе!

    Список литературы:

    1.О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РоЩигской Федерации. Приказ МО России, Минздрава России, Госкомстата и РАО от 16.07.02 № 2715/227/166/19//Вестник образования. № 18.2002.

    2. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешова Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. № 4. 2000.

    3. Горячев В. Здоровье — категория педагогическая //Народное образование. № 9.1999.

    4. Козлова О.П., Мансурова Ф.Б. План развития школы «Образование плюс ...» до 2000 года //Завуч. № 5. 2000.

    5. Мишина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология//Народное образование. № 9- 10.1998.

    6. Савельева Г. Наркомания - без цивилизации/Народное образование. № 6.1999.

    7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998.

    8. Школьные локально-нормативные акты лицея № 11 г. Воткинска, Республика Удмуртия. Положение об общелицейском конкурсе «Самый здоровый класс». Завуч. № 8.2001.

    9. Кузина Г. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М., 1998.

    10. Куку шин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

    11. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности //Воспитание школьников. № 6. 2002.

    12. Новицкая М. Ю. Азбука народной культуры //Начальная школа. № 8. 2000.

    13. Шамрай Т.Н. Туристско-этнографическая программа под девизом «Потерявший память - обречен» //Классный руководитель. № 7. 2001.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Положение

    Общешкольного конкурса «Самый активный класс по

    патриотическому воспитанию»

    Общие положения: Школьный конкурс «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем на добровольных началах принимает весь класс, классный руководитель, а также родители. Конкурс проводится с 1 сентября по 10 мая. Подведение итогов с 10 по 15 мая.

    Цель: содействовать формированию у учащихся патриотического воспитания.

    Организация конкурса:

    1.   Общешкольный конкурс «Самый активный класс по патриотическому воспитанию» проводится в течение всего учебного года.

    2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующее критерии оценки:

    - участие класса в общешкольных мероприятиях, патриотической направленности 10 баллов, за каждое мероприятие +5 баллов за качество;

    - привлечение родителей к работе по гражданско-патриотического воспитанию10 баллов;

    -  организация классом внеклассных дел для учащихся других классных и школьных коллективов — 20 баллов;

    - выпуск газет, листовок- 15 баллов;

    -   участие в секциях, кружках краеведческой направленности - 5 баллов (за каждого ученика);

    - помощь в школьном музее -15 баллов.

    Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами, вымпелом и ценными подарками.

    Подведение итогов проводится на торжественном слете. Допустимо награждение самых активных участников их каждого класса с записью фамилий и классов в книгу летописи школы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Положение об общешкольном конкурсе

    «Самый здоровый класс»

    Общие положения. Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

    Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.

    Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

    Задачи:

    1. Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.

    2. Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.

    3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни,

    Организация конкурса:

    1. Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.

    2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

    - участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях - 10 баллов (за каждого участника);

    - привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни - 10 баллов;

    - организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов — 20 баллов;

    - выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни - 15 баллов;

    - организация походов, экскурсий, прогулок - 5 баллов;

    - участие в спортивных секциях, кружках - 5 баллов (за каждого ученика);

    - наличие у учащихся вредных привычек - вычитается 10 баллов (за каждого ученика).

    Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами, вымпелом и ценными подарками.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Положение об общешкольном конкурсе

    «Спортсмен года»

    Общие положения. Школьный конкурс «Спортсмен года» проводится ежегодно Советом старшеклассников с целью выявления лучших спортсменов школы. Его участником может стать любой ученик или ученица школы со 2-го по 11-ый класс. Участвующие в конкурсе должны вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек.

    Задачи конкурса:

    1. Популяризация занятий спортом среди учащихся.

    2. Повышение спортивного мастерства школьников.

    3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

    Организация конкурса:

    1. Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая.

    2. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учителя физической культуры, члены Совета старшеклассников, представитель ДЮСШ, заместитель директора школы по воспитательной работе.

    3. При определении победителей учитываются следующие показатели:

    - получение отличной оценки по физической культуре в четверти, полугодии - 10 баллов;

    - сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» - 10 баллов и на «4» -8 баллов;

    - участие в спортивных состязаниях:

    а) в школьных соревнованиях - 5 баллов;

    б) в городских соревнованиях - 10 баллов;

    в) в областных соревнованиях - 15 баллов;

    - посещение занятий в спортивных секциях — 5 баллов.

    Подведение итогов проводится в конце каждого месяца. Результаты записываются в «Книжку участника конкурса» и отражаются на стенде общешкольной газеты в разделе «Спортивные достижения».

    Награждение победителей конкурса. Победитель конкурса награждается почетной грамотой и ценным подарком, а участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты и памятные призы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы отдела дополнительного образования по патриотическому воспитанию учащихся

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения я вляется одним из приоритетных направлений в деятельности отдела дополнительного образования. В каждой школе Подольского района созданы и функциониру...

    Песовет : «Влияние общности обучающихся и обучаемых на процессы социализации в системе образования»»

    Цель:Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;Поддержка и развитие школьных ученических объ...

    Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи

    Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов.  Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...

    Система работы по патриотическому воспитанию детей

    Работа по патриотическому воспитанию отражает основное направление в работе с учащимися подросткового возраста....

    Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.

    Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов....

    «Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад

    Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...