Главные вкладки

    Рабочая программа ОРКСЭ. ОПК. 4 класс. 2017-2018 учебный год
    рабочая программа на тему

    Глухова Марина Викторовна

        Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы курса А. В. Бородиной  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»  / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orkse._opk._4_klass._rabochaya_programma_2017-2018.docx30.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы курса А. В. Бородиной  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»  / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.

    Цель и основные задачи изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» вытекают из Федерального государственного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  (в части духовно-нравственного воспитания), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» — формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основные задачи учебного предмета:

    • дать обучающимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях;
    • сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;
    • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
    • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
    • развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на уровне основной школы, гуманитарных учебных предметов;
    • развивать способности обучающихся к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

      Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» характеризуется как культурологический и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности им.

    В соответствии с базовой программой учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос о совершенствовании личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора обучающегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.

    Основным принципом, заложенным в содержании учебного предмета и отражающим культурное,  социальное, этническое и религиозное своеобразие нашей страны и современного мира,  является общность в многообразии, поликультурность. Названные явления, формулируемые  программой в качестве принципов, понимаются как гражданское единство уважающих друг друга этнических образований и религиозных общностей в составе Российского государства, а также их способность к признанию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, уважение к личности, уважение к традициям, сострадание, справедливость, равноправие, доброта, приоритет общественного благополучия и безопасности, законопослушание. Эти ценности должны стать основой всей воспитывающей системы образования, в том числе данного учебного предмета,  важнейшими ориентирами и инструментами в формировании нравственных установок.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования   преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» ориентировано на  получение следующих результатов.

    Личностные результаты:

    • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • Развитие этических чувств как регуляторов поведения;
    • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
    • Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;
    • Наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
    • Воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
    • Приобщение к культурным отечественным традициям;
    • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
    • Овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и  культурного потребления информации;
    • Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;

    Метапредметные результаты:

    • Овладение обучающимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;
    • Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
    • Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
    • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • Формирование умений использования знаково-символических средств информации;
    • Формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • Формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах);
    • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
    • Формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать  свою позицию;
    • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
    • Формирование умений определять общие цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и  поведение окружающих;
    • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    Предметные результаты:

    • Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
    • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
    • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
    • Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
    • Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
    • Знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости.
    • Формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
    • Осознание ценности человеческой жизни;
    • Овладение основными понятиями религиозной культуры;
    • Овладение основными понятиями православной культуры;
    • Знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
    • Ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России;
    • Формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
    • Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;
    • Ознакомление с главными  православными  праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
    • Формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;
    • Понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
    • Ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;
    • Формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
    • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
    • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
    • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
    • строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

    Содержание учебного предмета, курса

              Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69, включает следующие темы:

    Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.  Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

    Содержание охватывает 29 тем, 5 уроков отводится в качестве дополнительного времени для  изучения учебного материала по темам, 1урок – на итоговое занятие.


    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

    № урока

    Наименование раздела и темы  урока

    Ко-во

    часов

    Дата проведения урока

    по плану

    по факту

    1-2

    Россия — наша Родина.

    2

    6.09

    13.09

    4.09

    11.09

    3-4

    Православная духовная традиция.

    2

    20.09

    27.09

    18.09

    25.09

    5

    Что такое христианство?

    1

    4.10

    2.10

    6

    Особенности восточного христианства.

    1

    11.10

    9.10

    7

    Культура и религия.

    1

    18.10

    16.10

    8

    Добро и зло в православной традиции.

    1

    28.10

    23.10

    9

    Во что верят православные христиане.

    1

    8.11

    6.11

    10

    Золотое правило нравственности.

    1

    15.11

    13.11

    11

    Любовь к ближнему.

    1

    22.11

    20.11

    12

    Милосердие и сострадание.

    1

    29.11

    27.11

    13

    Отношение к труду.

    1

    6.12

    4.12

    14

    Долг и ответственность.

    1

    13.12

    11.12

    15

    Защита Отечества.

    1

    20.12

    18.12

    16

    Десять заповедей Божиих.

    1

    27.12

    25.12

    17

    Заповеди блаженства.

    1

    17.01

    15.01

    18-19

    Православие в России.

    2

    24.01

    31.01

    22.01

    29.01

    20-21

    Православный храм и другие святыни.

    2

    7.02

    14.02

    5.02

    12.02

    22

    Таинства Православной Церкви.

    1

    21.02

    19.02

    23

    Древнейшие чудотворные иконы.

    1

    28.02

    26.02

    24

    Молитва.

    1

    7.03

    5.03

    25

    Православные монастыри.

    1

    14.03

    12.03

    26

    Почитание святых в православной культуре.

    1

    21.03

    19.03

    27

    Символический язык православной культуры: храм.

    1

    4.04

    2.04

    28

    Икона, фреска, картина.

    1

    11.04

    9.04

    29

    Колокольные звоны и церковное пение.

    1

    18.04

    16.04

    30

    Прикладное искусство.

    1

    25.04

    23.04

    31

    Православные праздники.

    1

    2.05

    30.04

    32

    Православный календарь.

    1

    16.05

    7.05

    33-34

    Христианская семья и её ценности.

    2

    23.05

    30.05

    14.05

    21.05

    35

    Итоговое повторение

    1

    30.05

    28.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

    -               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

    Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год

    -               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

    Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год

    Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

    Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год

    Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

    Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год

    Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

    Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год

    Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...

    Рабочая программа по истории. 11 класс. 2017-2018 учебный год

    Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...