Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования: традиционные подходы и инновационные педагогические технологии
статья на тему

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Пруцкова

г. Егорьевск

Филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Егорьевске – Колледж педагогики и искусства

Концертмейстер

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 

В области музыки, как и в любой другой области знаний, важную роль играют музыканты-педагоги, которые передают учащимся свой опыт, секреты мастерства. Первым помощником преподавателя, как в профессиональной, так и в воспитательной работе в классе является концертмейстер, в  деятельности которого объединяются  педагогические творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. [3,стр.28].

 Главное качество концертмейстера – общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. На протяжении многих лет работала концертмейстером хора в школе, с одаренными и талантливыми детьми.

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

 Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, большая степень погруженности в профессиональную задачу. Остановимся на специальной одаренности – музыкальной – и рассмотрим сочетание ряда музыкальных способностей, обеспечивающих успешность хоровых занятий  детей в общеобразовательной школе.

Музыкальная одаренность – качественное сочетание общих и специальных (музыкальных) способностей, которые объединяются в понятие музыкальность. Общие способности, необходимые для успешной музыкальной деятельности – это творческое воображение и вдохновение, внимание и воля. К музыкальным способностям можно отнести слух, ладовое и ритмическое чувство, эмоциональную отзывчивость. В целом, весь комплекс способностей, входящих в структуру музыкальной одаренности, составляет целостную музыкальную систему, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.

Выявление одаренных детей (то есть детей, обладающих таким комплексом способностей) представляет большую трудность не только для педагога, но и для концертмейстера. Поэтому основными задачами для концертмейстера  являются:

1) выявление одаренных детей;

2) создание условий для успешной деятельности одаренных детей;

3) доведение индивидуальных достижений каждого одаренного ребенка до максимально высокого уровня.

Одаренные дети, как правило, отличаются от обычных детей независимостью, гибкостью мышления, изобретательностью, умением создавать оригинальные музыкальные образы, находить нестандартные идеи. У таких детей, как правило, отличная музыкальная память и высокая работоспособность. Такие дети проявляют раннюю, ярко выраженную музыкальность. Музыкальность, являясь основным проявлением одаренности, способствует глубокому пониманию выразительности и красоты музыки и умению передавать эти качества в своем исполнении. «Музыкальность – это способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний» [2, стр.304-305].

Для того чтобы проявилась такая музыкальность у ребенка, концертмейстеру на занятиях необходимо все пианистическое мастерство. Главная черта профессионального мастерства концертмейстера - это способность воздействия на аудиторию путём передачи внутреннего содержания художественного образа методом сценического перевоплощения. Именно в этом и состоит его артистизм. Исполнительская деятельность - это одно из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.

 Именно от того, как исполнит пианист партию фортепиано, во много зависит качество музыки, исполняемой ребенком. Нужно, чтобы игра концертмейстера вызвала эмоциональный отклик в душе ребенка и желание через собственное исполнение передать эмоциональное состояние произведения. Такое совместное переживание музыки способствует налаживанию личного и творческого контакта, пробуждает инициативу и активность ребенка. Помогает разбудить эмоциональность исполнения и оригинальность интерпретации. 

Специфика концертмейстерской работы на занятиях  с  одаренными детьми требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой. Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально — творческих действий. [1, стр.42-44].

Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, стремятся к общению с взрослыми, более старшими детьми. Поэтому в работе с ними, помимо высокого уровня профессиональной подготовки и должного уровня пианистического исполнительства педагогу и концертмейстеру необходимо проявлять доброжелательность и чуткость, стараться создавать благоприятную психологическую атмосферу взаимопонимания и взаимодействия.

- На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?

Во время общения на уроках с одаренными детьми педагогу и концертмейстеру  необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Задача концертмейстера состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на занятиях, помочь ребенку раскрыть свои способности с большей силой. Педагогика сотрудничества помогает преподавателю, ученику и концертмейстеру в преодолении всех сложностей творческого пути и реализации замыслов.  На занятиях  концертмейстер в помощь педагогу должен стараться провести урок живо и увлекательно. Потому что только творческая, непринужденная атмосфера позволит свободно передавать свои чувства и переживания.

Преподаватель, концертмейстер, работающие с одаренными детьми являются экспериментаторами, что увеличивает их моральную ответственность перед обществом. Их успех у одаренных детей во многом зависит от их  личной инициативы и способности сделать прорыв к новому, более совершенному и необычному. Ключевым фактором в работе, с одаренными детьми, является «педагогика сотрудничества»,  общением неформальным, живым и эмоциональным. Современная педагогика в работе с одаренными детьми предъявляет педагогу все более высокие требования. А именно: постоянный рост профессионального мастерства и формирование внутренних позитивных установок.

В заключение своей статьи хочется еще раз подчеркнуть, что концертмейстеру в работе с одаренными детьми необходимо проявлять гибкость и чуткость, создавать творческую атмосферу, сохранять доброжелательность и дружественный настрой. Регулярно заниматься самообразованием, повышать свой интеллектуальный уровень, совершенствовать свое исполнительское мастерство.

                               Список источников:

1.Романенко Л. Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 42-44.

2. Б.М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М., 1985 стр.304-305

3.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М.Музыка,1996.стр. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

программа дополднительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Мы и музыка"

Программа состоит из трех разделов музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В группах на добровольной основе занимаются дети 1–9 классов сольным, хоровым и анс...

программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...