Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Праздникова Светлана Валентиновна

Рабочая программа по географии 5 класс, 2019-2020 уч год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografiya_5_klass.docx67.23 КБ

Предварительный просмотр:

География 5-6 классы

(Линия « Полярная Звезда», Издательство « Просвещение» 2016 ).

Пояснительная записка

Рабочая программа по география составлена в соответствии с авторскими программами предметной линии учебников под редакцией А.И. Алексеева., В.В. Николиной Е. К. Липкина  5-6 классы, М., " Просвещение" 2016 г.

Цели:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать  географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий  проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей  практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи :

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание природного образа своего родного края

Учебно-методический комплекс (УМК):

п/п

предмет

авторы

Год издания

издательство

Мнемозина

География

Учебник: А.И. Алексеев., В.В. Николина

2016

Поурочные разработки по географии: Н.А. Никитина, Е. А. Жижина

2010

Атлас по географии - М: "Просвещение"

2017

Контурные карты по географии -  М: "Просвещение"

2017

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение

2015

                                      Содержание учебного предмета (34 часа)

Раздел.1 Развитие географических знаний о Земле (5 часов).

Географические методы изучения окружающей среды. Развитие географических знаний о Земле Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. 

Контрольная работа:  "Как люди открывали землю"

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (5 часов). 

Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли. Пояса освещённости.  Часовые пояса. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Контрольная работа : «Земля – планета Солнечной системы»

Раздел 3. План и карта (11 часов).

Ориентирование и способы ориентирования на местности.  План местности. Масштаб и его виды. Изображение земной поверхности на плоскости.

Географическая карта – особый источник информации. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота.

Географические координаты. Решение практических задач по плану и карте.

Практическая работа: «Определение масштаба». Практическая работа: «Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности»

Контрольная работа: « План и карта».

Раздел 4. Человек на Земле (3 часа).

Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. 

Практическая работа: «Многообразие стран мира.»

Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка (10 часов).

 Земная кора и литосфера. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.  Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие.  Землетрясение и вулканизм. Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Горы. Человек и литосфера. 

Практическая работа №4  «Скульптурный портрет планеты».

Повторение курса географии 5 класса.

Результаты изучения учебного предмета.

Изучение географии в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.

Личностные результаты

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
  • - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы и населения Земли;
  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  •  - уважение к природе
  • - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные результаты: формирование и развитие посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  •  гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
  • производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
  • деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в данном школьном курсе

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
  • оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
  • технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
  • гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах вести дискуссию;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • представлений о современной географической научной картине мира
  • владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
  • характеристик компонентов географической среды;
  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
  • антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф 

Планируемые результаты изучения предмета.

      Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

                             

                                          Тематическое планирование.

п/п

Раздел

Общее

кол-во часов

Развитие географических знаний о Земле.

5

Земля – планета Солнечной системы.

5

План и карта.

11

Человек на Земле

3

Литосфера– твердая оболочка Земли.

10

Итого:

34 часа


Календарно -тематическое планирование по географии 5 класс.

к учебнику А.И. Алексеева. Москва "Просвещение" 2016 год. Линия:  "Полярная звезда"

                                                                               

№ п/п

Тема урока

Основное

содержание  урока

            Универсальные учебные действия

Домашнее

задание

план

факт

личностные

предметные

 метапредметные

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

1

Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией . Методы географической науки.

Способы  организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

 Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

П. 1

Стр. 4 - 7

2

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

 

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

П.2

Стр. 10- 12

3

Выдающиеся географические открытия

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и.

Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама

 Х. Колумб

Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Ермак, И. Москвин,

С. Дежнев

Р. Амундсен

Р. Пири

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Познавательные

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

 Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

коммуникативный

Обсуждение значения открытий

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

 

П. 3

Стр.13 - 15

4

Современный этап научных географических исследований.

Источники географической информации. Географические информационные системы

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Познавательные

Поиск информации о путешественниках

Определение  значения географических исследований для жизни общества

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом

коммуникативный

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

П. 4

Стр. 16 - 18

5

Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Повтор.

пройденного

материала стр. 4-18

Земля – планета Солнечной системы – 5 ч

6

Земля – планета Солнечной системы. Мы во вселенной.

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Регулятивные

Познавательные

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы

Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Коммуникативные

Оценить действие партнеров

П.5

Стр.20 – 21

7

Форма, размеры и движение Земли.

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года (

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное

коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

П. 6

Стр. 22 – 24

 8

Пояса освещённости.  Часовые пояса.

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.

Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.

Пояса освещенности

П. 7

Стр. 25 - 26

9

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

П. 7

Стр. 26 –

27

10

Контрольная работа

«Земля – планета Солнечной системы»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Повторпройденного

Материала стр. 20-28

План и карта – 11 ч.

11

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности. Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Распознавать условные знаки планов  местности

.Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

 Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

П. 8

Стр. 30- 32

12

Масштаб и его виды.

Масштаб и его виды. Измерение расстояний  с помощью масштаба.

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

 Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

П. 9

Стр. 33 - 34

13

Практическая работа

«Определение масштаба»

П. 9

Стр. 35

14

Изображение земной поверхности на плоскости.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

коммуникативный

работа в группах

П. 10

Стр. 36 - 37

15

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности»

Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

П.11

Стр.38 - 39

16

Географическая карта – особый источник информации.

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

Познавательные Регулятивные

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

коммуникативные Формировать компетентности в общении.

П.12

Стр.40 - 43

17

Градусная сетка.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Познавательные Регулятивные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте 

коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

П. 13

Стр.44 – 47

18

Географическая широта.

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

Часовые пояса.

П. 14

Стр.48 - 50

19

Географическая долгота.

Географические координаты.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети 

П. 15

Стр.51 - 53

20

Решение практических задач по плану и карте.

П.16

Стр. 54 - 56

21

Контрольная работа

« План и карта»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Повторпройденного

Материала стр. 30-56

Человек на Земле – 3 ч.

22

Заселение человеком Земли

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий  и ресурсов на расселение.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

коммуникативные Организовывать работу в паре

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

П. 17

Стр.58 - 60

23

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность  населения на Земле.

Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

Крупные государства и города мира.

коммуникативные Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

П. 18

Стр. 61 - 63

24

Практическая работа

«Многообразие стран мира.»

Коммуникативные

Позитивная  самооценка

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

П. 19

Стр. 64 - 66

Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч.

25

Земная кора и литосфера.

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры »

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

коммуникативные Оценить действия партнеров

П.20

Стр.68 - 70

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

П.21

Стр.71 - 73

27

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействиеЗемлетрясения.

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать  соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)

коммуникативные Работа в группе

П.22

Стр.74 - 76

28

Движение земной коры. вулканы..

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять  при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры  

коммуникативные Организовывать работу в паре

П. 23

Стр.77 - 79

29

Рельеф Земли. Равнины.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять

расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит

коммуникативные Оценить действие партнеров

П. 24

Стр.80 - 83

30

Рельеф Земли. Горы.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать

иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

П. 25

Стр. 84 - 87

31 - 33

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Правила работы с контурной картой

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках)

коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого

П. 26

Стр. 88 - 89

34

Человек и литосфера.

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

коммуникативные Формировать компетентности в общении.

П. 27

Стр. 90 - 92

Тематический перечень разделов с указанием количества часов

Календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество

часов

                   Оборудование

Развитие географических знаний о Земле

5

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

Карта полушарий

2

Развитие географических знаний о Земле

1

Иллюстрации учебника, презентация

3

Выдающиеся географические открытия

1

Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация

4

Современный этап научных географических исследований.

1

презентация

5

Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

1

Земля – планета Солнечной системы

5

6

Земля – планета Солнечной системы

1

Карта звездного неба, солнечной системы

7

Форма, размеры и движение Земли.

1

Глобус, Карта полушарий

8

Пояса освещённости.  Часовые пояса.

1

Иллюстрации учебника, карта часовых поясов , презентация

9

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

1

Теллурий, таблицы

10

Контрольная работа

«Земля – планета Солнечной системы»

1

План и карта

11

11

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

1

Топографическая карта, план местности, атлас, компас

12

Масштаб и его виды.

1

Презентация, атлас

13

Практическая работа

«Определение масштаба»

1

14

Изображение земной поверхности на плоскости.

1

Топографическая карта, план местности, атлас

15

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности»

1

Топографическая карта, план местности, атлас

16

Географическая карта – особый источник информации.

1

Карта полушарий, физическая карта России

17

Градусная сетка

1

Глобус, Карта полушарий

18

Географическая широта.

1

Глобус, Карта полушарий

19

Географическая долгота.

Географические координаты.

1

Глобус, Карта полушарий

20

Решение практических задач по плану и карте.

1

Глобус, Карта полушарий

21

Контрольная работа

« План и карта»

1

Человек на Земле

3

22

Заселение человеком Земли

1

Карта плотность населения мира

23

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

1

Презентация, Иллюстрации учебника

24

Практическая работа

«Многообразие стран мира.»

1

Политическая карта мира

Литосфера – твердая оболочка Земли

10

25

Земная кора и литосфера.

1

Иллюстрации учебника, презентация

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

Коллекции горных пород и полезных ископаемых

27

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие. Землетрясения.

1

Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация

28

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие.

Вулканизм.

1

Презентация, видиофильм

29

Рельеф Земли. Равнины.

1

Карта полушарий, видиоролик

30

Рельеф Земли. Горы.

1

Карта полушарий, видиоролик

31 - 33

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

2

Карта полушарий Иллюстрации учебника, презентация

34

Человек и литосфера.

1

Презентация, видиоролик

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...