Конспект открытого урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

                                                       Выполнила

                                                         учитель русского языка и литературы

                                                      Шалова М.Х.

         

Класс - 7 «Б»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.

Цели:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге;

закрепить умения правильного написания предлогов.

  1. Развивающие: развивать умения учащихся применять знания в изменённой ситуации (при создании проектов); логические операции мышления: сравнение, анализ и синтез; познавательный интерес к предмету; формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе, творческий подход к знаниям.
  2.   Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, таблица «Правописание производных предлогов», раздаточный материал с рядами слов и сочетаний слов, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, ватман и канцелярские принадлежности, оценочные листы для каждой группы.

Методы  обучения:

  1. Метод устного контроля.
  2. Наглядный.
  3. Практический (метод упражнений).
  4.   Словесный.
  5. Метод формирования интереса к учению.
  6.  Метод проекта (исследовательский метод, творческий).
  7. Метод самоконтроля.

Формы организации обучения:

  • фронтальная;
  • дифференцированно-групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

Деление учителем учащихся на 4 творческие группы (группировка учащихся происходит на основе их способностей).

Выбор самими членами группы одного ученика-координатора их совместной деятельности.

Выставление каждым учеником себе оценки во 2 графу оценочного листа (Какую оценку хочу получить?).

  1. Фронтальный опрос по теме урока

Вопросы: 1) Что вы знаете о предлогах? 2) Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными? Расскажите о  слитных и раздельных написаниях производных предлогов. Во время ответа вы можете пользоваться таблицей «Правописание производных предлогов» (таблица на доске).

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами обобщим весь изученный материал о предлоге.  Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании. Чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым, и при выполнении контрольной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы

  1. представим его таким, каким он видится только нам;
  2. расскажем о нем всё без утайки;
  3. докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.
  1. Разминка «Посмотри на предлоги»

Задание №1. (Используется раздаточный материал)

Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  1. Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  2. Благодаря брата, благодаря брату.
  3. Насчёт работы, на счёт банка.
  4. Оглянулся вокруг, вокруг оси.

По ходу выполнения работы учитель задаёт вопросы. Например:

  1. ПРЕДЛОГ – ПРЕДЛОГ (запись на доске).

- Я написала на доске слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

Как называются такие слова?

 (  Омонимы)

- Определите лексическое значение этих слов. Поработайте с толковым словарём русского языка С. И. Ожегова.

( ПРЕДЛОГ ¹- в грамматике: служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами / Служебная часть речи.

ПРЕДЛОГ²- внешний повод к чему-нибудь. Найти предлог для отказа.)

  1.  - В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?  ( С дательным. Поступить согласно правилу.) 
  2. – Какие слова называются синонимами?

( Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.)

- Какой синонимичный непроизводный предлог можно подобрать к слову по причине ? ( Из-за)

Задание №2.  Укажи, предлог, приставка или частица перед тобой.

  1. Не ? суди по ? приезду, суди по ? отъезду.
  2. Язык до ? Киева до ? ведёт.
  3. За ? говорил, так надо до ? говаривать.
  4. Без ? рас ? суждения не ? делай о ? суждения.

  1. Проектная деятельность

Задание для 1 группы: представьте в полном объёме теоретические сведения о предлоге как параграф учебника (в виде опорной схемы).

Критерии оценки: полнота представленного материала, логичность передачи содержания, оформление проекта.

Задание для 2 группы: составьте кроссворд (или ребусы)  на тему «Предлог». Используйте данные ниже предлоги.

Мимо,  вопреки,  вследствие,  навстречу, благодаря, возле, после, насчёт, наподобие, ввиду, вместо, вокруг, над, для, от, за, наперекор, внутри, против, впереди, вдоль (можно и другие).

Критерии оценки:  чёткость формулировки вопроса, оформление проекта.

Задание для 3, 4 групп: представьте проект контрольной работы по теме «Предлог» (можно в виде теста).

Критерии оценки: чёткость формулировки заданий, полнота проверки теоретических и практических знаний и умений, оформление проекта.

  1. Представление проектов «Наш взгляд на предлог»

Координаторы групповой деятельности определяют учащихся, которые представляют оформленные на листах ватмана проекты.

  1. Подведение итогов

Учитель анализирует представленные проекты в соответствии с критериями оценок, выделяет удачные моменты в содержании и оформлении работ.

Учащиеся в группах самостоятельно и коллегиально выставляют оценки.

Задание №1. (Используется раздаточный материал)

Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  1. Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  2. Благодаря брата, благодаря брату.
  3. Насчёт работы, на счёт банка.
  4. Оглянулся вокруг, вокруг оси.

Задание №2.  Укажи, предлог, приставка или частица перед тобой.

  1. Не ? суди по ? приезду, суди по ? отъезду.
  2. Язык до ? Киева до ? ведёт.
  3. За ? говорил, так надо до ? говаривать.
  4. Без ? рас ? суждения не ? делай о ? суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....