Эссэ " Я - учитель"
материал на тему

Пивоварова Елена Николаевна

Мысли о профессии учитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_p.e.n.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссэ «Я-учитель»

(Пивоварова Е.Н., учитель математики, физики МКОУ ООШ д. Пиштенур)

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

 и к ученикам, он - совершенный учитель.

( Л.Н.Толстой)

       У каждого человека есть свои приоритеты в жизни. Одни мечтают стать политиками, другие – грамотными юристами, менеджерами, логистами, экологами, нанотехнологами. Не правда ли, как модно звучат эти слова, обозначающие профессии сегодняшнего дня? И, может быть,  среди них не режет слух слово «учитель», но оно вбирает в себя все остальные слова, оно объёмно, всепоглощающе!  

        Почему я выбрала профессию учителя? Подражая своим школьным учителям, которые имели авторитет и уважение, в детстве мы играли во дворе в школу. Я с упоением зачитывалась книгами о учителях, настоящих врачевателей детских душ: В.Распутина «Уроки французского», В.П.Астафьефа «Фотография, на которой меня нет». Очень сильное влияние оказал на меня литературный и экранный образ Учителя. Кого оставили равнодушными фильмы: «Доживём до понедельника», «Расписание на послезавтра»?….. Сколько бы я не перечитывала эти книги, не пересматривала эти фильмы, они вновь и вновь заставляют учащённо биться сердце!

        В одной из газет был опубликован рейтинг опасных профессий, и меня очень удивило и заставило задуматься, почему профессия учителя, наряду с шахтёрами и лётчиками, заняла третью строку? А значит, не все могут  быть учителями. Эта профессия для самых сильных, самых преданных, безумно влюблённых в своё дело людей.  Это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости. Для тех, кто просто любит детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых, - всех! Именно к таким людям я и отношу себя. Иначе, 30 лет работы в школе не пролетели бы как одно мгновение и не испытывала бы каждое утро, подходя к школе, лёгкий трепет, волнение от встречи с детьми, с мыслями об уроке.  О своем выборе я ни капли не жалела и не жалею,  потому что он сделан неслучайно.

      А вот сомнения были по другому поводу: на какое отделение поступать учиться - на биологическое или математическое. Я остановилась на точных науках  – математике и физике. К тому же, у меня был хороший пример учителя математики моей школы. Сидя за второй партой в уютном и таком родном кабинете моей родной школы, я слушала,  как в очередной раз моя учительница математики раскладывает такой сложный материал по полочкам. Удивлялась, как такое возможно? Как можно, никуда не подглядывая, так чётко и ясно, а главное занимательно и интересно преподносить математический материал? Восхищённо глядя на учителя, я думала, что она уже родилась такой умной, эрудированной, «ходячей математической энциклопедией ». А физика привлекала меня как наука. Она открывала большой простор для опытов и экспериментов. И я не ошиблась в выборе этих предметов! Насколько в век электроники, компьютеризации, новых технологий стали востребованными специалисты, требующие знаний точных наук.

      Свою педагогическую деятельность я связала с сельской школой - с Михайловской средней школой, куда отправилась вслед за мужем на его родину. Непросто быть сельским учителем. Ведь он всегда на виду, и учитель - одна из главных фигур. Я понимала, что от меня хотят родители и дети. Не понаслышке знала, что сельский учитель - это энтузиаст, активист, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей.

      Когда в 2012 году нам объявили, что наша школа закрывается, сразу пролетела мысль - скоро исчезнет село,  которое стало для меня второй малой родиной.  За эти годы много семей покинуло село, оскудела михайловская земля. Повзрослевшие выпускники, разъехавшиеся по разным уголкам России, приезжая домой, обязательно заходят ко мне  поделиться своими радостями, успехами, вспомнить школьные годы.

Сейчас я работаю в Пиштенурской школе, куда я езжу каждый день на автобусе или попутным транспортом, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь в любую минуту.

      Я понимаю, насколько  сегодня повысились требования к выпускнику школы:  нужны люди, способные принимать нестандартные решения,  способные эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовые к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира, умеющие творчески мыслить. Поэтому моей главной задачей является формирование социально успешной личности, а задачей преподавания математики, физики должна являться ориентация не только на усвоение научных фактов, но и на более прикладную и практическую направленность знаний – подготовку человека к жизни в социуме.
    Актуальность этой задачи подтверждают слова, сказанные В.В. Путиным: «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

Меня поразила  парадоксально и даже скандально звучащая фраза В.Г. Короленко в рассказе «Слепой музыкант»: «Слишком долго оставаться педагогом – это ужасно оглупляет». Эти слова скрывают в себе не констатацию факта, а проблему: как, оставаясь в профессии, не скатиться до «оглупления», избежать штампов, подражательства, шаблонности, не сойти на стереотип   учителя, благо реальных и литературных образов много.

       Учитель сегодня не может работать по старинке. Он должен находиться в постоянном творческом и интеллектуальном поиске новых идей и решений.  Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Вот и этот конкурс для меня - возможность роста мастерства. Мне нравится учить и при этом постоянно учиться самому, самому узнавать что-то новое и интересное. Я нахожусь в  постоянном творческом и интеллектуальном поиске новых идей и решений. Мне интересно изучать опыт учителей других школ и делиться своим: презентовала опыт работы «Исследовательская деятельность на уроках математики» на окружном методическом объединении учителей, провела мастер-класс по теме «Организация исследовательской деятельности по математике» в рамках курсов повышения квалификации «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС». Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения.  

  По моему мнению, быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Один из важнейших моментов обучения — это создание на занятиях условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки. Детям необходимо тепло, забота, поддержка, и если учитель даёт всё это ребёнку, связь с ним становится многолетней. Я считаю, что учитель-друг по отношению к ребёнку, его партнёр.

В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. Учитель должен быть наставником. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством. 

  Я уверена, что профессия учителя уникальная: вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной во все времена. Учительство всецело поглощает меня, требует полной отдачи. Иногда что-то задумаю интересное провести с учениками, так это желание настолько пронизывает мои мысли, что просыпаюсь ночью, беру в руки карандаш, лист бумаги и быстро записываю, потом воплощаю в жизнь. Так рождаются новые идеи.

   Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью сказать: «У меня любимая работа. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот. Я учу детей, учу всему, что знаю и ценю сама, учу быть добрыми и терпимыми, даю им путёвку в большую жизнь. Я востребована в своей профессии. Я нужна людям и этим счастлива! И не испила бы я полную чашу счастья, если б не было поддержки самого дорогого, что у меня есть – семьи: мужа, дочки и сына. Я состоялась как человек, как женщина, как мать, как учитель. Да, я счастлива!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЭ " Я - учитель, а это значит...

Каждый человек размышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над тем, что значит для меня быть учителем, я ...

эссэ "Я- учитель".

Я-учитель технологии. Возможно. кому - то этот предмет не кажется главным. Но намой взгляд, он - особенный. потому что связан с жизнью. воспитывает у ребят  творческие способности, толерантность,...

Эссэ "Я-учитель!"

Эссе «Я – учитель!».Чтобы справиться с задачами, которые стоят перед школой, учитель должен обладать многими качествами. Одно из них – умение выработать в учениках привычку раз...

Эссэ "Я - учитель".

Эссэ на тему "Я - учитель"....

Эссэ "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года Кубани по основам православной культуры"

Сочинение содержит  рассказ, а так размышления о том, как автор сайта пришла к учительской профессии....

эссэ "Я- учитель"

эссэ на тему "Я-учитель" педагога- психолога МБОУ СОШ с. Межегей...

Эссэ "Я учитель"

Эссэ на тему "Я учитель"...