Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    статья на тему

    Романкевич Анна Вадимовна

    В данной статье автор рассматривает подходы к шахматному образованию в современной школе. Изучаются положительные стороны введения шахматного образования в школе. Описываются особенности подхода к изучению шахмат в школе. Отдельное внимание уделяется формированию у детей лидерских качеств с помощью игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Романкевич Анна Вадимовна

    старший методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

    поселок городского типа Излучинск Нижневартовский район

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Главное — борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и по-настоящему их любить.

    Анатолий Карпов

    Аннотация. В данной статье автор рассматривает подходы к шахматному образованию в современной школе. Изучаются положительные стороны введения шахматного образования в школе. Описываются особенности подхода к изучению шахмат в школе. Отдельное внимание уделяется формированию у детей лидерских качеств с помощью игры.

    Ключевые слова: шахматная игра, интеллектуальное развитие, творческие способности, лидерство, шахматное образование.

    Современное образование поставило перед учителем новую задачу: заинтересовать детей игрой в шахматы. В рамках выполнения описанной задачи учитель должен определить для себя наиболее эффективные методы внедрения шахматного образования.

    Одним из первых вопросов, на которые надо найти ответ, мы определим следующим образом. Шахматы – это спорт, игра или наука?

    В поисках ответа на этот вопрос, хотело бы процитировать выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который в книге «Сердце отдаю детям» написал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Этим принципом великий педагог пользовался еще в ХХ веке, однако его значение не утратило своей значимости в школе XI века, а наоборот приобрело новый смысл [8].

    Отвечая на наш вопрос, мы скажем, что шахматы несомненно и игра, и спорт, и интеллектуальное развитее личности. В рамках нашего исследования нас будет интересовать шахматы именно как учебный предмет.

    О важности шахматного образования говорил еще Э. Ласкер. Он высказал важное положение: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть делом исключительно памяти…». Чемпион мира указывал на важность психологического подхода к игре [5].

    Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Однако, и в других странах мира, таких как Нидерланды, Италия, Испания, шахматы тоже введены в школьную программу. В странах Дальнего Востока школьным предметом является игра Го. Анализируя опыт шахматного образования этих стран, нужно отметить огромную пользу от систематической игры в шахматы.

    В рамках Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе педагогу предлагается научный подход «шахматы – школе», который является применимым именно в учебном процессе. Учителю предлагается отойти от спортивной ориентации в шахматах, а вместо этого предложить обучающимся их как учебный предмет [4].

    Вышеназванная Концепция предлагает нам рассматривать шахматы как универсальный педагогический инструмент. И с этим фактом нельзя не согласится. В современном обществе все больше внимание уделяется информатизации и техническому развитию. Огромные объемы информации не требуют запоминания, а только умения пользоваться инструкцией. Не редко мы слышим о важности самообразования. И каждый учитель современно школы знает, что главная цель обучения  научить ребенка учиться.

    Именно в достижении этой цели нам поможет игра шахматы. Правила игры таковы, что каждый игрок должен принимать самостоятельные решения, анализировать различные варианты. Сложно предложить лучший метод формирования самостоятельности у детей, чем игра в шахматы.

    Шахматное образование в нашей стране только начинает развиваться, создаются первые научные труды на эту тему, но уже сегодня нет сомнений в его пользе. Игра в шахматы позволяет ребенку одновременно тренировать оба полушария мозга. Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. Не у кого не вызовет сомнения тот факт, что игра в шахматы требует активной работы левого полушария мозга.

    В тоже время правила шахматной игры требуют от игрока продумывать ходы, выбирать лучшие вначале в уме, а потом переносить их на доску, т.е. заставляет мыслить образно. А, как нам известно, именно за образное мышление и ориентацию в пространстве отвечает правое полушарие мозга.

    Как известно, у большинства школьников возникает проблема при изучении геометрии, а также курса математики в целом. Несомненно, если начать играть в шахматы в младшей школе, ребенок уже начнет тренировать правое полушарие мозга, формировать пространственное и образное мышление, что поможет ему в дальнейшем успешно изучать геометрию. Продолжая говорить о связи игры в шахматы с математикой, хотелось бы отметить, что шахматная доска напоминает декартову систему координат. И эта особенность, также может стать успешным инструментом в руках учителя при изучении этой темы.

    Интеллектуальное развитие игрока возможно при условии использования учителем заданий с логическим уклоном. Они помогаю ученикам овладеть такими приемами как анализ, сравнение, обобщение; развивают познавательные процессы и благоприятно влияют на развитие лексических способностей.

    Советский чемпион мира по шахматам М.М. Ботвинник сказал «Шахматы – это не только борьба умов, но и борьба нервов». Всем нам известно, что для того, что бы добиться победы требуется приложить колоссальные усилия. За все время игры соперники не имеют права отвлекаться от игры. Они находятся в постоянном поиске лучшего хода, что приводить к напряжению всей нервной системы. На этом этапе изучения шахмат задача учителя помочь детям, научиться контролировать свои эмоции. Как часто приходится наблюдать следующую картину. Ученик не видит в себе сил продолжать партии и хочет сдаться сопернику. Однако, при таком варианте развития партию можно назвать больше минусов, чем плюсов (например, второй игрок не сможет потренироваться объявлять мат). Поэтому, по мнению автора, задача учителя не позволять детям сдаться, а найти мотивы для продолжения партии. Одним из таких существенных мотивов, можно назвать «пат». Любой соперник может совершить ошибку и партия закончиться ничьей. Такой стимул поможет игроку, у которого слабое положение на шахматной доске, доиграть партию. И в тоже время подстегнет, игрока имеющего преимущество, не совершать ошибок.

    Важно отметить различие подходов к игре в шахматы в спорте и педагогике. В школе нас интересует умение побеждать в игре, но не в том ракурсе как в спорте. Главной задачей учителя является привить детям любовь к этой игре. Уметь играть, побеждать и проигрывать один из аспектов шахматного образования. Школа не готовит гроссмейстеров, а готовить интеллектуально развитых членов современного общества. И не надо забывать, что шахматы в школе помогают повысить успеваемость учеников по всем предметам.

    Шахматы являются не только отличным тренажером для развития интеллектуальных способностей. Регулярные занятия шахматами – это психологическая школа успеха. Благодаря этой игре активизируется и усовершенствуется вся интеллектуально-волевая сфера. Тренируется и внимание (когда игрок следит за ходами соперника), и воображение (когда продумывается следующий ход и варианты смены позиции на доске), и мышление (в процессе поиска лучшего хода), и выдержка и постоянное следование к цели.

    Шахматная партия – это небольшая битва. Игрок в шахматы должен мыслить как стратег и руководитель. Мотивацией деятельности ребенка становиться стремление к победе. Такой мотив, по мнению социальных психологов, есть только у лидеров. И так, мы можем утверждать, что шахматы это игра для лидеров. Дополнительно, хочется отметить, что сильный лидер не боится проигрыша, но всегда стремиться к победе.

    Наблюдая за ребенком, во время игры в шахматы можно многое о нем узнать о его личности. Во время традиционного урока ребенок раскрывает не все свои личностные качества, часто действует ожидаемо. Мастерство, с которым ребенок ведет шахматную игру, расскажет о его качествах лидера, стремлении к победе, умении контролировать свои чувства и эмоции, отношении к сопернику.

    В рамках нашего исследования мы рассмотрели основные принципы, подходы и методы к шахматному образованию. Автор уверен, что в шахматы плотно войдут в систему школьного образования и специалисты различных областей, смежных с педагогикой, посвятят этой теме свои научные труды.

    Подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к выводу, что шахматы в школе это мощный инструмент для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Также мы можем использовать шахматы как технический инструмент при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Ведь успешным будет тот кто накапливает победы.

    Литература:

    1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: Первый год обучения: Методика проведения занятий («Карвин в шахматном лесу»). – Русский шахматный дом, Дайв, 2009. – 256 с.
    2. Барский В.Л. Карвин в Шахматном лесу 1: Учебник шахмат для младших школьников. В 2-х частях. Часть 1. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. – 96 с.
    3. Гершунский Б.С. Не конкурент, а союзник // 64 – Шахматное обозрение. – 1986. – № 3. – С. 1-2.
    4. Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования )от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы», утвержденную приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2017 г. № 1066/196.
    5. Ласкер Э. Учебник шахматной игры: Пер. с нем. / Под специальной редакцией и комментариями Я.И. Нейштадта и с предесл. М.М. Ботвинника – 6-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 351 с., с портр. 6 л. ил.
    6. Майзелис И. Шахматы. Основы теории. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., Детгиз, 1960.
    7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80 с., ил.
    8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, // – К.: Рад. школа, 1972. –– 242 с.
    9. Франклин В. Избранные произведения (1706-1790): Авторский сборник / Под редакцией Баскин М. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 632 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

           В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

    Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.

    В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам....

    РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

    В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

    Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

    Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

    Современные методы и приемы в образовании

    Использование данных методов и приемов позволяет прводить интересные уроки для детей....

    Современные методы и приемы в образовании

    Использование данных методов и приемов позволяет прводить интересные уроки для детей....

    Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

    Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...