Современные тенденции и принципы построения химического образования
материал по химии
Предварительный просмотр:
Тема «Современные тенденции и принципы построения химического образования»
Химическое образование приобретает значимость одного из важнейших факторов развития современной цивилизации, является необходимым условием её существования. Поэтому усвоение основ химической науки, безусловно, необходимо каждому члену современного общества.
Содержание образования учебного предмета «Химия» ориентировано на освоение учащимися культуры рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности и на понимание сути химических превращений. Содержание химического образования также ориентировано на формирование у учащихся знаний роли химии в решении актуальных проблем современности, от грамотного решения которых зависит здоровье и уровень жизни людей, состояние окружающей среды.
В наше время выделяют следующие тенденции в химическом образовании.
Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного химического образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций.
Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
Четвертая тенденция соотносится «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым...». Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучающегося».
Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами общей образовательной системы.
Химическое образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе ведущих принципов государственной политики в области образования: демократизации, непрерывности, стандартизации, вариативности и гуманизации.
Принцип демократизации предусматривает доступность химического образования в рамках базового уровня изучения химии на обеих ступенях, что обеспечивает равные возможности как для продолжения учащимися образования на следующей ступени, так и для осуществления ими профессиональной деятельности, в том числе в химико-ориентированных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Принцип непрерывности отражает главный ориентир системы непрерывного образования — достижение целостности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих профессиональное образование. При этом непрерывность относится к внешней стороне процесса образования (последовательность его этапов, место, время, организация деятельности), а его внутреннюю сущность отражает преемственность. Таким образом, данный принцип реализуется через непрерывность и преемственность содержания химического образования на всех этапах общего среднего образования и создаёт основу для получения профессионального образования.
Принцип стандартизации предусматривает конструирование содержания школьного курса химии, реализующего единые цели обучения, воспитания и развития учащихся, на основе единой нормативно-правовой базы, единых учебных планов, государственных образовательных стандартов и учебных программ по химии.
Принцип вариативности реализуется через вариативный компонент, включающий факультативные курсы по химии на II и III ступенях общего среднего образования, а также химико-биологическое направление в лицеях и гимназиях на III ступени общего среднего образования, что обеспечивает возможность выбора определённого уровня теоретической и практической подготовки по химии, учитывает личностные особенности учащихся.
Принцип гуманизации раскрывает роль химического образования как элемента общей культуры человека и предполагает раскрытие связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. Он обеспечивает в процессе обучения химии условия для развития и саморазвития личности, формирует опыт творческой деятельности, ответственное отношение к природе и обществу, понимание принципов рационального взаимодействия с природой и места человека в ней, культуры мышления и поведения, воспитывает убеждённость в необходимости заботы о своём здоровье.
Обязательное изучение химии в общеобразовательных учреждениях должно быть систематическим, относительно завершённым и обеспечивать обучающимся химическое образование, создающее предпосылки для успешной адаптации в повседневной жизни, а также для выбора способов продолжения образования и (или) профессиональной деятельности.
Дидактические принципы и критерии отбора и конструирования содержания курса химии в общеобразовательных учреждениях
Важнейшим принципом конструирования содержания курса химии в общеобразовательных учреждениях является упорядочение химических знаний с целью включения в учебные пособия только основных понятий, законов и теорий, определений и терминов.
Основополагающими при отборе содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы научности, доступности, системности и систематичности, историзма, связи обучения с жизнью и т. д.
Принцип научности предполагает отражение в учебном содержании реальных процессов и веществ, а также выявление связей между ними. Реализуя данный принцип следует знакомить учащихся не только с готовыми выводами, но и с методами исследования, используемыми в химии.
Глубина научной интерпретации фактов, явлений ограничивается принципом доступности. Доступность содержания проявляется в числе логических связей между элементами знаний. Чем больше таких связей, тем разностороннее раскрыт объект, тем доступнее он для учащихся. Уровень предъявления содержания должен быть доступен для учащихся соответствующего возраста.
Принцип системности предполагает формирование в сознании учащихся системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Для этого вещества, процессы, химические элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось как можно более полное, объективное представление.
Систематичность предполагает рассмотрение каждого элемента (или компонента) содержания курса химии во взаимосвязи с другими элементами содержания. Системный подход учитывает также закономерности процесса познания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип историзма предполагает использование в школьном курсе сведений из истории развития химической науки, а также материала о жизни и деятельности выдающихся учёных-химиков. Использование данного принципа способствует реализации целого ряда воспитательных задач.
Принцип связи обучения с жизнью показывает практическую роль химических знаний в жизни человека. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают ценность и полезность химического образования. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения химических знаний.
Обязательное изучение химии в общеобразовательных учреждениях должно быть систематическим, относительно завершённым и обеспечивать обучающимся химическое образование, создающее предпосылки для успешной адаптации в повседневной жизни, а также для выбора способов продолжения образования и (или) профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Использование принципов построения современного урока на примере изучения темы "Проценты" в 5 классе
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации "Развитие профессиональной компетенции педагога в условиях непрерывного образования". Построение современного урока в соответствии с Ф...
Система учебно-тренировочных занятий, основанных на современных тенденциях построения тренировочного процесса с учётом квалификации и возраста спортсменов.
В настоящем проекте предпринята попытка обобщить имеющийся опыт и восполнить его собственными результатами тренерской деятельности и многолетних наблюдений за подготовкой борцов и сборных команд....
Статья "Принципы построения современного курса ОБЖ"
В статье рассматриваются инновационые методики преподавания курса ОБЖ....
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования
Важные рекомендации в работе педагога....
Современные тенденции и принципы построения химического образования
Данный материал можно использовать на методическом объединении учителей химии...