Областной конкурс "Учитель года 2018" ЭССЕ
материал по теме

Ходунова Татьяна Юрьевна

ЭССЕ  Областной конкурс "Учитель года 2018" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Всегда в пути. Заметки на полях дневника»

Верь в свой полёт, и небо 

не закончится никогда.

Саша Крамар

Вот уж никак не представляла, что окажусь здесь – в заснеженном  и,  как считают многие, суровом Магадане. И шесть лет назад, совершая свой первый полёт на самолёте сюда, даже не думала о том, что слово «полёт» обретет  для меня ещё и переносный смысл, даже представить не могла, что именно здесь, на краю света, начнется для меня настоящая жизнь. Жизнь,  полная открытий. Жизнь, которую буду проживать с каждым своим учеником. Жизнь, которая подарит чувство самоудовлетворения. Жизнь, наполненная творчеством во всех проявлениях.

Закрываю глаза. Лечу. Лечу над временем, вспоминаю, когда только оказалась здесь, в своей школе. Первая четверть, вторая, третья… В школе совсем другой отсчет времени: подготовка к праздникам, олимпиадам, и вот он - долгожданный Новый год. А вот ещё один, и ещё… Нужно очень постараться не упустить момент, не упустить ничего, что так важно для учителя. Судьба каждого ученика, его успехи, неудачи: всё важно, всё значимо.

Многие, окончив школу, с особой теплотой вспоминают своих учителей. Не всех, а тех, кто не жалел времени, кто не боялся разговора по душам, тех, кто считал своим долгом научить даже тому, что будет просто необходимо в жизни ребёнка: чувствовать, проявлять заботу, быть вежливым, отзывчивым, быть человечным. Как хочется, чтобы и о тебе помнили, для этого нужно «летать» вместе с учениками, не отбиваясь от стаи.

Выставляю оценки в электронные дневники учащихся. Глаза, устав от света монитора, закрываются сами собой. Электронные дневники! Как стремительно движется, летит время! Кажется, совсем недавно мы старательно писали в бумажных: «Ведение дневника…» А теперь учителю  пришлось перестроиться. Но получилось ли? Ведь и сейчас, когда приходится  высчитывать: какая дата выпадает на понедельник следующей недели, многие представляют разворот школьного дневника. Привычка. А для детей сегодня стало привычным за секунды находить нужную информацию, не перегружая себя лишним, ведь смартфон всегда «напомнит», «исправит», даже  «посчитает» шаги. Цифровое поколение заставляет и нас, учителей, менять привычки. Теперь нужно не просто научить правильному правописанию приставок или суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, нужно объяснить правила информационной безопасности в сети интернет, чтобы полёт на просторах всемирной паутины (с гордостью произношу слово «полёт», ведь наконец-то интернет в нашем городе перестал быть чем-то мифическим) приносил пользу, а не вредил неокрепшим умам школьников, чтобы социальные сети перестали быть пожирателями времени, а стали незаменимыми помощниками  в учебном процессе. У меня получается! Общаться на сложные темы по предмету онлайн, делиться ссылками, проходить экспресс-тесты, участвовать в дистанционных курсах и конкурсах. Поменяв привычки, взяв ориентир на ученика, на то, что актуально здесь и сейчас, учитель создаёт свой особенный стиль.

 Проверяю тетради. Поздний вечер. По телевизору в фоновом режиме идёт программа, где обсуждают актуальные психологические темы. А мне так хочется закрыть глаза и не видеть слова, словосочетания, предложения, что иногда так напоминают рецепт врача из поликлиники, который под силу расшифровать только волшебнику-фармацевту, ведь именно ему  мы с надеждой протягиваем заветный листок.

«Левое полушарие головного мозга человека отвечает за языковые особенности, контролирует речь, способность к письму и чтению, отвечает за почерк»,- просвещает публику в студии и меня лектор с экрана телевизора. Вот оно! Я, как учитель, отвечаю за формирование и развитие этих способностей. Значит, не зря пишу замечания в тетрадях и веду борьбу с «нечитаемым» почерком, не зря требую прописывать каждую букву и пишу в тысячный раз рядом с оценкой слово «почерк» с тремя восклицательными знаками. Хочу, чтобы дети были внимательны к деталям, ведь именно из малого создаётся цельный образ. Хочу, чтобы мои послания в тетрадях видели. Хочу обратить их внимание на то, что действительно важно (и это не просто почерк, а нечто большее). Хочу, чтобы моё слово отражалось в каждом сердце, звучало переливами и полутонами. Хочу вести свою линию, обрести свои принципы взаимодействия, свой учительский почерк... Делаю самолётик из листка со своими заметками: «Лети!»

Рано утром открываю глаза. Лёжа в кровати, мысленно рисую план на сегодняшний день. Пять уроков литературы в разных классах!!!  Будем говорить с шестым о творчестве Пушкина, с пятым «Б» отправимся в путешествие по страницам биографии Юрия Казакова, с десятиклассниками отвечать на извечные вопросы из «Преступления и наказания». Пересказы, чтение наизусть – бесконечный поток речевой информации. В усиленном режиме работает внимательность. Трудные слова, неправильно построенные обороты, а на днях ещё и «ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ Достоевский» отчетливо «прозвучал» из уст десятиклассника Лёши. Делаю замечания, останавливаю, исправляю речевые ошибки «по ходу», «пока горячо». Слышу недовольные вздохи и шепот в конце класса: «Сколько времени тратим зря, исправляя ошибки!» Может, действительно зря? Хотя этот вопрос не имеет права быть риторическим. Мы – это не только то, что мы едим. Мы - это то, что и как мы говорим. Я каждый раз напоминаю ученикам о необходимости говорить правильно, о взаимосвязи чтения и устной речи. Но говорить мало! Я и все учителя школы должны быть законодателями речевого поведения школьников, стремиться к эталону, стать образцом, чтобы превратить слово в ПОЛЁТ.

Говорят, что у каждого учителя свой путь. У меня - полёт. Крылья росли, когда я слушала своего учителя литературы Ушакову Людмилу Ивановну, которая никогда не жалела времени, никогда не подходила формально к любому вопросу. Крылья крепли, когда в университете на практике мы собирали диалектные слова. Тогда я поняла, что язык - сокровище с потрясающим сознание количеством граней, наследие, которое мы обязаны оберегать. Школа расправила мои крылья и открыла удивительный, динамичный, меняющийся мир детей, где я по перышку каждый день стараюсь подарить каждому.

Закрывай глаза! Полетели!

Областной конкурс «Учитель года Магаданской области – 2018»

МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»

Ходунова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и  литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Выступление на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном университете "Физическая культура в специальной медицинской группе" 07 февраля 2012 года

Выступление на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в ЛОИРО города Санкт-Петербурга по теме "Физическая культура в специально-медицинской группе". 07 февраля 2012 года   ...

Классный час: «Твоё право выбора». Методическая разработка в 2013 году на областном конкурсе «Правовая культура молодежи» заняла призовое место.

В наше время наблюдается тенденция игнорирования своих избирательных прав, как активных, так и пассивных.  В особенности это проявляется среди возрастной категории 18-20 лет. Это приводит к мысли...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...