Икона
план-конспект урока на тему

Санникова Антонина Ивановна

Урок по ОПК "Икона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ikona.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15. Икона

Цель урока: Познакомить учащихся с православной иконой.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: понять, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

Воспитывающая: формировать положительное  отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

        

Ключевые понятия урока:  икона, нимб, молитва перед иконой.

Оборудование: мультимедийный проектор, прорись иконы, цветные карандаши.

Работа на уроке сопровождается презентацией.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда прошу сейчас.

Скрестите шпаги ваших мнений –

И мы начнём урочный  час!

  1. Проверка домашнего задания.

(слайд 1)-Ребята, давайте вспомним, о чем мы узнали на прошлом уроке.

(слайд2)  -Правильно. Мы говорили о Храме.

(слайд3)    - Составьте синквейн со словом  Храм.

1 сущ. (кто, что?)    ____________________________________________________

2 прил. (какой, какая?)  _______________________________________________

3 глагола (что делает?)________________________________________________

Фраза из 4 слов  _____________________________________________________

1 сущ. (новое звучание темы)___________________________________________

- Ребята, вы дома должны были вместе с родителями  составить свод правил «Как вести себя в храме». Давайте прочитаем, что у вас получилось. Молодцы.

(слайд4) – Что такое иконостас?

- Правильно - это стена, состоящая  из икон.

3. Новая тема.

 (слайд 5)- Сегодня мы с вами будем говорить об иконах.

(слайд 6)  - А, что такое икона?

- Давайте посмотрим на фотографии ваших родных, которые вы принесли.

- Почему, отправляясь в далекое и долгое путешествие люди, стараются взять с собой фотографии близких и родных  им людей?

(слайд7)- Посмотрите на слайд.  Что вы видите? (На слайде можно предложить детям несколько репродукций икон и картин.)

- Что можно сделать с этими изображениями. Разделить на две группы.

-Почему вы разделили изображения две группы?

- Работа в группах. Давайте разделимся на три группы и поработаем с текстом учебника стр.52-53 и со  слайдом презентации.Ответим на вопрос: « Чем отличается икона от картины».

- Ответы детей. (Икона изображает лики святых,  события священной истории.   Пишется в соответствии с правилами. Голову  святого окружает золотой круг-нимб.  Картины изображают действие реальной или фантастической жизни. Картина показывает добро и зло, а икона показывает, каким станет человек, если победит в борьбе и т.д)

(слайд 8)- Русская икона… Павел  Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал: «Пока жив, буду  любоваться  ими, дышать их красотой,  питаться  их духом… Это великое искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а, собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…»  

- Как вы понимаете слова Павла Дмитриевича?

- А для чего нужны иконы? (Ответы детей)

(слайд 9)  -Наличие икон меняет поведение, мысли и чувства человека. Человек как будто ощущает присутствие святого, чей образ отражен на иконе, либо может ощущать взгляд его на себе. Это удерживает человека от постыдных дел, гнева, ярости, помогает сдержаться от поступков, о которых, впоследствии, он может жалеть.

Человек мыслит и воспринимает не только через слова, но и через образы. Поэтому восприятие духовного мира происходит не только через священные тексты, и слова, но и через восприятие образов святых, изображенных на иконах.

Икона напоминает о молитве и направляет к ней. Перед иконой мы молимся о своих близких и любимых.

Икона  - это окно в неведомый духовный мир. Поэтому обращаясь к образу святого через икону, наши прошения и молитвы усиливаются.

(слайд 10)- Ребята в вашем доме  обязательно должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. И к ним мы должны обращаться со своими молитвами. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

 (слайд 11)(Звучит «Благослови душе моя» из  «Всенощного бдения» С. Рахманинова.)

http://www.youtube.com/watch?v=nov1r8HP1ZM

- Ребята, первые дошедшие до нас изображения Христа относятся  ко II в. После Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.

(слайд 12)- Процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:

1) раскрытие иконы (закладка основных тонов);

2) опись (контур);

3) пробела — высветление одежд, зданий, горок и пр.;

4) охрение — высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);

5) нанесение ассиста.

(слайд13)- Ребята, перед вами прорись иконы «Казанская Божия Матерь». Давайте попробуем разрисовать прорись иконы по всем правилам.

4. Рефлексия:

 (слайд 14)-Ребята, вам понравился наш сегодняшний урок? Вы узнали, что- то новое для себя? Оцените  свои ощущения после урока с помощью смайлика.

5. Домашнее задание:

(слайд 15)-Ребята, вместе с родителями, разгадайте дома кроссворд по теме «Икона».

(Слайд 16) Спасибо, за работу на уроке.

Дополнительный материал для раскрашивания прориси.

Современные иконописцы обычно создают рисунок на бумаге, делают с него ксерокопию и «передавливают» ее на доску, используя порошковый пигмент.

Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Вопрос этот разрешает так называемый Лицевой подлинник. Подлинник, Образчик, Персональник — названия книги правил изображения святых для иконописца. В книге приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются также кратко цвета одежд.

Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. Для позолоты фонов, нимбов и других деталей иконы требуется так называемое «сусальное золото» — «желтое» или «червонное».

Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону — значит, заложить основные тона. В иконописи используется натуральная темпера. Краски изготавливают из натуральных пигментов, которые растираются на яичной имульсии. Натуральная желтковая темпера — самая надежная в отношении прочности краска. Краски, приготовленные на желтковой эмульсии, особенно краски земляные (натуральные), с годами и веками не выгорают, а лишь крепнут. Некоторые краски по своему минеральному составу близки к глиноземам: охра желтая, охра красная, умбры. Они дают разные оттенки желтого и коричневого. Красная киноварь имеет ртутную основу и требует осторожности в использовании. Особенно красивый синий цвет дает полудрагоценный камень лазурит. Из-за своей ценности эти пигменты не всегда доступны, поэтому современные иконописцы используют синтетические сухие пигменты.

После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи» или «описи».

Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений.

После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок.

Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья.

Основной цвет телесных частей в иконе — санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения. Высветления же санкиря называются плавью или охрением, а по старой терминологии вохрением, поскольку охры в древности назывались вохрами.

Асист. Но на практике в иконописной технике ассистом называется разделка лепным золотом различных узоров. Ассистом расписываются одежды Богомладенца Христа на Богородичных иконах, чем указывается на Его безначальное Божественное естество. Часто расписываются ассистом крылья Ангелов, престолы, седалища, царские и княжеские (под парчу) одежды и другие детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...

Тайна древних икон (часть 2)

В предыдущем файле "Тайна древних икон"  находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией....

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"

Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской ...

Как разговаривает икона

Урок поможет познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон, поможет постичь глубину духовного содержания иконы...

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...