Мои статьи
статья по теме

Буралова Зинаида Гунзеновна

Проходят годы, но память об учителях, открывшим маленьким деревенским несмышленышам неведомый мир знаний, отдавшим им всю свою любовь, свои душевные силы, всегда живет в наших сердцах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К 100-ЛЕТИЮ ГАРГИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 

В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я…

Прошлой жизни памятью больна…

Удивительно, как быстротечен бег времени! Казалось, только вчера ты бегала босиком по золотистому угнасайскому песку или  скакала на Серко так, что в ушах ветер свистел,  гоняя стада по бескрайним просторам «близ озера Халма», только вчера, по весне, в субботу,  ты шла с угнасайцами из Арзгуна домой через бесконечно длинное Ургэн-тала…  Вчера, казалось, еще было лето, а сегодня сухие листья настойчиво шуршат под ногами, и ты явственно понимаешь, что уже осень…  Мысли сами собой несутся в кажущееся таким недалеким прошлое. И проносятся в памяти, как в кадре киноленты, улыбающиеся лица моих родных: мамы  и папы, бабушки и дедушки, всех угнасайцев и, конечно же, моих дорогих учителей. И сердце вдруг защемит от пронзительных воспоминаний…

Помню себя маленькой первоклашкой, когда в один из таких хмурых зимних дней я смотрела вот также в окно на двор школы и наблюдала за переменами, происходящими в окружающем мире. Начальная школа не была большой: одноэтажное высокое здание в форме буквы «П». Зато нам она казалась огромной Вселенной. Здесь, в этом милом сердцу здании, прошли самые первые годы нашей школьной жизни.

 В далеком 1973 году 37 маленьких первоклашек уселись за парты Гаргинской школы, директором которой был Виктор Рабжинович Бадмаев. Он так и остался в моей памяти высоким, красивым (если можно так сказать о мужчине), иссиня-черными кучерявыми волосами, строгим молодым человеком.

Нас поделили на два класса. Классным руководителем нашего 1 «а» стала молодая учительница Светлана Цыбиковна Ниндакова. Помню, меня поразила красота Светланы Цыбиковны: вошла она в класс, улыбающаяся, молодая, стройная, в больших очках, с завитыми буклями, с красивой родинкой на щеке. И - с мандолиной в руках.

19 «незнаек и почемучек» восторженно смотрели на нее. В далеком 73-м году именно нашему классу выпало первому обучаться предметам (математике, природоведению и т.д.) на русском языке. Сейчас я вспоминаю наши первые (такие трудные!) уроки чтения, чистописания, первые экскурсии  в осенний «парк» - в палисадник возле большой школы - послушать, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички, или  зимние катанья с hургуулиин добуун. Санки были не у всех, и Светлана Цыбиковна учила нас кататься вдвоем, выручать товарища, уступать и помогать друг другу. А какой вкусный и ароматный был хлеб со сметаной на белой хлопчатобумажной салфетке во время большой перемены! А  первая ёлка, такая незабываемая! Я впервые воочию увидела Бабу-Ягу и Красную Шапочку, веселого клоуна и беленького зайчишку! И все это навсегда отложилось в моей памяти благодаря нашей учительнице. С ней мы учились  не только любить мир, радоваться  каждому дню, любоваться красотой природы. Я думаю, Светлана Цыбиковна была учителем от бога, иначе мы, малыши, просто не приняли бы ее в свой мир, не подпустили к своему сердцу. Она любила нас, отдавала нам свое сердце, любила просто за то, что мы есть.

Следующий кадр - 4 класс. Улыбающееся веснушчатое лицо моей учительницы Галины Раднаевны Ешоновой-Гуржабон. Она учит нас русскому языку. Небольшого роста, в очках, аккуратно собранными в пучок длинными волосами, в строгом сером костюме. Неимоверно обаятельная, добрая, но требовательная, она до сих пор ассоциируется с моей мамой. Помню очень хорошо, как Галина Раднаевна учила нас писать изложение. Сегодня это один из самых востребованных навыков школьника – умение понять прочитанное или услышанное и изложить содержание. Вот это довольно скучное дело она превратила в захватывающее занятие. 

Однажды Галина Раднаевна повела нас в здание начальной школы в кабинет военного дела. Удивлению нашему не было предела, когда начали смотреть (во время урока!) кино. Это был документальный фильм про маленького тигренка, оставшегося без матери. Затаив дыхание, помню, смотрела кино, во все глаза следила за тигренком, но ничего толком не поняла, о чем шла речь, потому что фильм был снят на русском языке. Когда учительница попросила пересказать содержание, я не смогла. И не было под рукой ни спасительного учебника, и не было нужного запаса слов, чтобы выразить свои чувства, свое впечатление. Мне было невообразимо стыдно - хоть плачь. Видимо, в таком же состоянии были  все мои одноклассники, потому что учительница еще раз повела нас смотреть фильм. Перед началом она дала нам «инструкцию» - вслушиваться в слова и запоминать. И о чудо! - до меня начал доходить смысл слов. Они, на удивление, оказались такими знакомыми! Уже легко было пересказывать, легко запомнилась последовательность сюжета, и, помню, написала изложение на «хорошо». А разбор же  наших изложений стал отдельным «спектаклем». Галина Раднаевна с удовольствием смаковала каждую удачную фразу, каждую свежую мысль, как она хвалила нас: пусть несколько строк или одно предложение, но свое, оригинальное. Так, шаг за шагом, урок за уроком она учила нас грамотно и, главное, свободно выражать свои мысли и чувства - а ведь это так важно… Какое надо было иметь долготерпение, чтобы научить не владеющего языком ребенка изложить свою мысль, любить читать, формировать внутренний мир растущего человечка.

А как проходили наши классные часы! Какие это были необыкновенные минуты и часы! Часы чтения. Часы становления человека. Галина Раднаевна учила нас первым нравственным урокам: мы учились дружить, сочувствовать и сопереживать, воспитывать силу воли и настойчивость. Мы с нетерпением ждали каждый классный час, считали дни (а дни так долго шли тогда!). Наш отряд, 5 «а», помню, боролся за право носить имя Героя Советского Союза Олега Кошевого. Тогда каждый пионерский отряд носил имя какого-нибудь героя, и за это право должны были бороться успешной учебой и внеклассными достижениями и успехами. Мы изо всех сил старались: в соревновании по учебе занимали первые места, были активными, участвовали во всех мероприятиях и соревнованиях. Однажды Галина Раднаевна принесла на классный час книгу Е.Кошевой «Повесть о сыне». До сих пор слышу, как  она читала нам эту пронзительную повесть, рассказанную  матерью Олега Кошевого о его детстве, о том, как война сломала жизнь сына и его друзей-молодогвардейцев. Слышу ее дрожащий от волнения и боли голос, вижу сверкающие от навернувшихся слез глаза. То же чувствовали и мы, дети, и украдкой вытирали слезы. «Самого главного глазами не увидишь»,- говорил Экзюпери. Так, на примере своего учителя и любимых героев мы учились быть неравнодушными, быть добрее, терпимее друг к другу. Ведь, действительно, нелегко воспитать в человеке совесть, честность, стыдливость, тактичность.

Следующий кадр в моей памяти: светящееся спокойной улыбкой лицо нашего учителя химии - Анны Дамдиновны Цыденовой-Базаровой. Это человек удивительно доброй души и глубокой порядочности. Наши уроки всегда были заполнены интересными лабораторными работами, небольшими «взрывками-хлопушками», вечно пахнущими колбами, нескучными химическими упражнениями. Она сумела сделать так, чтобы и мы полюбили ее предмет. Я до сих пор помню, что такое валентность, могу различить кислород и озон и сказать, где расположены галогены  в Периодической системе Менделеева. Все свое душевное тепло Анна Дамдиновна отдала своим ученикам. Она всегда говорила, что в любой деятельности человеку нужны сообразительность и находчивость, догадка и смекалка. Я и не заметила, как случилось, что на многие вопросы стала смотреть глазами моего учителя, по совместительству еще и тети. Анна Дамдиновна являлась двоюродной племянницей моего отца Гунзэна Ринчиновича - Эрэнсэйн Цэдэнэй Дамдинай басаган. После ранней смерти моей матери она часто помогала нам, то угостит стряпней и вареньем, то просто советом. Уже став взрослой, я часто спрашивала себя: «А что сказала бы Анна Дамдиновна? А как бы она поступила?». И хотя много лет нет моего учителя, хочется вернуть то время, снова оказаться за партой в 6-м кабинете химии, увидеть доброе улыбающееся лицо, услышать мягкий голос Анны Дамдиновны. И кажется, что вновь начинается урок… Так и осталась в моей памяти Анна Дамдиновна как  человек - ориентир в жизни, пример человечности и доброты.

Не могу не вспомнить и об учителях физической культуры – Буда Цыреновиче Гармаеве и Владимире Цыбиковиче Надмитове. Хотя Буда Цыренович вел у нас военное дело, в моей памяти так и отложились они оба, вместе как учителя физкультуры.

Уроки физкультуры. Это целая эпопея школьной жизни. Два наших класса – «а» и «б»- были очень спортивными, и мы все входили в сборную команду школы, с удовольствием занимались спортом, участвовали во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы и района. Начиная с 5-6 классов, они вывозили нас участвовать на районных соревнованиях по баскетболу и волейболу, военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок». В 9 классе наша команда, в состав которой вошли Баир Цыренов, Саша Раднаев, Мунхо Будаев, Жамбал Ширеторов, Нина Занданова, Баярма (Борисовна) Батуева, Алевтина Цыванова, Сэсэгма Батуева, победив непобедимую тогда команду Курумканской школы (учителем был В.В.Павлуцкий) выехала на республиканскую игру «Орленок», где заняла 1 место в республике. Это было неслыханно!

До сих пор помню, как Буда Цыренович впервые повел нас после 7 класса в поход на Гаргинский аршан. Все было по-настоящему: с рюкзаком за плечами и своим ходом через Урда хада. Учитель хорошо ориентировался на местности и потому вел нас одному ему ведомому маршруту. В начале пути было весело, но потихоньку начали нас донимать комары и мухи, стали уставать, потом стало вовсе тяжело.  Но рядом с Буда Цыреновичем мы чувствовали себя надежно. Он нас подбадривал, поддерживал, многому нас учил в пути, тому, чему не учат в школе: обращению с огнем, переходить реку, ловить рыбу, а потом готовить из нее вкусную скоросолку, ориентироваться на местности без компаса и карты, готовить обед в проливной дождь, читать следы зверей и птиц. Он много рассказывал нам про родной край, про то, как этой же тропой уходил в Маньчжурию отряд белогвардейцев Семенова. Мы шли неделю, и это путь  длиною в 7 дней воспитал в нас, я думаю, настойчивость, силу духа и воли.

Отдельная страница в нашей школьной жизни – летняя работа в страдную пору: стрижка овец и бесконечно долгий покос под палящим солнцем и нещадными комарами! Мы в составе молодежной бригады под руководством бригадира Цыденова Виктора Хышектуевича и Буда Цыреновича работали  два лета подряд в местности Нолихон. Не ошибусь, если скажу, что многим пригодилось в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Считаю, что Буда Цыренович и Владимир Цыбикович сумели  наполнить нашу школьную жизнь радостью, помогли  ощутить ее ценность и полноту.

Еще один запомнившийся на всю жизнь кадр из школьной жизни. В кабинете физики – в седьмом по счету - у доски улыбающийся, с вечно испачканными в мелу полами пиджака наш классный – самый классный! – руководитель Жаргал Шойнхорович Очиров показывает нам опыт: при нагревании колбы с водой жидкость  расширялась, и уровень воды поднимался прямо на наших глазах. Казалось бы, такое обычное явление, а какое произвело на меня большое впечатление! В его изложении самые сложные и непонятные темы становились простыми и доступными. А как образно он передавал смысл физических законов! И оказалось, физика — это не только сложные формулы, но еще и забавные фокусы, и смешные истории. Физические опыты можно делать, оказывается, и с карандашами, и целлофановым пакетом, и водой, и спичками! В умелых руках Жаргала Шойнхоровича  эта мудреная наука становилась такой притягательной и интересной. 

Жаргал Шойнхорович - необыкновенный во всех смыслах человек - готов говорить о своей физике все 24 часа в сутки. В хорошем настроении это  вулкан юмора, интересных историй, шуток, забавных наблюдений. Начитанный, обожающий шутки, он был кумиром нашего класса. Кажется, будто вчера он говорил, что «любому действию есть равное противодействие» или «разноименные заряды притягиваются, а одноименные - отталкиваются». И столько лет прошло, я все больше и больше убеждаюсь в том, что этот закон физики (больше философский!) работает не только на уровне частиц, но и на уровне людей. Может, я не права, но думаю,  что закон притяжения соединяет людей, как пазлы: если одному чего-то не хватает, он берeт это у своего партнeра - так создаются идеальные семейные пары, а по принципу противоположностей сходятся и друзья.

Сегодня мы с Жаргалом Шойнхоровичем коллеги. Работая бок о бок со своим Учителем, поражаюсь его неистощимой энергии,  бодрости духа  и оптимизму – и поневоле заряжаешься, и подтягиваешься на ту незримую планку, которую обозначают нам наши учителя  в начале жизни.  

И проносятся в кадре памяти улыбающиеся лица моих родных учителей: Софьи Дугаровны Очировой, учителя бурятского языка и литературы; Цыренжаба Заятуевича Доржиева и Ханды Бальжиевны, биологов, англичанки Ирины Михайловны Мылзеновой, историков Дышигмы Тугжиевны Эрхитуевой и Сэсэгмы Аюшеевны, Дышигмы Шойнхоровны Хурхесовой, Софьи Будаевны и Бато Шатовича Балдаковых, Марсалины Очировны Цыремпиловой. И отдельным кадром – строгие лица наших директоров Чингиса Ганданжаповича и Николая Никитича Хурхесова. Да простят меня мои учителя, если кого-то не упомянула. Хочется сказать теплые слова о каждом, ибо каждый из них оставил свой незримый след в нашей детской душе.

Проходят годы, но память об учителях, открывшим маленьким деревенским несмышленышам неведомый мир знаний, отдавшим им всю свою любовь, свои душевные силы, всегда живет в наших сердцах.

В дни Белого месяца по старинному обычаю я отдаю дань уважения своим учителям, к их мудрости, доброму уму и умным сердцам. Здоровья, благополучия!

 Низкий вам поклон!

                                                      От имени 16 выпуска Гаргинской средней школы

                                                              Буралова З.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Курумканская СОШ № 1».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....