Методическая папка "Работа с одарёнными и Отстающими детьми"
учебно-методическое пособие на тему

Сванкулова Алена Анатольевна

     Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокоринская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____        /______________        /

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор  школы

_____        /______________        /

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

План работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

учителя математики

Сванкуловой Алены Анатольевны

2014 год

Введение

          Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предметов, как  математика и информатика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

  Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы.

  Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

 

   Цели:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики и информатики;

- создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 

Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроках математики и информатики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
  • ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
  • культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни. 

План работы со слабоуспевающими  и  неуспевающими 

учащимися на учебный год

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  психологом

Сентябрь

 3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

1-й этап

2-й этап        

3-й этап

К содержанию учебного материала         

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого        

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)         

Действует учитель – ученик только воспринимает         

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса         

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам         

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий         

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий         

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет         

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие         

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание  своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока        

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся         

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке        

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать исистематизировать ошибки, допускаемые ученикамив устных ответах, письменных работах,выявить типичные для классаи концентрировать вниманиена их устранении. Контролироватьусвоение материала учениками,пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихсяпри затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и труднымразделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затрудненияхв самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного,концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

 Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнениядомашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

                                                     Утверждаю

                                               директор школы___________

                                 «_____»____________20____г.

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

__9__ класса по математике на  2014-2015 учебный год

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельник.

Четверг

1

Балданов Батыр

2

Юнхунов Аржан

       Учитель __________________________    

                  предмет

             Ф.И.О.__________________________                                     Подпись___________

Утверждаю

директор школы___________

«_____»____________20____г.

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

__7__ класса по математике на  2014-2015 учебный год

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельник

Четверг

1

Ерленбаева Сурлана

2

Тайлунов Буучай

       Учитель __________________________    

                  предмет

             Ф.И.О.___________________________                                         Подпись___________

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

   Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса

 

Ф И  учащегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты проведения индивидуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отмет

ка

Подпись

учащегося,

родителя

МБОУ «Кокоринская СОШ»

20__-20___   учебный  год.

Выполнение  учащимся  домашних  заданий.

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________   Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    учащимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Работа  учителя  за  период  контроля:

с  учащимся  ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


ОТЧЕТ

учителя -предметника о работе со слабоуспевающими учащимися

по состоянию на __________________

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

                                                           Учитель ________________________                       _Подпись____________




Предварительный просмотр:

Аналитическая справка.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам. Есть учащиеся, у которых не развиты способности к изучению  математики. Такие учащиеся есть в 7 классе:Тайлунов Буучай, Еррленбаева Сурлана.

  • Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором;
  • При необходимости, способствовать организации помощи психолога;
  • Проводить индивидуальные консультации;
  • Организовать с учащимся работу над его ошибками;
  • Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;
  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с отстающими детьми.

Вниманию Родителей! Уважаемые родители, обратите внимание на следующую информацию по работе с отстающими детьми в группе продленного дня....

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

План индивидуальной работы с отстающими детьми

Данная программа разработана для индивидуальной работы с учащейся 9 «Б» класса Остроуховой Елизаветой.Настоящая программа составлена на 14 часов (1 час в неделю). Цель: Принятие комплексных ...

Методические разработки с одарёнными детьми

Методическая разработка с одарёнными детьми содержит план работы, методические рекомендации....

Журнал работы с неуспевающими и отстающими детьми

Материал содержит примерный план работы с неупевающими и иотстающими детьми...

План работы с отстающими детьми

План работы с отстающими детьми...