Организация современного урока в соответствии с идеями ФГОС
статья на тему

Казанцева Елена Геннадьевна

Российский учитель - носитель нравственных и культурных ценностей, готовый и способный передать их ученикам, опираясь на современные педагогические технологии: он (учитель) — Творец и Созидатель, сознающий высокую просветительскую Миссию, понимающий современные запросы жизни и умеющий сопрягать прошлое, настоящее и будущее в жизни и судьбе школьника.

Работа может представлять интерес для педагогов, готовых быть инициатором новых педагогических идей, вдохновлять и воодушевлять коллег на создание новых творческих профессиональных проектов, на решение современных задач образов

Работа формирует знания о современном нелинейном уроке как основе реализации стандарта и умения его построения в соответствии с идеями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация современного урока в соответствии с идеями ФГОС

Елена Геннадьевна Казанцева,

учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория,

МКОУ «Ключи-Булакская СОШ», Братский район, Иркутская область, РФ

 

1. Краткая аннотация работы:

Российский учитель - носитель нравственных и культурных ценностей, готовый и способный передать их ученикам, опираясь на современные педагогические технологии: он (учитель) — Творец и Созидатель, сознающий высокую просветительскую Миссию, понимающий современные запросы жизни и умеющий сопрягать прошлое, настоящее и будущее в жизни и судьбе школьника.

Работа может представлять интерес для педагогов, готовых быть инициатором новых педагогических идей, вдохновлять и воодушевлять коллег на создание новых творческих профессиональных проектов, на решение современных задач образов 

Работа формирует знания о современном нелинейном уроке как основе реализации стандарта и умения его построения в соответствии с идеями ФГОС.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2.  Урок как основа реализации стандарта

2.3. Новые модели и структура современного урока

2.4. Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО

2.5. Активное целеполагание

2.6. Основной этап урока

2.7. Оценивание. Заключительный этап урока

2.8. Заключение         

3. Список использованных источников и литературы

Введение

Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

М. Н. Скаткин

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции

В.А. Сухомлинский

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника отвечающих требованиям современного общества. Обозначить проблемы современного урока, определить пути их решения - задачи важные и сложные, но необходимые.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня?

Урок как основа реализации стандарта

Современный урок должен соответствовать запросам государства, то есть должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться и работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта — требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Концепция стандартов предлагает новое определение того, что называется общеучебными (универсальными учебными) действиями, которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и к его результатам.

Каким образом к этим результатам прийти? Что меняется сегодня в целях, в структуре, в оценке и в анализе урока?

Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и в условиях введения ФГОС нового поколения

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю. Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/ уроков, Internet-ресурсы, материалы коллег; происходит обмен конспектами.

Целеполагание

Учитель формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи

Формулировка целей — через деятельность обучающихся, активное целеполагание

Распределение времени на уроке

Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80 % времени урока — говорение учителя)

Объяснение занимает 20-
30 % времени урока; закрепление — 5-10 % времени
урока; организованная учителем самостоятельная деятельность обучающихся — 60-
70 % времени урока               

Деятельность учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовывает деятельность детей: — по поиску и обработке информации; — по обобщению способов деятельности; — по постановке учебной задачи

Деятельность обучающихся определяется через формулировку заданий

Формулировка задания: 93 % заданий — репродуктивные: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните...; 7 % заданий — с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (чаще используется для сильных учащихся)

Формулировка задания: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте... Не менее 70 %

Отметка и оценка

Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных заданий): — «решил» — «не решил»; — «из пяти заданий выполнил три»

Оценка (предметных и метапредметных) достижений обучающегося; работа над развитием у обучающихся способности к самооценке; критериальное оценивание

Новые модели и структура современного урока

Введение ФГОС рождает новые модели построения урока. Например, технология деятелъностного метода предлагает следующие этапы урока введения нового знания:

  • самоопределение к деятельности;
  • организационный момент:
  • актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;
  • постановка учебной задачи;
  • построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания);
  • первичное закрепление во внешней речи;

   • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

    • включение в систему знаний и повторение;

•        рефлексия деятельности (итог урока).

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Структура урока по ТРИИК:

1. Самоопределение в деятельности. На этом этапе организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

2. На этапе учебно-познавательной деятельности организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.

3. На этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности
учащиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и
самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.

4. На этапе рефлексивной деятельности полученный результат
соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

Можно выделить следующий инвариант структуры современного урока:

1) организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала — активное целеполагание;

2) в качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;

3) этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

Модели урока в описанных технологиях объединяют следующие особенности:

- четкий алгоритм (последовательность этапов), необычное
нетрадиционное их наполнение, взаимосвязь первого (целевого) и
завершающего (оценочного диагностического) этапов;

- деятельностный подход к организации работы учащихся на
уроке и т. д. Наличие общности в моделях урока позволяет
говорить о некоторых закономерностях построения современного урока.

Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО

Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.

Ведущими ориентирами для современного урока могут стать следующие положения:

1) от триединой цели урока — к формулировке целей через деятельность учащихся и далее — к самостоятельному целеполаганию;

2) от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного — к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;

4) от традиционной отметки — к современной оценке.

На основе анализа структуры современного урока, мы можем говорить о возникновении технологии урока, построенного в соответствии со стандартом нового поколения (см. схему 1).

        

Схема 1. От традиционного «линейного» урока к уроку, соответствующему ФГОС ООО"

Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий.

Некоторые технологии, рекомендуемые к использованию в школе, представлены в материалах Московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО):

  • развивающее, обучение;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология «дебаты»;
  • технология развития критического мышления;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Дополнить этот список можно следующими технологиями: педагогические мастерские, кейс-технологии, ТРИИК, технология деятельностного метода и др.

Эти технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие — на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов. Цель — достижение метапредметных результатов — сегодня заявлена во ФГОС, а характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий (УУД)

В понятие «универсальные учебные действия» входят:

Познавательные УУД

Выпускник научится:

— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

—        давать определение понятиям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

    — осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

    — обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом и т. д.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

— учитывать разные мнения и стремиться к координации раз
личных позиций в сотрудничестве;

    — формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    — устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

    — аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
свою позицию не враждебным для оппонентов образом и т. д.

Личностные УУД

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

    — историко-географический образ,  включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

    — ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

    — основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями и т. д.

Регулятивные УУД :

    — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

    — совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность;

—        способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса и т. п.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична, а, значит, строится не только на вдохновении учителя, но и на определенных алгоритмах, циклах, модулях, то есть на всем том, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям. Цели и результаты выбранных педагогом технологий должны соответствовать задачам современного образования. А, следовательно, из спектра образовательных технологий учителю необходимо отбирать технологии, цели и результаты которых соответствуют современной стратегии развития образования.

Активное целеполагание

Изменения в содержании и технологиях первого этапа урока

Первый этап урока в его классической структуре — этап формулировки целей. Что меняется сегодня в содержании и технологиях первого этапа урока? Для учителя изменение в содержании и технологиях первого этапа урока в контексте стандарта — это путь от формулирования привычной ему триединой цели урока к самостоятельному целеполаганию учащихся, к цели диагностируемой, выводящей на запланированный результат.

Предметом критики традиционного учебного процесса были, в первую очередь, цели, точнее, расплывчатость и неопределенность их постановки. Но никакая критика не в силах изменить то реальное обстоятельство, что школа, а вместе с ней и учитель получают специальный заказ общества в достаточно общем виде (например, образовательные цели и задачи нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ).

Под конкретизацией образовательных целей понимается технологическая сторона общего определения целей, которые затем уточняются и проясняются на уровне учебного эпизода.

К числу основных недостатков определения целей обычно относят:

  • слишком общее определение целей, при котором их нельзя применять для сравнения с реальными результатами (например: развивать критическое мышление);
  • замену целей содержанием, темами обучения, элементами учебного предмета; при этом, как правило, не определяется, на каком качественном уровне освоения знаний и умений учащийся должен освоить учебный материал;
  • замену дидактических целей запланированной деятельностью преподавателя.

Педагогические исследования 90-х годов XX века подтверждают, Что цели обучения и воспитания могут анализироваться не только со стороны педагога, но и со стороны учащегося. Кроме того, в научных работах отмечается, что уровень развития процессов целеполагания выступает важнейшим показателем сформированности учебной деятельности.

Идея самостоятельного целеполагания в российской педагогической науке разработана на теоретическом уровне, но необходимо найти действенные механизмы для практической реализации теории. Как нам кажется, одним из механизмов практической реализации идеи самостоятельного целеполагания является использование педагогических технологий.

Осмысление и освоение идей и практики педагогических технологий — одна из задач современной дидактики. Применение педагогической технологии в учебном процессе должно гарантировать достижение поставленных целей.

Цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Чтобы сделать цели диагностическими, а обучение воспроизводимым, цель должна быть идентифицируемой. В данном контексте целесообразна таксономия. Понятие «таксономия» означает такую классификацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно

Категории и типы обобщенных учебных целей

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. Знание

Ученик

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений

Знает:

  • употребляемые термины;
  • конкретные факты;
  • методы и процедуры;
  • основные понятия;
  • правила и принципы

2. Понимание

Ученик

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала

Понимает правила, факты и принципы; интерпретирует:

  • словесный материал;
  • схемы, графики, диаграммы.

Преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно оценивает будущие события, анализируя имеющиеся данные

3. Применение

Ученик

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры

4. Анализ

Ученик

Эта категория обозначает умения структуировать материал, разбивая на составляющие: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого, учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения

Выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данных

5. Синтез

Ученик

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может служить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур

Пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента;

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

6. Оценка

Ученик

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие вывода имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев

ФГОС представляет нам активное целеполагание в терминах УУД (регулятивные универсальные учебные действия):

Выпускник / ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на
    основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом
    учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
    принимать решения в проблемной ситуации путем переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания

Выделим некоторые принципы современного целеполагания в контексте ФГОС.

     1. Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока.

  1. Использование приемов мотивации к изучению тематики урока.

3.        Формулировка целей на языке стандарта:

  • формулировка целей через виды деятельности обучающихся;
  • цель — это планируемый результат. «Ученик научится: ...» (в терминах предметных или метапредметных УУД).

Большим потенциалом в активном целеполагании обладают современные образовательные технологии.

  • Технология развития критического мышления
  • Педагогические мастерские
  • Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
  • Портфолио
  • Технология проектирования

Основной этап урока

Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока

Фундаментом современной организации учебного процесса, с точки зрения стандарта нового поколения, является многокомпонентный урок, а не традиционный «линейный» урок изучения нового материала или закрепления пройденного.

На втором этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствования УУД, обобщения и систематизации нового опыта.

Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС

  1. Цели урока принимаются и формулируются обучающимися.

     2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. д.).

     3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи Урока.

    10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником соб
ственную позицию (иное мнение); обучает корректным формам
выражения своей точки зрения.

    11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подобных «правил», разработанных для современного урока, множество... Понятно, что требования к организации современного урока значительно выросли. С этим связано множество дискуссий, вопросов учителей: Как все успеть на уроке? Как заинтересовать всех участников урока? Как добиться результатов, названных метапредметными?

Практические рекомендации по построению урока, соответствующего стандарту нового поколения

Рекомендация 1

    Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

Рекомендация 2

Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой формы обучения.

Рекомендация 3

На уроке должно быть интересно.

Познавательную мотивацию учащихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частично-поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на уроках

Рекомендация 4

Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней должен быть описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно. Четкость требований, предъявляемых к технологической карте, не отменяет вариативность их шаблонов.

Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты:

Этапы урока

Формируемые результаты (предметные и метапреметные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание. Заключительный этап урока

Изменения в оценивании на современном уроке

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС основного общего образования:

  • отражать степень достижения учащимися учебной цели,
  • фиксировать допущенные ошибки и указывать на их причины,
  • способствовать преодолению ошибок;
  • быть инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося;
  • помогать ученику в применении оценочных критериев, анализе причин неудач и понимании условий достижения успеха;
  • акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности;
  • предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты;
  • учитывать   индивидуально-психологические   особенности учащихся, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребенка;
  • быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии;
  • должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика.

Типичные недостатки оценивания на уроке сегодня:

  • ориентация на ЕГЭ и ГИА;
  • ориентация на предмет, метапредметность оценивается крайне редко;
  • ориентация на оценку результата, а процесс его достижения (самостоятельность учащихся, их интерес, активность и т. п.) не оценивается;
  • оцениваемые задания не способствуют «многоуменью», ориентированы на содержание, запоминание;
  • ведущий критерий — правильность;
  • не предоставляются задания на выбор учащимся для получения оценки.

Путь обновления оценивания на уроке — от суммативной оценки, которая направлена на оценку уровня достижения результатов обучения, к внутреннему (формирующему) оцениванию, цель которого — коррекция процесса обучения для каждого учащегося, а не сравнение учащихся между собой.

Оценивание в современных условиях введения ФГОС нового поколения ориентировано на достижение различных групп образовательных результатов — предметных, метапредметных и личностных.

Оценивание на современном уроке предполагает:

1)        осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель.

Например: подготовка к олимпиадам, ГИА, ЕГЭ (внешняя оценка); формирование и развитие УУД (внутренняя оценка) и т. п.;

    2) самостоятельность учащегося в формировании образовательной стратегии, осмысленность его действий и осознание уровня их выполнения;

    3) критериальное оценивание, при котором учащийся должен:

  • знать свои «слабые места»;
  • знать свои перспективы;
  • понимать, как оценивается его уровень знаний;
  • быть заинтересован в дальнейшем обучении;

4)        расширение способов и форм получения обратной связи.

    Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока — это особенность современного урока. Хотя, несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур.

Оценивание и подведение итогов на уроке, соответствующем требованиям ФГОС ООО, имеет принципиальные отличия от урока традиционного.

Сравнение заключительных этапов урока

Заключительный этап урока

Традиционный урок

Урок, соответствующий требованиям ФГОС ООО

Оценивание

обучающихся

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам — самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей.

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует задание (чаще одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Следует обратить внимание, что процесс оценивания предполагает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.

Метапредметные результаты, которые формируются в процессе самооценки и взаимооценки учащихся, — такие регулятивные универсальные учебные действия, как адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение в конце действия и по ходу его реализации.

Обсуждение личностных результатов происходит в процессе осуществления личностной рефлексии при подведении итогов. За рефлексию отметка не ставится. При оценке регулятивных универсальных учебных действий отметка выставляется.

Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке

Рекомендация 1

Следует оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность и т. п.).

Важно оценивать не уровень подготовки ученика по учебному предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать и т. п. Эти умения соответствуют достижению метапредметных результатов — познавательных УУД. Задание, выполненное на уровне воспроизведения, не соответствует достижению результатов ФГОС ООО (см. ФГОС ООО) и не может оцениваться «пятеркой». Например:

Соответствует ФГОС формулировка задания: Обосновать, можно ли рассматривать Сибирь как особый природно-историческии и экономический район.

Не соответствует ФГОС формулировка задания: Перечислить главные черты географического положения, природных условий и ресурсов Сибири.

Рекомендация 2

Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс (рефлексия).

Примеры оценки процесса

Вариант 1. Вопросы: Что было трудным? Что интересно? Что получается, а что нет?

Вариант 2. Отслеживать динамику процесса поможет также использование «листов наблюдений», которые ведут педагоги или учащиеся

Общую таблицу можно составить для учеников всего класса, это делает учитель. После изучения темы педагог знакомит с этими листами родителей.

Отметка за это не ставится!

Рекомендация 3

Необходимо представлять учащимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности.

Примеры заданий разного уровня трудности с критериями выполнения:*

А Алгоритмический уровень (самый простой уровень)

П Преобразующий уровень (более сложный уровень задачи)

Э — Эвристический уровень (самый сложный уровень решения задачи)

Критерии оценивания задач разного уровня одинаковы.

  • Правильно определены и записаны известные по условию
    физические величины, а также те, которые необходимо найти.
  • Все физические величины переведены в систему СИ.
  • Верно записаны формулы, необходимые для решения.
  • Выведены единицы измерения основных физических величин.
  • Безошибочно произведены все арифметические расчеты и за
    писан ответ.

Рекомендация 4

Критерии оценки выполнения задания должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем.

Если нет критериев, известных учащимся, — это некорректное задание.

Критерии смогут быть разработаны на основе требований ЕГЭ и ГИА, что также позволит сделать работу учащихся более осмысленной, и оценку ее результатов более понятной для учеников и их родителей.

Рекомендация 5

При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев. В процессе оценивания учащиеся могут выставлять себе и друг другу отметки. Учитель может сверять данные отметки с выставленными им самим. Например, варианты оценочного листа проверочной работы:

Вариант 1

№ задания

Критерии оценки

Балл

Моя оценка

Оценка учителя

Вариант 2

Блиц-опрос

Работа у доски

Диктант

Тест

Оценка учителя

При осуществлении взаимооценки особую сложность представляет оценка работы учащихся при работе в группе. Это обусловлено тем, что нужно рационально учесть вклад каждого участника в общую работу группы.

Успешным способом учета, которым могут воспользоваться члены группы при подведении итогов своей работы, может быть следующий:

№ п/п

Ф. И.

Роль

а —

коэффициент сложности

К1 —

качество работы

Э — эрудиция

П —

подготовка дома

А —

активность

Итог R =

аК1 +

Э + П + А

1-3

1-5

1-3

1-3

1-3

Это общая формула, которая позволяет учесть вклад каждого в работу группы и распределить полученный результат.

Обозначение роли участника при работе в группе не учитывается при расчете формулы, а только обозначает позицию учащегося, например, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик и т. п.

Рекомендация 6

Очень важно сделать оценку на уроке «суммативной». Это означает, что учащийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.

Алгоритм перевода критериальной оценки в отметку:

95% - 100% - «5»

75% - 94% - «4»

50% - 74% - «3»

менее 50% - «2»

Отметка и общая система оценивания образовательных результатов учащихся в основной школе

Отметка на уроке находит свое отражение в общей системе оценивания образовательных результатов учащихся в основной школе, которая разрабатывается в рамках основной образовательной программы. В ней описывается организация текущего и итогового оценивания*.

Основы системы оценивания основного общего образования

Ведущие принципы организации оценивания:

  • уточнение и распространение общего понимания содержательной и критериальной базы оценки через вовлечение педагогов и обучающихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой;
  • адекватность методов и инструментария особенностям подхода;
  • сочетание накопленной оценки и итоговой оценки;
  • уровневый подход в инструментарии, оценка путем «сложения».

Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированное^ умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки — портфеля достижений или портфолио) и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая — фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Ученик научится», достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале.

Заключение

Мы живем в изменяющемся стремительном мире, который перенес «шок от настоящего». Неожиданно появляются совершенно новые области знаний, которых в буквальном смысле еще не было вчера... Этот стремительный темп познания приводит к тому, что необходимо менять всю парадигму уже сложившегося образования. В более устойчивом мире полученный нами багаж знаний был подобен защечному мешку у хомяка. Он вооружал вас набором готовых рецептов. Но в сегодняшнем мире, с его движением в сторону креативной экономики, мы сталкиваемся с совершенно другими требованиями к познанию.

А. Г. Асмолов

Подведем итог нашего разговора о современном уроке и попробуем ответить на вопрос: «В чем проявляется новизна дидактики урока?»

Обновление ведущих дидактических принципов

Можно ли сегодня говорить о «новой дидактике» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Уроку как форме организации учебного процесса более полувека, но педагога из недавнего прошлого многое удивило бы в уроке XXI века. И в России и в мире урок в последние 50 лет существенно изменился, это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в мире, с обновлением задач, которые решает сегодня система образования.

Неизменным остается урок как основная дидактическая единица образовательного процесса, но есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики. А именно:

Принцип фундаментальности (научности) содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся об основополагающих законах и закономерностях развития мира, общества, деятельности, человека, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения, согласуя свою деятельность и знания с представлениями об их целесообразности и ценности для существования человека как духовного существа.

Современная трактовка принципа гуманизации предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов, жизненных планов в соответствии с закономерностями возрастного развития.

Современный принцип кулътуросообразности предполагает соответствие содержания урока изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности учащихся.

Обновление структуры урока

Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становится нелинейным.

Что такое нелинейный урок?

     1. Урок выходит за свои временные и пространственные рамки.
В условиях введения ФГОС ООО такое изменение урока проявляется, в частности, в возможности использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов.

     2. Сам урок становится «богаче». Урок проектируют как интегрированный, полипредметный, метапредметный, что означает выход содержания урока за рамки учебного предмета.

     3. Урок становится полем использования новых дидактических приемов, новых образовательных и информационных технологий.

    4. Урок, отвечающий требованиям ФГОС ООО, — это урок-
диалог, в отличие от традиционного урока-монолога.

Эти факты — обновление ведущих дидактических принципов и структуры урока — подтверждают, что «будущее — уже наступило» и от рассказа стоит приступить к практике, к реализации новой дидактики урока.

Список использованных источников и литературы

1. Примерная  основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Е. С. Савинов. М: Просвещение, 2011.

2. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — СПб.: КАРО, 2014. — 144 с. — (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

3. www// standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

В статье рассказывается об основных научных подходах в образовательном процессе...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский...