Проблемное обучение по Ильину
презентация к уроку по теме

Корчагина Раиса Викторовна

Данная работа расскажет о проблемном обучение,  по мнению Евгения Николаевича Ильина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_ilin.pptx1.29 МБ
Файл vystuplenie_problemnoe_obuchenik.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение Е.Н.Ильина Подготовила: Корчагина Р.В.Педагог доп..образования

Слайд 2

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...» ( А. Дистервег )

Слайд 3

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке. Проблемное обучени е — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний ( В.Оконь , 1975). Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Основоположники: Ж.Ж.Руссо, И.Г.Писталоцци , Ф.А.Дистервег , сторонники нового обучения и воспитания.

Слайд 5

Евгений Николаевич Ильин- родился 8 ноября 1929. Учитель литературы 84 школы г.Санкт Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающему каждому человеку стать человеком. Выпустил несколько книг о своем педагогическом творчестве.

Слайд 6

Целевые ориентации концепции Нравственное и эмоциальное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение Преподавание литературы как искусства Принци гуманизации Принцип художественности

Слайд 7

Концепция воспитания на основе личностной ориентации педагогического процесса Превращение школы Знания в школу Воспитания Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы Гуманистическая ориентация воспитания, формирования общечеловеческих ценностей

Слайд 8

Основные творческие приемы: ошеломление; игра вооброжения ; импровтзация ; Раскручивание детали.

Слайд 9

Отличия системы Ильина от традиционной системы преподавания литературы: Традиционная система Система Ильина Излагается биография писателя Изучается и анализируется его творчество по крупным разделам Общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя Делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы Анализ художественного произведения от детали Нравственный вопрос- проблема Творческий прием Открытая этика



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение Е.Н.Ильина

1 –ый  и 2-ой слайды-  название темы, эпиграф

3-ий слайд:

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Основоположники: Ж.Ж.Руссо, И.Г.Писталоцци,  Ф.А.Дистервег, сторонники нового обучения и воспитания.

Всего этого от нас требуют новые стандарты в обучении, СДП.

Одним из наших современников, занимающимся вопросом проблемного обучения является Е.Н. Ильин.

4-ый  и 5-ый слайды - портрет Ильина, биография.

6-ой слайд

Каковы же целевые ориентации его концепции? 1. Нравственное и эмоциальное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение

2. Преподавание литературы как искусства

Отсюда вытекают два принципа:

1. Гуманизации (нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний- убеждении).

2.Художественность: урок строится по законам искусства ( очаровать книгой, обворожить писателем, заинтриговать темой, при этом не называя ее).

7-ой слайд

Концепция воспитания на основе личностной ориентации педагогического процесса  делится на: 1. Превращение школы Знания в школу Воспитания

2. Гуманистическая ориентация воспитания, формирования общечеловеческих ценностей

3. Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы

8-ой слайд

Основные творческие приемы по Ильину:

  • ошеломление; игра вооброжения;  импровтзация;  раскручивание детали. Отсюда вытекает закон трех «О» : Очаровать книгой, Окрылить героем, Обворожить писателем, темой, не называя ее.

9-ый слайд

Отличия системы Ильина от традиционной системы преподавания литературы:

Традиционная система 

  • Излагается биография писателя
  • Изучается и анализируется его творчество по крупным разделам
  • Общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений  писателя

Делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы

Система Ильина

  • Анализ художественного произведения от детали
  • Нравственный вопрос- проблема
  • Творческий прием
  • Открытая этика

10-ый слайд- высказывание Ильина.

Свое выступление хотелось бы закончить словами Е.Н. Ильина: «Искусство педагога -  направить ребенка на путь творчества. Ученики оживают, когда учитель вместе с ними ищет истину. Чтобы вопросы-проблемы служили  действенным средством нравственного воспитания, он предлагал глубоко изучать своих учеников, воспитанников (на уроке, занятии, экскурсии, в театре). По глубокому убеждению Ильина, учитель должен уметь читать ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом.».

В его искусстве преподавания- зашифрована вся сложная внутренняя история современного растущего человека, с тревогой размышляющего о судьбе мира и собственной судьбе в этом пире, о любви, доброте и счастье и многих других вопросах человеческого бытия.

На примере своих уроков музыки могу сказать, что музыка тесно связана с литературой, ИЗО. Поэтому часто темы переплетаются, чтобы детей подвести к названию темы урока, часто приходится, созвать проблемную ситуацию, выводящую на тему урока. Также во внеурочной деятельности. Особенно хорошо получается создавать проблемные ситуации, когда темы связанны с народными праздниками, потому что дети уже знают что-то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...