Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
методическая разработка

Сорокина Евгения Петровна

Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kultura_rechi_uchitelya.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей

Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»

Цель: демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя.

(Реплики из зала: Иванова! К доске! Очень плохо! Рот закрой! Ты не сдашь экзамен! Замолчите! Стери с доски! Ложи на парту! Сколько раз можно повторять! Останешься на второй год! Вот с 9а мы всё успели, а с вами даже половины не сделали?)

1. Мотивация учебной деятельности: (притча)

Один человек спросил у Сократа: 
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. 
– Три сита? 
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это - правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито – ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. 
Попробуем третье сито – сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить?

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Тема нашего занятия - культура речи учителя.

2. Актуализация знаний: (работа в группах)

Расставьте ударение во всех словах и там, где это необходимо, исправьте ошибку в употреблении слова.

Звонит

ЗвонИт

Заключить договора

Заключить договОрЫ

Более красивее

КрасИвее

Обеспечение

ОбеспЕчение

Включишь

ВключИшь

Углубить

УглубИть

Красивая жалюзи

КрасивЫЕ жалюзИ

Подростковый возраст

ПодрОсткОвый возраст

Ложи на парту

КЛАДИ на парту

Исчерпать

ИсчЕрпать

Согласно расписания

Согласно расписаниЮ

Избаловать

ИзбаловАть

Уравненьице

Уравнение

Обмен карточками, взаимопроверка (на слайде образец).

3. Целеполагание.

Какова цель нашего занятия? Продолжите: Узнать… Учиться… (Узнать правила произношения часто употребляемых слов, нормы связи слов в предложениях, учиться владеть культурой речи).

4. Осмысление нового.

Предлагаю каждой группе проанализировать предложенную ситуацию, дать оценку действиям учителя, прогноз ситуации, если она будет часто повторяться и найти верное решение, т.е. как необходимо было учителю поступить. (На обсуждение 7 минут)

Ситуация 1: Урок русского языка.

Учительница: “Сто раз уже повторила, а вы никак не можете выучить! Чтобы вы запомнили, наконец-то, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.

Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Замолчите, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.

Оценка: Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.

Прогнозирование: Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.

Решение: Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: “Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку”, - дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

Ситуация 2: Урок немецкого языка.

Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).

Особенно выделяется один мальчик.

Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Очередное задание – подготовить пересказ текста.

Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика: “Светлов! К доске! Перескажи текст!”

Тот отвечает, что выходить не будет и может пересказать только первое предложение.

Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”.

Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”.

Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать”

Ученик: “Да я перескажу”.

Учитель: “Всё, закрой рот!”

Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.

Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

Оценка: Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.

Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.

Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.

Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.

Прогнозирование: Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.

Решение: Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

Физминутка: «Упражнение-раскрепощение «Дотронься до...»

Ведущий: «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до мягкого, круглого и т.д.

 

Группы озвучивают выход из предложенных ситуаций.

 5. Рефлексия. Работа в группах, необходимо написать фразу, которой можно заменить негативное высказывание учителя.

Речевой оборот (с негативной установкой)

Речевой оборот (создание ситуации успеха)

Готовьтесь! Контрольная работа сложная.

Контрольная работа легкая, этот материал мы с вами проходили.

Ты не сдашь экзамен.

Я не сомневаюсь в успешном результате, у тебя все получится.

Как всегда сделал работу неправильно.

Сколько раз можно повторять.

Возможно, лучше было начать с …

Если непонятно, можно подойти ко мне, я еще раз объясню.

Иванов, ты как обычно можешь подвести, поэтому мы это поручение дадим Петрову.

Ни к кому кроме тебя я не могу обратиться с этой просьбой.

Контрольная работа выполнена на «2». Сделано только одно задание правильно, остальное нарешано что попало.

Больше всего мне в твоей работ понравилось…

Тебе особенно удалось…

Предлагаю вернуться к цели, поставленной в начале занятия: Узнать правила произношения часто употребляемых слов, нормы связи слов в предложениях, учиться владеть культурой речи. Продолжите любую фразу: Я понял(а), что…  я попробую…

Ведущий:

«Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.

 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»

Учителям предлагается написать на небольших листочках, что они делают, приходя в школу.

Подведение итогов

Основная цель педсовета сегодня - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС. Предлагаю вашему вниманию структуру проведённого «урока».  

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Осмысление нового.

Физминутка

5. Рефлексия.

Конечно, до идеального урока очень далеко, отсутствует распределение ролей в группе, оценивание своей работы на каждом этапе. Но главное - этапы урока соблюдены, есть проблема, цель и работа по достижению цели. Терпения вам, дорогие коллеги, и неиссякаемого желания учиться!


Звонит

Заключить договора

Более красивее

Обеспечение

Включишь

Углубить

Красивое жалюзи

Подростковый возраст

Ложи на парту

Исчерпать

Согласно расписания

Избаловать

Уравненьице

Звонит

Заключить договора

Более красивее

Обеспечение

Включишь

Углубить

Красивое жалюзи

Подростковый возраст

Ложи на парту

Исчерпать

Согласно расписания

Избаловать

Уравненьице

Звонит

Заключить договора

Более красивее

Обеспечение

Включишь

Углубить

Красивое жалюзи

Подростковый возраст

Ложи на парту

Исчерпать

Согласно расписания

Избаловать

Уравненьице

Ситуация 1: Урок русского языка.

Учительница: “Сто раз уже повторила, а вы никак не можете выучить! Чтобы вы запомнили, наконец-то, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.

Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Замолчите, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.

Ситуация 2: Урок немецкого языка.

Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).

Особенно выделяется один мальчик.

Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Очередное задание – подготовить пересказ текста.

Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика: “Светлов! К доске! Перескажи текст!”

Тот отвечает, что выходить не будет и может пересказать только первое предложение.

Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”.

Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”.

Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать”

Ученик: “Да я перескажу”.

Учитель: “Всё, закрой рот!”

Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.

Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении

В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....