Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии
статья на тему

Евелева Светлана Юрьевна

Проектная деятельность учащихся 7 классов  как средство реализации ФГОС  по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся 7 классов  как средство реализации ФГОС  по биологии.

Евелева С.Ю. учитель биологии, методист ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга

  «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. Дьюи

    Я являюсь учителем биологии, методистом ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга, педагогический стаж 30 лет. Проектной деятельность мы, учителя, занимались всегда, просто эта работа называлась иначе. Я со своими учениками , как и другие учителя, делала , например газеты «Здоровый образ жизни», где несколько учеников работали над каким-то разделом, статьей и все вместе выпускали газету, мы делали «фильмы» на ватмане , доклады на различных конференциях и др.  На мой взгляд это тоже  проекты. Было за долгие годы работы много различных работ, которые тогда назывались групповой работой учащихся, работой в малых группах и т.п. Но время неумолимо идет вперед, появились новые технические средства, изменились программы и ФГОС. В соответствии с ФГОС второго поколения  каждый ученик должен быть обучен проектной исследовательской деятельности. В программах всех школьных курсов этой работе уделяется особое внимание. Не исключение в этом плане и  программа по биологии. В ней также большое внимание уделяется  проектам. Необходимо учитывать, что аттестация учащихся 9 классов предполагает защиту проекта, так как является одной из форм реализации системно-деятельного подхода, направленного на достижение результатов ФГОС. А это, в свою очередь, подразумевает выработку у учащихся самостоятельных проектно-исследовательских умений: постановка проблемы и цели работы, сбор и обработка полученной информации, проведение исследования, анализ и обработка полученных данных, составление вывода, что способствует формированию универсальных учебных действий. Проектно-исследовательская деятельность учащихся может осуществляться на уроках и внеурочной деятельности. Проекты помогают достижению метапредметных , личностных результатов ФГОС и повышению качества образования. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, являются частью самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

     Хотелось бы подробнее остановиться на проектно-исследовательской деятельности учащихся 7 классов.  Учащиеся данной возрастной категории  начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения. Это достаточно сложный возраст и необходимо включать подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Этому, на мой взгляд, в большой мере способствует работа над проектом во внеурочной деятельности.  Кроме того, работа над проектом в 7 классе отлично подготовит ученика к проектно-исследовательской  деятельности в 9 классе.

     Надо отметить, что проектная работа  во внеклассной деятельности в ГБОУ лицей №329 проводится целенаправленно и не только с учащимися 7 классов, но и с учащимися всех возрастных категорий по всем учебным предметам. В частности ежегодно, начиная с 2011-2012 уч.г. проводится конференция научно-исследовательских работ школьников  «Будущее – это мы!, которая имеет различные статусы. 20 апреля  2018г.в ГБОУ лицей №329  проходила  V11 городская с региональным участием конференция научно-исследовательских работ школьников «Будущее – это мы!», на которой были представлены проектные работы учеников различных возрастных категорий по всем учебным  предметам. Также, была представлена проектная работа по биологии ученицы 9 класса «Город, мусор, человек», выполненная под моим руководством. Эта работа была награждена дипломом 3 степени.

     В 2017-2018 учебном году в нашем образовательно учреждении лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга мы проводили комплексную работу над проектами  с учениками 7 классов. Каждый семиклассник выбрал предметную область и тему проекта, над которым он работал  с октября 2016г. по апрель 2017г. под руководством учителя-предметника. В апреле 2017г. в ГБОУ лицей №329 прошла Неделя проектов, где ученики 7 классов защищали свои проекты в соответствующих секциях, выступали перед членами жюри и своими одноклассниками. По биологии под моим руководством было представлено три проекта, подготовленные учениками 7-х классов: «Фиалковая сказка» (проект о разведении и выращивании фиалок), «Охраняемые природные территории Ленинградской области», «Двигательная активность и здоровье человека». В работе над проектами были полностью реализованы все задачи проектной деятельности в школе:

-обучение планированию ( учащиеся сами выбирали тему, определяли цель работы, описывали основные действия для достижения поставленной цели);

-формирование навыков сбора и обработки информации ( учащиеся работали с различными источниками информации, выбирали необходимую, использовали ее в работе);

-умение анализировать (логическое и креативное мышление);

-умение составлять письменный отчет о проделанной работе (учащиеся научились составлять план работы, четко излагать информацию, оформлять ссылки, составлять список литературы, использовать приложения);

-умение создавать собственную презентацию в электронном виде;

-умение четко и грамотно презентовать собственную работу путем вступления, соблюдая оговоренные регламентов временные рамки;

-формирование позитивного отношения к работе ( проявление учащимися инициативы, заинтересованности в данной работе, выполнение поставленных целей и задач по выполнению работы в соответствии с установленным графиком).

    Хочется отметить, что работа над любым проектом подразумевает добровольное участие ученика, выбор темы проекта проводится учеником самостоятельно и с помощью консультации учителя. Эта деятельность продолжается достаточно длительный период (несколько месяцев), включает в себя постоянные консультации с учителем – руководителем проекта, что способствует созданию благоприятных условий для отношений сотрудничества ученик – учитель. Проектно-исследовательская деятельность также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета, развивает творческие способности,  усиливает познавательную активность ребенка, помогает формировать чувство ответственности.

    Таким образом, через проектную деятельность у учащихся формируются следующие умения и навыки

-рефлексивные;

-поисково-исследовательские;

- умения и навыки работать в сотрудничестве;

-навыки оценочной самостоятельности.

     Завершая все сказанное выше, хочу заметить ,что самым главным для меня является заинтересованность учащихся в такой форме работы, как проектная деятельность  по биологии и их радость после защиты проектов, когда они слышали отзывы учителей и других ребят о проделанной ими работе, желание ребят продолжить уже в следующем учебном году работу над другими проектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве

Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.

Статья содержит основную теоретическую информацию по  вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта....

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...