Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии
статья на тему
Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии.
Евелева С.Ю. учитель биологии, методист ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. Дьюи
Я являюсь учителем биологии, методистом ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга, педагогический стаж 30 лет. Проектной деятельность мы, учителя, занимались всегда, просто эта работа называлась иначе. Я со своими учениками , как и другие учителя, делала , например газеты «Здоровый образ жизни», где несколько учеников работали над каким-то разделом, статьей и все вместе выпускали газету, мы делали «фильмы» на ватмане , доклады на различных конференциях и др. На мой взгляд это тоже проекты. Было за долгие годы работы много различных работ, которые тогда назывались групповой работой учащихся, работой в малых группах и т.п. Но время неумолимо идет вперед, появились новые технические средства, изменились программы и ФГОС. В соответствии с ФГОС второго поколения каждый ученик должен быть обучен проектной исследовательской деятельности. В программах всех школьных курсов этой работе уделяется особое внимание. Не исключение в этом плане и программа по биологии. В ней также большое внимание уделяется проектам. Необходимо учитывать, что аттестация учащихся 9 классов предполагает защиту проекта, так как является одной из форм реализации системно-деятельного подхода, направленного на достижение результатов ФГОС. А это, в свою очередь, подразумевает выработку у учащихся самостоятельных проектно-исследовательских умений: постановка проблемы и цели работы, сбор и обработка полученной информации, проведение исследования, анализ и обработка полученных данных, составление вывода, что способствует формированию универсальных учебных действий. Проектно-исследовательская деятельность учащихся может осуществляться на уроках и внеурочной деятельности. Проекты помогают достижению метапредметных , личностных результатов ФГОС и повышению качества образования. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, являются частью самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
Хотелось бы подробнее остановиться на проектно-исследовательской деятельности учащихся 7 классов. Учащиеся данной возрастной категории начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения. Это достаточно сложный возраст и необходимо включать подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Этому, на мой взгляд, в большой мере способствует работа над проектом во внеурочной деятельности. Кроме того, работа над проектом в 7 классе отлично подготовит ученика к проектно-исследовательской деятельности в 9 классе.
Надо отметить, что проектная работа во внеклассной деятельности в ГБОУ лицей №329 проводится целенаправленно и не только с учащимися 7 классов, но и с учащимися всех возрастных категорий по всем учебным предметам. В частности ежегодно, начиная с 2011-2012 уч.г. проводится конференция научно-исследовательских работ школьников «Будущее – это мы!, которая имеет различные статусы. 20 апреля 2018г.в ГБОУ лицей №329 проходила V11 городская с региональным участием конференция научно-исследовательских работ школьников «Будущее – это мы!», на которой были представлены проектные работы учеников различных возрастных категорий по всем учебным предметам. Также, была представлена проектная работа по биологии ученицы 9 класса «Город, мусор, человек», выполненная под моим руководством. Эта работа была награждена дипломом 3 степени.
В 2017-2018 учебном году в нашем образовательно учреждении лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга мы проводили комплексную работу над проектами с учениками 7 классов. Каждый семиклассник выбрал предметную область и тему проекта, над которым он работал с октября 2016г. по апрель 2017г. под руководством учителя-предметника. В апреле 2017г. в ГБОУ лицей №329 прошла Неделя проектов, где ученики 7 классов защищали свои проекты в соответствующих секциях, выступали перед членами жюри и своими одноклассниками. По биологии под моим руководством было представлено три проекта, подготовленные учениками 7-х классов: «Фиалковая сказка» (проект о разведении и выращивании фиалок), «Охраняемые природные территории Ленинградской области», «Двигательная активность и здоровье человека». В работе над проектами были полностью реализованы все задачи проектной деятельности в школе:
-обучение планированию ( учащиеся сами выбирали тему, определяли цель работы, описывали основные действия для достижения поставленной цели);
-формирование навыков сбора и обработки информации ( учащиеся работали с различными источниками информации, выбирали необходимую, использовали ее в работе);
-умение анализировать (логическое и креативное мышление);
-умение составлять письменный отчет о проделанной работе (учащиеся научились составлять план работы, четко излагать информацию, оформлять ссылки, составлять список литературы, использовать приложения);
-умение создавать собственную презентацию в электронном виде;
-умение четко и грамотно презентовать собственную работу путем вступления, соблюдая оговоренные регламентов временные рамки;
-формирование позитивного отношения к работе ( проявление учащимися инициативы, заинтересованности в данной работе, выполнение поставленных целей и задач по выполнению работы в соответствии с установленным графиком).
Хочется отметить, что работа над любым проектом подразумевает добровольное участие ученика, выбор темы проекта проводится учеником самостоятельно и с помощью консультации учителя. Эта деятельность продолжается достаточно длительный период (несколько месяцев), включает в себя постоянные консультации с учителем – руководителем проекта, что способствует созданию благоприятных условий для отношений сотрудничества ученик – учитель. Проектно-исследовательская деятельность также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета, развивает творческие способности, усиливает познавательную активность ребенка, помогает формировать чувство ответственности.
Таким образом, через проектную деятельность у учащихся формируются следующие умения и навыки
-рефлексивные;
-поисково-исследовательские;
- умения и навыки работать в сотрудничестве;
-навыки оценочной самостоятельности.
Завершая все сказанное выше, хочу заметить ,что самым главным для меня является заинтересованность учащихся в такой форме работы, как проектная деятельность по биологии и их радость после защиты проектов, когда они слышали отзывы учителей и других ребят о проделанной ими работе, желание ребят продолжить уже в следующем учебном году работу над другими проектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-239753-1368427290.jpg)
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-622260-1428797351.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-778689-1461679563.jpg)
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-276049-1375331849.jpg)
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000454-1516703047.jpg)
Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
Статья содержит основную теоретическую информацию по вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...