Россия-наша Родина
план-конспект урока на тему

Селякова Марина Андреевна

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-nasha_rodina_tehnologicheskaya_karta.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ

Технологическая карта урока №2  «Россия - наша Родина»

 по учебному модулю «Основы православной культуры»

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы православной культуры

Класс

4 В

Тема урока

Россия – наша Родина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей.

Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование представления учащихся о территории и границах России, о России как многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям. Пробуждать интерес и любовь к Родине.

Цель урока

Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны. Формирование чувства гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

Основные понятия, изучаемые на уроке

Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.  Материальный мир. Духовный мир. Внутренний мир. 

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, электронное приложение к учебнику  А. В. Кураева «Основы православной культуры»

Ресурсы (информационные, литературные,

музыка, искусство), используемые на уроке

Аудиозапись гимна РФ, видеоролик «С чего начинается Родина» Марк Бернес, видеоролик «Флаг моего государства» Денис Майданов, видеоролик «Звезда России»

Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М.,2016 «Просвещение»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 3 минуты

Просмотр видеоролика и прослушивание песни «С чего начинается Родина» Марк Бернес

      Беседа.

- Ребята, вам понравилась песня?

- Что вы почувствовали, когда слушали эту песню?

- О чем прозвучавшая песня?

Чтение стихотворения учителем

(слайд 2)

- Как вы думаете, о чем  мы будем говорить на уроке?

Самостоятельная формулировка учащимися  темы урока.

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тему урока записываем в тетрадь на печатной основе.

- Что вы знаете о стране, в которой мы живём

 (слайд3 )

Древнерусское государство впервые упоминается в летописях 862 года, а значит, ему исполнилось в 2017 году 1154 года. Если вопрос касается современной России, то дата основания Российской Федерации 25 декабря 1991 года

Личностные:

мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование цели

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20 минут

Самоопределение к деятельности

Беседа.

 Мы живём в замечательной стране – России.

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?  Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?

- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит.

- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?

(Дети записывают слова – ассоциации)

- Почему мы считаем Россию своей Родиной? 

- Какими   другими  словами  можно  назвать  Родину?                                       - Отечество, Отчизна.

- Почему?

- Как вы объясните понятие «малая родина»?

Малая родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

 (слайд 4)

 Сообщение учащегося

Россия – необъятная страна. Она составляет 1/7 часть земной суши. В России 10 часовых поясов из-за большой протяжённости. 18 стран имеют одну границу с Россией, 12 морей омывают нашу страну.

 (слайд 5)

Беседа

-Что такое “символ”?

-Какие государственные символы вы знаете?

Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

 (слайд 6)

– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.

Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

-Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?

 -Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

-Второй наш символ – это флаг.

(Видеоролик «Флаг моего государства» Денис Майданов)

-Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

-Какие цвета вы видите на нашем флаге? 

-Белый. Синий. Красный. 

-Эти цвета не случайно появились на нашем флаге:

1. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

2. Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.

3. Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

-Когда поднимают флаг?

-Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

– О каком символе России мы еще не говорили?

 -О гимне

–  А вы знаете, что такое гимн?

-У каждого государства есть свой гимн. В нём поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.

Гимн всегда поют и слушают стоя.

Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст сочинил Сергей Михалков.

-А сейчас мы послушаем главную песню нашей Родины.

Звучит Государственный гимн (муз. А. Александрова слова С. Михалкова)

 (слайд 7)

Россия – страна с богатейшей историей, традициями и очень талантливым народом. На территории России проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России. В духовном мире нашей страны есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

- Слово «традиция» мы запишем в  словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

 У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Выполнение игрового задания  и ответы на вопросы учебного пособия.

 Игровая ситуация:

- Разделитесь на 2 группы. Выберите «вождя» каждой группы – «племени».

   - Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?".

   Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку.

- А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.

 (слайд 8)

Россия – страна великих полководцев, защитников родной земли, патриотов. Навечно вписаны в историю их имена: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин и Пожарский

  (слайд 9)

  (Видеоролик «Звезда России»)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Познавательные: осуществляют поиск

необходимой информации из рассказа учителя, выделяют необходимую информацию, в результате анализа делают вывод.

Личностные: проявляют самостоятельность

в поиске решения задачи, понимают важность соблюдения определенных правил.

Коммуникативные: умеют слушать и

слышать, отвечать на поставленные

вопросы.

 

                                           Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

   Заполнение рабочей тетради на печатной основе.

                               

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате

анализа делают вывод.

Коммуникативные: способность

работать в паре; готовность слушать

собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

                                     Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция знаний.

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Творческая работа.

- Составьте  и  напишите  в рабочих тетрадях предложения  со  словами:

  Родина

  Отечество

  Отчизна

  Патриот

  Президент

Заполнение рабочей тетради и проверка.

                     

Коммуникативные:

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают,

делают выводы.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

                                   Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Практическая  итоговая работа. Сотрудничество в группе.

Раздаю  одинаковые  фигурки людей,  дети  раскрашивают   фигурки. Вывешиваем  на  доске,  фигурки  держатся  за  руки. Делаю  акцент  на  то,  что  мы  разные,  но  мы  вместе  и  нас  объединяет одна  родина  и  её  культурные  традиции.

                                     (слайд 10, 11, 12)

Заключительный слайд презентации(видеоролик «Я люблю тебя, Россия!»)

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. способность работать в группе; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.

Домашнее задание

2 мин.

- Написать мини-сочинение «Я горжусь своей Родиной»

- Или нарисовать рисунок «Подарок Родине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

Сценарий урока -презентации "Россия - наша Родина"

Урок- презентация "Россия - наша Родина" создан для преподавания курса ОРКСЭ в 4-5 классах.  Цель занятия: создать у учащихся образ России как единой многонациональной страны с богатым культ...

Россия - наша Родина. Урок ОРКСЭ.

Цели и задачи: Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Расширять кр...

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

первый урок в данном предмете для 4 класса...

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина" помогает в развитии эмоционально- волевой сферы учащихся, в раскрытии темы урока....