Подготовка и проведение групповых занятий в инклюзивной практике. Формирование социальной среды в ОО, доброжелательной к детям.
статья на тему

Князева Ольга Викторовна

Не секрет, что основной формой работы образовательных организаций является групповая работа. Но простое вовлечение детей с аутизмом в групповую деятельность совместно с нормативно-развивающимися сверстниками не является залогом успеха для хорошей успеваемости или социальной приспособленности. Для того, чтобы сделать данный процесс эффективным необходимо применять ряд принципов с помощью которых осуществляется подготовка к обучению в инклюзивной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_knyazeva.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение групповых занятий в инклюзивной практике. Формирование социальной среды в ОО, доброжелательной к детям.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Грамотно организованная инклюзия способствует образованию необходимых предпосылок для успешности всех без исключения детей, а также удовлетворению особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра.

Не секрет, что основной формой работы образовательных организаций является групповая работа. Но простое вовлечение детей с аутизмом в групповую деятельность совместно с нормативно-развивающимися сверстниками не является залогом успеха для хорошей успеваемости или социальной приспособленности. Для того, чтобы сделать данный процесс эффективным необходимо применять ряд принципов с помощью которых осуществляется подготовка к обучению в инклюзивной среде, и сам обучающий процесс. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающий потребности всех ее участников. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.

Несмотря на то, что вся образовательная деятельность учреждений строится в соответствии с календарно-тематическим планом, она должна быть адаптирована к реальному темпу и особенностям восприятия каждого из учеников. Для этого программа разбивается на отдельные блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности таким образом, чтобы материал каждого следующего блока опирался на знания и навыки, полученные при прохождении прошлого. Переход к следующему блоку происходит после реального усвоения ребенком материала предыдущего. Должна измениться и сама форма проведения занятий. Речь учителя является одним из наиболее значимых факторов успешности инклюзивного образования для ребенка с РАС. Она должна соответствовать следующим критериям: простота формулировки инструкций, точность и детализированность подаваемой информации, также следует избегать слишком образной речи, так как она может быть не доступна ребенку с РАС. Четкие и ясные правила поведения детей на занятии помогают справиться с тревожностью, причем не только у детей с РАС, но и у нормотипично развивающихся сверстников.

Дополнительная визуальная поддержка — это вспомогательный инструмент, помогающий ребенку понять, как действовать в той или иной ситуации в ходе занятия. Когда вербальные и физические указания дополняются визуальными, ребенку, которому сложно удерживать в памяти получаемую информацию, есть на что опереться. Карточки можно использовать, чтобы показать последовательность действий во время занятия, порядок самих занятий или даже правила игры. Использование таймера также дает положительный результат и помогает ребенку почувствовать временной компонент занятий.

Положительное пощрение успехов ребенка - один из наиболее значимых принципов. Известно, что если поведение приводит к последствиям приятным для человека, то оно начнет происходить чаще. В инклюзивной практике при проведении групповых занятий мы предлагаем помимо социального поощрения всех участников занятия использование общегрупповой таблицы успехов. В ней определенным символом-жетоном отмечаются успехи всех детей, в том числе и ребенка с РАС (в случае необходимости может использоваться индивидуальная система жетонов для ребенка с РАС, которая будет располагаться на его столе). По окончании занятия в случае сбора необходимого количества жетонов они обмениваются на деятельность приятную для всех детей, например, просмотр любимого мультика или любимую игру. Эта стратегия дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом команды, делающей общее дело, ощутить себя успешным, получить положительный эмоциональный заряд.

Дети с РАС часто не могут усвоить материал общего занятия в полном объеме, поэтому они выполняют задания совместно с тьютором или в микрогруппе с другими детьми, или получают индивидуальные облегченные задания на аналогичном материале, соответствующем их уровню. Часто целесообразно использовать прайминг. Прайминг - это процесс, в результате которого недавний опыт усиливает доступность новых навыков. Это подготовка и прорабатывание тех сложных моментов, которые могут возникнуть в процессе занятия. Прайминг дает возможность ребенку с РАС через индивидуальную работу стать успешным в групповой деятельности. Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в групповом занятии не должно сводиться к индивидуальной деятельности по своей программе, так как в этом случае они привыкают не участвовать в общей работе, а только выполнять свои задания.

Помощь тьютора помогает ребенку справиться с тревогой и негативными эмоциональными реакциями, что способствует успешности на занятиях в инклюзивных группах. Однако, с другой стороны, возникает проблема опосредованного отношения со сверстниками и с самим педагогом. Поскольку ребенок с РАС работает с тьютором, то и выстраивает отношения напрямую именно с ним, в то время как педагог больше обращает свое внимание на других детей в группе, тем самым меньше взаимодействует с самим ребенком с аутизмом. Данный барьер возможно устранить за счет предварительной работы по обучению ребенка следовать фронтальным инструкциям (инструкциям, направленным на группу детей), а так же высокой квалификации тьютора, сопровождающего инклюзивный процесс, четко понимающего свою роль. Конечным итогом работы тьютьора в инклюзивной практике является обучение ребенка справляться со всеми стоящими перед ним задачами полностью самостоятельно.

Первым групповым занятием, в которое вовлекается ребенок с РАС обычно является Круг. Круг – это занятие, проходящее в игровой форме, имеющее своей основной целью формирование навыков общения, произвольной регуляции деятельности и развитие речи. С круга начинается утро в инклюзивной группе. Это занятие помогает каждому ребенку, пришедшему из дома, настроиться на рабочий лад и быстрее адаптироваться к последующим занятиям. Это самое простое и доступное групповое занятие, позволяющее участвовать всем детям, какими бы «ограниченными» не были их физические и эмоциональные возможности. Дети действуют в кругу сообща, играя вместе в спокойной и доверительной атмосфере. Они учатся общаться и выстраивать отношения, как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Это приводит к эмоциональному подъему, что в свою очередь способствует активизации речи детей, а это напрямую влияет на их социализацию. Структурно Круг состоит из нескольких блоков, имеющих разную коррекционно-развивающую направленность: на развитие мелкой моторики и различных видов сенсорного восприятия; игры на внимание, память и постановку речи; задания на пространственную и телесную ориентацию; развитие коммуникативных способностей.

        Грамотно выстроенные групповые занятия позволяют не только снять тревогу родителей нормотипично развивающихся детей о снижении уровня образования, но и понять, что этого снижения в инклюзивных группах не будет. Наоборот, личностно-ориентированный подход, который подразумевает инклюзия, ведет к более гармоничному развитию всех детей. Также совместное пребывание нормотипично развивающихся детей с детьми с РАС позволяет им принять Мир во всем его многообразии, учит истинной толерантности и вниманию к ближним.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ» // Интернет-портал «Российской Газеты» [Электронный ресурс]: –http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Киров, 2014 http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/Sb_Konf-27-28_11_2014.pdf

3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутеповой. // Москва, 2011 издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.