Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ в рамках изодеятельности
рабочая программа на тему

Епифанова Татьяна Анатольевна

Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ в рамках изодеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvorchestvo_izo_6.docx189.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»список 2

Утверждаю

от «__» ___ 2015г.

Директор С.А.Дюг

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2015г.

Рассмотрено на МО учителей

Надомного обучения

Протокол №  1

от «__»  __ 2015 г.

(подпись)

 

ПРОГРАММА

Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ в рамках изодеятельности

Составила

Учитель надомного обучения

Епифанова Т.А

Смоленск

2015 год

Пояснительная записка.

Творчество – особый вид деятельности,

Оно в самом себе несёт удовлетворение.

(С.Моэм)

Пояснительная записка

 Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

  С психологической точки зрения младший школьный возраст это благодатный период  для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

     

Цель программы: раскрыть педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

 Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме раскрытия творческого потенциала младших школьников.
  2. Раскрыть сущность понятий «творчество», «творческий потенциал ребенка».
  3. Разработать и реализовать  программу развития творческих способностей обучающихся  «На все руки мастер», способствующую раскрытию творческого потенциала детей с ОВЗ, обучающихся в условиях надомного обучения.

Практическая значимость: способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, материалы могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов, воспитателями  групп продленного дня, во время летнего оздоровительного отдыха детей в рамках работы  лагеря или детской площадки.

В современной модели образования на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная задача школы – обеспечить развитие личности каждого ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения   результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

    Творчество в  общем смысле – это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

         Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. 

Творческая деятельность, с одной стороны, является результатом, а, с другой, - важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Для развития творческого потенциала  детей с ОВЗ могут разрабатываться  индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Данная программа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

 Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей  каждого ребенка. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству.

В работе с обучающимися применяется конструирование из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Важно поощрять интерес к изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Занятия заинтересовывают и увлекают каждого обучающегося, в условиях надомного обучения, своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий. Обучающийся овладевает умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учится постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Для занятий использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.

Программа рассчитана на три года обучения

Первый год — 17 занятий

Второй год — 17 занятий

Третий год – 17 занятий

Режим занятий — 2 раза в месяц (1 занятие через неделю);

Программа рассчитана на детей  9-11 лет.

 
Методы, используемые на занятиях

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность. 

1 год обучения

Сентябрь

Тема: «Овощи».
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, картон с трафаретом.

Октябрь

Тема: «Грибок».
Цель: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Ноябрь

: Тема: «Овечка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Тема: «Цыпленок».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Материал: бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Ноябрь

Тема: «Ёж».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Декабрь

Тема: «Снежинка».
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

 Тема: «Свитер».
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Январь

Тема: «Птичка на кормушке».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

 Тема: «Тарелочка»
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал: трафарет тарелки, клей ПВА, кисть, крупы, семена.

Февраль

Тема: «Диван».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон , клей, кисточка.

Тема: «Машина».
Цель: Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.
Материал: спичечные коробки, клей ПВА, кисть.

Март

Тема: «Жираф».
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

Тема: «Подснежник».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Бумага для квиллинга, клей, кисточка.

Апрель

Тема: Коллективная работа. «Перелетные птицы» 
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

Тема: «Космос»
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

Май

Тема: «Лето».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.

Диагностика. Выставка работ

2 год обучения

Сентябрь

Тема: «Фруктовый сад».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

 Октябрь

Тема: «Листопад».
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета(желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки.

Ноябрь

 Тема: «Лес».
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Декабрь

Тема: «Шапка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.


«Лошадка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Январь

Тема: «Печенье».
Цель: Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Соленое тесто.

Февраль

Тема: «Кубок для папы».
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

: Тема: «Дом».
Цель: Учить детей работать с коробками из- под туалетной воды, цветной бумаги, клея. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, клей, кисть, цветная бумага, коробками из- под туалетной воды.

Март

Тема: «Цветок для мамы».
Цель: Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

Тема: «Корзиночка».
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал: бутылка из – под лимонада, ножницы.

Апрель

Тема: «Рыбки».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: крышечка из-под йогурта, пластилин, семена, крупы, зубочистка, ножницы.

 Тема: «Цветы»
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

Май

Тема: «Бабочка»
Цель: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

Тема: «Открытка для ветеранов»
Цель: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Развитие творческих способностей учащихся в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Домашний декор»

Дизайн – современное направление, которое сегодня очень востребовано, не только у детей, молодежи, но и родителей.  Поэтому мне захотелось заниматься дизайном не только самой, но и научить видеть...

«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...