"Формы организации занятий с дошкольниками в системе ДО"
материал на тему

Зубарева Юлия Анатольевна

Особенности занятий. Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.Создание ситуации успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МБУДО ТЁМКИНСКИЙ ДОМ  ТВОРЧЕСТВА

Формы организации занятий                                                     с  дошкольниками

        

                   

                    Подготовила:

                   

                    Педагог дополнительного                          

                    образования

                    Зубарева Юлия Анатольевна

                                                  2015

Всем известно, что сейчас к первоклассникам предъявляют очень высокие и разнообразные требования. И речь идёт не только о том, чтобы научить ребёнка читать, писать и считать.  Сегодня много детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями; есть малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности  оплачивать  дошкольное образование.             Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу. Эту возможность в социуме призваны предоставлять учреждения дополнительного образования.                                                                                                                                  Занятия в системе дополнительного образования для дошкольников. Что может быть необычного в организации этих занятий?                                                                                      Педагог дополнительного образования знает, что целью занятий является поддержка мотивации к той или иной деятельности, повышение эффективности обучения. Как же организовать занятие с обучающимися 5-6 лет, чтобы достичь поставленной цели? Как создать ситуацию успеха на занятиях, побуждать к творчеству, мотивировать детей на преодоление трудностей. Ответ - в необходимости неформального подхода к обучению. Изучая опыт дошкольного воспитания в трудах Коменского, Песталоцци, Фребеля, следует выделять возрастные "ступени" (особенности) детства, с которыми нужно считаться во время обучения. В трудах ученых, педагогов прослеживалась мысль о приобретении знаний деятельным путем в игровой форме.                                                                                                                                  В советский период практики дошкольного воспитания (например, Усова А.П.) считали занятия с использованием дидактических игр основной формой обучения детей. Следовательно, и в дополнительном образовании занятия с дошкольниками целесообразно организовать как обучающую, развивающую, воспитывающую игру.                                                                       На современном этапе дошкольная педагогика ищет и предлагает новые формы образовательной деятельности: интеграция разных видов деятельности, реализация проектов, проведение мастерских по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческих групп (например, для участия в конкурсах), интеллектуальные игры, решение проблемных ситуаций.                                                                                                                       В дополнительном образовании основной формой организации деятельности обучающихся является занятие, которое имеет традиционную структуру и представляет собой последовательность определенных этапов деятельности
в процессе освоения знаний. Но обучать дошкольников занимательно и эффективно на традиционных занятиях не получается!
                                                              Занятия с такой группой обучающихся требуют обязательного творческого подхода всех участников образовательного процесса, оригинальности, имеющей игровую основу, применения современных педагогических технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и др.).                                                                                                       Всем известно, что к первоклассникам предъявляют сейчас очень высокие и разнообразные требования. И речь идёт не только о том, чтобы научить ребёнка читать, писать и считать.  Сегодня много детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями; есть малообеспеченные семьи, которым нечем платить за дошкольное образование. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В нашем ужреждении дополнительного образования дошкольники обучаются по программам ШРТР «Растишка» и «Фантазия». Кроме обучающих задач, программы включают в себя обязательное развитие творческих способностей детей, задачи нравственного характера.                                Мы постоянно работаем над совершенствованием организации занятий с детьми дошкольного возраста.                                                                                     Все занятия проводятся с обязательным выполнением гигиенических и дидактических требований в соответствии с возрастными особенностями, с использованием приемов здоровьесбережения (специальная мебель, соответствующая возрасту воспитанников, чередование различных видов деятельности, обязательные физкультминутки: зрительные и двигательные).                                                                                                    Применение информационно – коммуникационных технологий  становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Применяя информационно – коммуникационные технологии в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.                                                                      Наиболее интересной, эффективной формой работы является развивающее занятие, в ходе которого обучающимся предлагается проблемная ситуация, затем дети выдвигают с помощью педагога гипотезу, намечают пути решения проблемы и далее выполняют задание каждый на своем уровне.                    Иногда педагоги  предлагают изготовление разных по сложности деталей, а затем происходит сборка коллективного изделия. Коллективная деятельность в игре – мощный механизм решения проблем коммуникации. Педагог словесно и при помощи разнообразных стикеров поощряет за выполнение сложных заданий.                                                                                                      Такая методика проведения занятий требует от педагога колоссальной подготовки к ним, но разноуровневые задания поддерживают интерес к занятиям и создают ситуацию успеха для каждого ребенка.                     Используется и метод проектов. Следует отметить, что проекты имеют кратковременный характер, осуществляются без привлечения родителей. Например, проект «Открытка», который можно реализовать несколько раз в году. На занятии педагог рассказывает о значимом событии в жизни страны или каждого ребенка, затем детям предлагается создать открытку (а в следующий раз это может быть плакат, рисунок). Все этапы проекта обсуждаются и воплощаются на занятиях, и дети имеют возможность поздравить родных и близких.                                                                                 Если в результате работы должен появиться плакат, то это уже коллективная работа. Каждый ребенок выполняет свое задание, затем все части собирают вместе, и получается интересный результат коллективной творческой деятельности. Из работ детей  педагоги составляют коллажи, которые обязательно презентуются в учреждении. Обучающиеся видят результаты своей деятельности, получают эмоциональный отклик на результаты своего труда.                                                                                                                   Большое внимание уделяется эмоционально-личностному общению детей. Для воспитанников- дошколят ежегодно проводятся праздники, развлечения, игровые программы и т.п.                                                                  Положительной стороной обучения является и малокомплектность групп, что позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход в обучении.          Что дает проведение таких занятий?

·        Повышается мотивация обучающихся.

·        Прослеживается динамика развития когнитивной сферы обучающихся: улучшение внимания, памяти, воображения, мышления.

·        Развиваются творческие способности, о чём говорит  участие  в различных конкурсах.  Работы детей выставляются для участия в выставках творческих работ различного уровня.

        . Успешно решается вопрос   адаптации и социализации воспитанников.

Таким образом, опыт работы показывает, что занятия для дошкольников в дополнительном образовании целесообразно проводить в игровой форме
с использованием современных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, которые позволяют создать ситуацию успеха. Развивающие занятия, метод проектов, интеграция разных видов деятельности делают  работу педагогов эффективной, занятия становятся  привлекательными для детей, повышают  мотивацию к посещению Дома творчества
.

                                               

                                               Литература:

1.     Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учитель-Воронеж, 2007.

2.     Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.     Смирнова Г.М. Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования. Пермь, 2000.

Интернет – ресурсы

1.     Максагина Е.А. Методические рекомендации «Занятия в системе дополнительного образования». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Урок специальности (обучение навыкам игры на музыкальном инструменте) представляет собой основную форму работы с учащимся и проходит индивидуально. На ...

Дистанционный урок - форма организации занятий для детей, находящихся на домашнем обучении

Данная статья знакомит учителей с возможностями дистанционного обучения....

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках об­щеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...

Нестандартные формы организации занятий внеурочной деятельности (на примере курса «Зеленая тропинка»)

Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Общеизв...

Организация занятий с дошкольниками по изучению английского языка с использованием игровой технологии

Сегодня трудно предложить занятие, которое бы стало исчерпывающим вариантом реализации какой-то одной конкретной технологии. Поэтому в процессе обучения педагогами используются различные современные о...