выступление на ПЦК
статья на тему

Ольга Николаевна Дорохина

мотивация профессиональной деятельности обучающихся специальности " Дизайн" в СПО

 

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на ПЦК26.61 КБ

Предварительный просмотр:

мотивация профессиональной деятельности обучающихся специальности " Дизайн" в СПО

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Средства и методы побуждения , обучащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования имеют общее название- мотивация,  которая  основывается на мотивах, конкретных побуждениях и стимулах, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки, а также личностный пример преподавателя.

Мотивы в рамках образовательного процесса  — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

Для обучающихся  мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному курсу в рамках выбранной профессии или специальности.

 Изменения, происходящие в современных сферах деятельности человека, выдвигают новые, современные  требования к организации и качеству профессионального образования.

Молодой специалист  профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования  должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, быть конкурентно способным и  востребованным  на  современном рынке труда.

Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.  Особенно это важно для студентов, получающих образования по специальности Дизайн.

Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. 

Для того чтобы по-настоящему включить обучающихся  в работу, задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, должны быть понятны , внутренне приняты ими и приобрели значимость . Источник мотивации человека находится в нем самом, необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Обучающийся  захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Обучающиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Поэтому образование должно выбрать курс практико-ориентированного обучения. К проведению практики необходимо привлекать работодателей во всех направлениях , выбранной специальности, так как это поможет максимально подробно изучить выбранное направление, понять специфику и нюансы будущей профессии или специальности.

 В ходе практики, обучающиеся  видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. 

Мотив — это направленность обучающегося  на отдельные стороны учебной работы,  связанной с внутренним отношением к ней и отношение к предмету его деятельности. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

 К внутренним мотивам можно отнести  собственное развитие в процессе изучения, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.

Внешние мотивы исходят от родителей, преподавателей, коллектива , в котором обучается студент, окружения или общества — в виде, указаний, подсказок, , требований, принуждений.

Учебный процесс относят это сложный вид деятельности, мотивов для обучения существует множество, и они могут проявляться не только отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое целое, формируя сложные мотивационные системы.  Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно .

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу. Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности.  Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся. Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. Лучше всего познавательную активность стимулирует наличие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Обучающемуся очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.

Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. 

Образование в Российской Федерации – единый целенаправленный процесс воспитанияи обучения осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенциив целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Получение образования является обязательным требованием к формированию любой личности.

Основной задачей учреждений СПО являетсяобеспечение высокого качестваобразования. Данную задачу можнореализовать только в случае, успешной познавательной активности обучающихся, а это возможно при создании благоприятных условий, таких, как развитие современных материально-технических,информационных и кадровых ресурсов.

Все эти мотивы могут взаимодействовать или конкурировать друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому
полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только
выявив значимость для каждого обучающегося всех этих компонентов сложной мотива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...