Рабочие программы
рабочая программа


Предварительный просмотр:

        

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
  2. Учебно-тематическое планирование (1 группа)..………………………..8
  3. Календарно-тематическое планирование (1 группа)…………………..11
  4. Учебно-тематическое планирование (2-3 группа).………………………14
  5. Календарно-тематическое планирование (2-3 группа).………………….16
  6. Список литературы………………………………………………………..19
  7. Приложение………………………………………………………………..20

Пояснительная записка

к программе по плаванию

Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, которая имеет материально-технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн.

В  программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.

Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.

Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.

Программа преследует следующую цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Программа решает следующие задачи.

  • Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
  • Овладеть жизненно необходимыми навыками плавания.
  • Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс).
  • Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность
  • Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
  • Развивать и совершенствовать физические качества.
  • Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ожидаемый результат.

  • Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.
  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
  • Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных уроках.

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Методика реализации программы

Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.

Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.

Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. Выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.

При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в воде отводится значительное место.

Игры в воде можно условно разделить на игры для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений; совершенствование в технике.

Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:

  • Положение тела.
  • Дыхание.
  • Движения ногами.
  • Движения руками.
  • Общее согласование движений.

При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше. - Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
  • изучение движений в воде с неподвижной опорой. - При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
  • изучение движений в воде с подвижной опорой. - При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
  • изучение движений в воде без опоры. - Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:

  • движения ногами с дыханием;
  • движения руками с дыханием;
  • движения ногами и руками с дыханием;
  • плавание в полной координации.

Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.

На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:

  • поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
  • проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
  • в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).

Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:

  • разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
  • умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
  • формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • доступности и индивидуальности;
  • систематичности и постепенности в повышении требований.

Содержание уроков плавания для учащихся

В начальной школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Основные задачи подготовки:

  • укрепление здоровья и закаливание;
  • овладение жизненно необходимым навыком плавания;
  • обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;
  • развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
  • воспитание морально-этических и волевых качеств.

Теория

Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.

Практика

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. Проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров.

Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.

Сроки и этапы реализации программы дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся по программе дополнительного образования детей «Плавание». Данная программа предусмотрена для младшей и средней ступени обучения, занятия проводятся 1раз в неделю. Также 1 раз в неделю дополнительно проводятся занятия для детей специальной подготовки (аквааэробика).

Учебно-тематическое планирование (1 группа)

№ п/п

Занятия по тематике

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

1

-

1

Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

-

2

2

Скольжение на груди кролем.

-

1

1

Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

-

2

2

Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

-

2

2

Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

-

3

3

Игры в воде.

-

2

2

Скольжение на спине Движения ногами в кроле на спине (со вспомогательными средствами)

-

1

1

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами.

-

2

2

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

-

2

2

Изучение движений рук в кроле на спине.

-

2

2

Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

-

2

2

Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.  

-

3

3

Игры в воде.

-

2

2

Проплывание дистанций. Свободное плавание.

-

2

2

ИТОГО

1

34

35

Календарно-тематическое планирование (1 группа)

№ занятия

Дата

план

факт

1.

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

2.

Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

3.

Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

4.

Скольжение на груди кролем.

5.

Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

6

Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

7.

Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

8.

Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

9.

Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков.

10.

Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков

11.

Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков

12.

Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

13.

Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

14.

Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

15.

Игры в воде.

16.

Игры в воде.

17.

Скольжение на спине Движения ногами в кроле на спине (со вспомогательными средствами)

18.

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами.

19.

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами.

20.

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

21.

Согласование  скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

22.

Изучение движений рук в кроле на спине.

23.

Изучение движений рук в кроле на спине.

24.

Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

25.

Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

26.

Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

27.

Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

28.

Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

29.

Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.  

30.

Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.  

31.

Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.  

32.

Игры в воде.

33.

Игры в воде.

34.

Проплывание дистанций. Свободное плавание.

35.

Проплывание дистанций. Свободное плавание.

Учебно-тематическое планирование (2, 3 группа)

№ п/п

Занятия по тематике

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

1

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

1

-

1

2

Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

-

2

2

3

Игры в воде.

-

2

2

4

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

-

2

2

5

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

-

3

3

6

Изучение движений рук в брассе.

-

2

2

7

Согласование движений рук с дыханием в брассе.

-

2

2

8

Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

-

2

2

9

Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).

-

2

2

10

Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких  отрезков.

-

3

3

11

Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких  отрезков.

-

3

3

12

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

-

4

4

13

Игры в воде.

-

2

2

14

Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

-

3

3

15

Проплывание дистанций. Игры в воде.

-

2

2

ИТОГО

1

34

35

Календарно-тематическое планирование (2, 3 группа)

№ занятия

Дата

план

факт

1

1.

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

2

2.

Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

3

3.

Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

4

4.

Игры в воде.

5.

5.

Игры в воде.

6.

6.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

7.

7.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

8.

8.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

9.

9.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

10.

10.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

11.

11.

Изучение движений рук в брассе.

12.

12.

Изучение движений рук в брассе.

13.

13.

Согласование движений рук с дыханием в брассе.

14.

14.

Согласование движений рук с дыханием в брассе.

15.

15.

Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

16.

16.

Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

17.

17.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).

18.

18.

Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).

19.

19.

Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких  отрезков.

20.

20.

Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких  отрезков.

21.

21.

Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких  отрезков.

22.

22.

Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких  отрезков.

23.

23.

Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких  отрезков.

24.

24.

Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких  отрезков.

25.

25.

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

26.

26.

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

27.

27.

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

28.

28.

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

29.

29.

Игры в воде.

30.

30.

Игры в воде.

31.

31.

Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

32.

32.

Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

33.

33.

Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

34

34.

Проплывание дистанций. Игры в воде.

35.

35.

Проплывание дистанций. Игры в воде.

Список литературы

  1. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов.
  2. “Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.
  3. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г.
  4. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
  5. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  6. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000

Игры на воде

«Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу, ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены. По команде ведущего они выполняют движения обеими напряженными руками вправо-влево (руки держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были большими). Игру можно проводить также, разделив участников на две команды. По сигналу ведущего, стоя лицом в шеренгах друг другу на расстоянии 2м, они соревнуются, у кого больше волны.

«Сядь на дно».  По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду. Перед погружением необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убеждает в том, что сесть на дно практически невозможно.

«Насос». Играющие стоят в парах лицом друг другу, взявшись за руки. Поочередно приседая. Они погружаются с головой в воду. Когда один появляется над поверхностью, другой приседает и скрывается под водой.

«Поплавок». Играющие стоят на дне. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, они приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять.

«Пятнашки с «поплавком». Вариант 1. Водящий («пятнашка») старается догнать осалить кого-нибудь из  играющих. Спасаясь от «пятнашки», играющие принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до и грающего раньше, чем тот принял это положение, то он становится «пятнашкой».

«Волейбол на воде». Играющие располагаются по кругу. С помощью ударов они передают друг другу мяч, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе. В зависимости от  подготовленности занимающихся игра может проводится как на мелком, так и на глубоком месте.

«Салки с мячом». Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них («салка») легким резиновым мячом старается попасть в кого-либо из играющих. Осаленный мячом сам становится «салкой».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:ТИТУЛЬНИК

Директор МБОУ «СШ №40» __________И.В.Домбровская

Приказ от  01.09.2022г.  №482

Протокол пед.совета от  31.08.2022г. № 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

5 В класс

Духовно-нравственное направление ВУД

Составитель: Ханова Альфия Ришатовна,

учитель физической культуры

2022-2023 учебный год

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности«Разговоры о важном»

1.

Пояснительная записка

1 стр.

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ……………

2 стр.

3.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)...................................

3 стр.

3.

Тематическое планирование...............................................

10 стр.

Приложения: ………………………………………………

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 стр.

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы ООО МБОУ «Средняя школа № 40»

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 40»: учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  1. День знаний
  2. Наша страна – Россия
  3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
  4. День музыки
  5. День пожилого человека
  6. День учителя
  7. День отца
  8. Традиционные семейные ценности
  9. День народного единства
  10. Мы разные, мы вместе
  11. День матери
  12. Символы России
  13. Волонтеры
  14. День Героев Отечества
  15. День Конституции
  16. Тема нового года. Семейные праздники и мечты
  17. Рождество
  18. Цифровая безопасность и гигиена школьника
  19. День снятия блокады Ленинграда
  20. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
  21. День российской науки
  22. Россия и мир
  23. День защитника Отечества
  24. Забота о каждом
  25. Международный женский день
  26. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
  27. День воссоединения Крыма с Россией
  28. Всемирный день театра
  29. День космонавтики. Мы – первые!
  30. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
  31. День Земли
  32. День Труда
  33. День Победы. Бессмертный полк
  34. День детских общественных организаций
  35. «Россия-страна возможностей»

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическоепланирование 5–7-е классы

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов, отводимых на освоение темы

ЦОР/ЭОР

Сентябрь

1

Мы – Россия. Возможности – будущее

Эвристическая беседа

1

razgovor.edsoo.ru

2

Что мы Родиной зовем?

1

3

Невозможное сегодня станет возможным завтра

1

4

Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим

1

Октябрь

5

Если бы я был учителем…

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

6

Отчество – от слова «отец»

1

7

Что мы музыкой зовем?

1

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

1

Ноябрь

9

Мы — одна страна!

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

10

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

1

11

Шапку надень!..

1

12

Гордо реет над Россией флаг ее судьбы

1

Декабрь

13

Жить – значит действовать

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

14

В жизни всегда есть место подвигу?

1

15

Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер)

1

16

Светлый праздник Рождества

1

Январь

17

Зачем мечтать?

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

18

Как не попасть в цифровые ловушки?

1

19

Ленинградский ломтик хлеба…

1

20

С чего начинается театр?

1

Февраль

21

Хроника научных открытий, которые перевернули мир

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

22

Россия в мире

1

23

За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества)

1

24

Включайся!

1

Март

25

Мамина карьера

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

26

Гимн России

1

27

Путешествие по Крыму

1

28

Как построить диалог с искусством?

1

Апрель

29

Трудно ли быть великим?

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

30

Пока жива история, жива память…

1

31

«Зеленые» привычки» – сохраним природу вместе

1

32

Как проявить себя и свои способности ?

1

Май

33

Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть…

Беседа

1

razgovor.edsoo.ru

34

Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?

1

35

Что человеку нужно для счастья?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...