Система оценки качества образования
статья на тему

Остапчук Оксана Вячеславовна

Критерии оценки качества образования в учреждениях ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Система оценки качества образования

учреждения дополнительного образования – основные подходы»

Оглядываясь в прошлое

надо с почтением склонить головы,

а глядя в будущее – засучить рукава.

Система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых образовательным учреждением, обеспечивающая управление качеством образования.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения планируемым результатам по программе дополнительного образования детей.

Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования и динамику ее развития.

Цель оценки качества образования: получение объективной информации о состоянии качества образования и принятие управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса.

Задачи: 

  • Формирование системы критериев качества образования и подходов к их измерению (мониторинг образовательного процесса).
  • Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга институциональной системы оценки качества образования.
  • Выявление факторов, влияющие на повышение качества образования.
  • Повышение образовательного уровня администрации и методистов по проведению мониторинга и образовательной статистики системы образования.

В основу системы оценки качества образования положены принципы:

       -  реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их

          социальной и личностной значимости;

       -  объективности, достоверности, полноты, открытости процедур оценки качества

          образования в сочетании с закрытостью для учащихся;

       -  доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп

          потребителей (педагогов, родителей, общественности),

       -  соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества

           образования.

Оценка качества образования осуществляется посредством:

  •  участия педагогов дополнительного образования в проведении оценочных процедур;
  • участия администрации и методической службы в организации оценочных процедур, аналитической обработке и предоставлении информации   потребителям.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

В МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение» разработана система оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.

Качество дополнительных образовательных программ оценивается в соответствии с «Методическими рекомендациями по  разработке и оформлению дополнительных образовательных программ».

Критериальная таблица оценки

дополнительной образовательной программы

п/п

Параметры

Количество баллов

Выводы, рекомендации

I.

Оформление программы

1.1

Титульный лист

1.2

Эстетичность

1.3

Наличие рецензии

1.4

Структура программы

II.

Общая характеристика содержания программы

2.1

Актуальность

2.2

Целостность

2.3

Прогностичность

2.4

Контролируемость

2.5

Реальность

2.6

Качество подачи материала

III.

Характеристика содержания структурных элементов программы

3.1

Пояснительная записка

3.2

Цель, задачи

3.3

Содержание программы

3.4

Условия реализации программы

3.5

Методики и технологии обучения и воспитания

3.6

Предполагаемые результаты и критерии их оценки

3.7

Литература

Всего баллов:

 Качество обученности  учащихся анализируется  в соответствии с «Положением об аттестации учащихся ДДТ».

        Критерии оценивания - три уровня: низкий, средний, высокий – специфичны для каждой программы в зависимости от направленности.

        Показатели (оцениваемые параметры):

  • уровень теоретической подготовки  учащихся в конкретной образовательной области;
  • степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности.

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

Качество воспитательной деятельности  оценивается   на основании:

а)  «Анализа педагога дополнительного образования по  воспитательной работе за полугодие (учебный год)».

Показатели оценивания:

  • Факторы, способствующие (препятствующие)   выполнению  воспитательных задач;
  • Отношение  учащихся к общественно-полезной деятельности (высокая, средняя, низкая мотивация);
  • Характер взаимоотношений учащихся;
  • Используемые методы воспитания;
  • Участие в мероприятиях (доля и характер участия, процент участия);
  • Проведение родительских собраний;
  • Участие родителей в Родительском Совете ДДТ, в мероприятиях ДДТ;
  • Участие  учащихся в детском самоуправлении  «Шаг вперед».

б) исследования «Уровень духовно-нравственной воспитанности».

        Критерии:

  • долг и ответственность
  • бережливость
  • дисциплинированность
  • ответственное отношение к обучению
  • отношение к общественному труду
  • коллективизм
  • доброта и отзывчивость
  • честность и справедливость
  • простота и скромность
  • культурный уровень

        Качество организации образовательного процесса оценивается

а) на основании анкетирования  «Удовлетворенность обучением учащихся»,   «Удовлетворенность обучением родителей».

        Категории оценивания:

  • отношения с педагогом
  • отношения с  учащимися
  • материально-техническая база
  • соответствие нагрузки
  • общая удовлетворенность

б) в соответствии с «Положением о заведовании учебным кабинетом» и «Положением о смотре-конкурсе учебных кабинетов».

        Критерии оценивания:

  • Паспорт учебного кабинета        
  • Рабочая программа
  • Портфолио творческого объединения                          
  • Правила поведения для  учащихся в кабинете
  • Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям
  • Наличие и состояние аптечки        
  • Порядок, система  хранения и использования оборудования, пособий
  • Наличие стендов                          
  • Состояние, эстетичность стендового материала                  
  • Наличие технических средств обучения и организация их хранения          
  • Культура оформления рабочего места педагога                  
  • Соблюдение единого стиля в оформлении кабинета
  • Цветовое решение и декоративное оформление                  
  • Озеленение кабинета. Наличие растений, их состояние                          
  • Оформление окон кабинета

Качество деятельности педагогических работников  оценивается в соответствии с «Положением об административном контроле», «Положением об оплате труда, компенсационных, социальных выплатах работникам МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение», «Положением о стимулирующих выплатах для работников  МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение».

Критерии оценивания:

  • Подготовка   победителей соревнований, фестивалей, конкурсов, смотров и пр.
  • Результаты публичных выступлений участников творческих объединений
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта
  • Повышение квалификации, профессиональная подготовка
  • Эффективность взаимодействия с родителями
  • Сохранение здоровья детей
  • Сохранность контингента
  • Субъективная оценка со стороны  учащихся (на основе анкетирования)
  • Субъективная оценка со стороны родителей (на основе анкетирования)
  • Развитие материальных ресурсов
  • Привлечение финансовых ресурсов
  • Развитие имиджа образовательного учреждения
  • Создание новых и поддержка действующих интеллектуальных продуктов

Качество деятельности административных работников оценивается в соответствии с «Положением об административном контроле», «Положением об оплате труда, компенсационных, социальных выплатах работникам МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение» и «Положением о стимулирующих выплатах для работников  МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение».

Критерии оценивания:

  • Выполнение работы по установленным стандартам и правилам, отсутствие недоработок и упущений, требующих исправления выполненной работы;
  • Отсутствие необходимости постоянного контроля за выполнением работы со стороны руководителя;
  • Оперативное разрешение возникающих в ходе выполнения работы проблем и непредвиденных ситуаций самим работником без необходимости привлечения руководителя, других работников.
  • Разработка предложений и инициатив, направленных на улучшение деятельности,  активное участие в реализации новшеств;
  • Активное участие в привлечении дополнительных источников финансирования деятельности, прямое или косвенное участие в проведении или обеспечении мероприятий в рамках приносящей доход деятельности.
  • Высокая оперативность исполнения работы;
  • Самостоятельное повышение квалификации (без отрыва от работы), участие в передаче знаний и опыта другим работникам.

Без оценки качества образования не обойтись. Эта система необходима.

Администрация учреждения обеспечивает функционирование системы, гарантирует  её объективность, сравнимость результатов,  наградность.  Педагоги используют систему для корректировки своей деятельности и деятельности её участников – детей.

Сравнивая результаты, все участники имеют стимул «поднять планку» - определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения результатов, тем эффективнее объективная оценка, выработка у участников самоконтроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7

Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления  качеством образования. Инновационно-методическое поле....

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Модель системы оценки качества образования МОУ «Промышленновская СОШ №3»

       Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правитель...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...