Проект "Заботимся о птицах"
материал по теме

Согрина Юлия Викторовна

 

 

Проект "Заботимся о птицах"

 

Цели проекта:

  1. Адаптировать на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
  2. Формировать у младших дошкольников экологически грамотное, безопасное для природы поведение.

 

Задачи:

1.Формировать первоначальные элементарные представления экологического характера о жизни птиц, их взаимосвязях в природе, способах взаимодействия с растениями и животными, роли человека в жизни птиц.

2.Формировать умения у детей пользоваться предметными моделями экологического содержания.

3.Воспитывать заинтересованное, бережное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

4.Развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческие способности.

5.Привлечение детей и родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой».

 

Практическая значимость проекта в том, что он поможет

  • создать условия для общения ребенка с миром природы;
  • систематизировать, расширить представления детей о жизни зимующих птиц в городе, умении их приспосабливаться к среде обитания, особенностях их поведения и питания
  • воспитать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что можно спасти птиц зимой от гибели;

 

Сроки реализации проекта: сентябрь–май

 

Участники проекта: дети средней группы , родители, воспитатели

 

Тип проекта: познавательный, средней продолжительности

 

Основные формы реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в природе, игры, организация детских исследований, направленных на получение знаний о птицах, их повадках, помощи им зимой, мини - выставки, развлечения, труд в природе, создание коллекции «Мир птиц», природоохранные акции, папки-передвижки и консультации для родителей.

 

Методы работы по проекту:

 

В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков используются:

  • методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.),
  • методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность,
  • методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольники самостоятельно изыскивают способы решения познавательных, игровых и других задач.

 

В педагогическом процессе используются как традиционные

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
  • словесные (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
  • практические (экологические игры, подвижные игры природоведческого содержания, труд в природе, элементарные опыты


 

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

 

  • Сформированная у детей и взрослых определенная система природоведческих знаний.
  • Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей и родителей в различных экологических мероприятиях.
  • Осознание детьми своих умений созидательного взаимодействия с природой.
  • Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

 

Этапы реализации проекта:

1-й этап – Подготовительно-проектировочный

Анкетирование родителей по проблеме

  • Определение уровня знаний детей о птицах
  • Создание в группе необходимых условий для реализации проекта
  • составление картотеки настольных, подвижных, сюжетных игр экологического содержания
  • подбор демонстрационного и дидактического материалов, электронных образовательных ресурсов для познавательных занятий, художественной литературы для чтения
  • оформление альбома «Наши птицы»
  • подготовка материалов для изобразительной деятельности, экспериментирования
  • обогащение предметно-развивающей среды за счёт пополнения предметными моделями экологического содержания

2-й этап - Основной (практический)

Мероприятия с детьми. Работа с родителями.

 

Познание (формирование целостной картины мира)

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
  • Птицы в городе
  • Птицы зимой
  • Г де обедал воробей?

Наблюдения в природе

  • Наблюдения осенью за воробьями, воронами, голубями
  • Рассматривание снегиря
  • Наблюдение зимой за воробьями, воронами, голубями, синичками, снегирями
  • Наблюдения весной за воробьями, воронами, голубями, скворцами
  • Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
  • Наблюдение за птичьими следами

Беседы:

  • Каких птиц мы знаем
  • Какие птицы прилетают на кормушку
  • Синичка - гостья нашего двора
  • Почему птиц стало меньше?
  • Птицы весной

 

Рекомендации «Знакомим детей с птицами»

 

Консультация «Формируем у ребенка бережное отношение к птицам»

 

Консультация «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось встречать весну»

Познание (формирование элементарных математических представлений)

Непосредственно образовательная деятельность

  • Маленькие и большие зёрна
  • Птички (одна - много)

Познание (развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности)

Экспериментирование

  • Исследование птичьего пера
  • Рассматривание птичьих следов

Конструирование

  • Домики для птичек
  • Кормушки для птичек

Коммуникация

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание картины «Таня и голуби»
  • Рассказывание детей на тему «Как мы птичек кормили»
  • Рассматривание игрушечных птиц

Консультация «Рассказываем о птицах»

Социализация

Игры – драматизации

  • «Воробушки и кот»

Дидактические игры:

  • «Какие бывают птицы?»
  • «Что делают птички?»
  • «Кто прилетел к кормушке?»
  • «Угадай, кто спрятался?»
  • «Угадай, что изменилось?»
  • «Найди пару»
  • «Голоса птиц»
  • «Дорисуй птицу»
  • «Это что за птица»,
  • «Чья птица дальше улетит?»

Пальчиковые игры:

  • «Птички»
  • «Где обедал воробей?»
  • «Сорока белобока»

Рекомендации

«Играя – изучаем мир птиц»

 

Фотоконкурс «На кормушке»

Чтение художественной литературы

Книжные выставки

  • Пернатые друзья
  • Птицы в лесу

Чтение:

  • В.Даль «Ворона»
  • И.Токмакова «Десять птичек - стая»
  • Стихотворение «Две птички»
  • И.Токмакова «Сизари»
  • М.Клюкова «Зима прошла»
  • З. Александрова «Птичья столовая»
  • Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Л.Толстой «Спала кошка на крыше»

М.Горький «Воробьишко»

С.Маршак «Где обедал воробей»

М.Зощенко «Умная птичка»

Е.Чарушин «Воробей»

Разучивание:

Русская народная песенка «Чики-чики»

Немецкая песенка «Снегирёк» (пер. Викторова)

Песенка «Гуси-гуси»

Потешка «Голуби…»

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

 

Художественное творчество

Рисование

Зернышки для птичек

Веточки для птичек

Птички

Украсим дымковскую уточку

Птицы на кормушке (коллективное)

Лепка

Покормим птичек

Ягоды для снегиря

Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!

Аппликация

Золотой гребешок

Как розовые яблоки на ветках снегири

Скворечник

Совместно с ребенком сделать коллаж: «Птичий двор»

 

Выставка детских работ

 

Конкурс семейного рисунка «Птичье кафе»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика

Птички

Непосредственно образовательная деятельность

Весёлые воробушки

Подвижные игры

Воробушки и кот

Птички и автомобиль

Птички и птенчики

Птички в гнездышках

Собака и воробьи

Птички раз, птички два!

Воронята

Стайка

Памятка с содержанием подвижных игр

Музыка

Слушание:

Песня «Птичка» (муз. М.Раухверга, сл. А.Барто)

Песня «Прилетела птичка» (муз. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)

Аудиозапись голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И.Чайковского «Времена года»

Пение:

Песня «Птичка» (муз. М.Раухверга, сл. А.Барто)

Приобрести диски с записями голосов птиц

Труд

Подкормка птиц во время прогулки

Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории участка группы

  • Вывешивание скворечников для птиц

Памятка «Как подкармливать птиц»

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек, скворечников

 

3 этап - заключительный

  • Проведение открытого занятия  "Зимующие птицы"для родителей

 

  • Список литературы:
    1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

    2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

    3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.

    4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

    5. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.

    6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.

    7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.

    8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Заботимся о птицах"26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление с опытом работы по теме: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников". Проект "Заботимся о птицах"

Патриотическое воспитание по своей сути включает в себя следующие составляющие:

1.Любовь к близким, родителям, друзьям, родному дому.

2. Любовь к природе родного края ,животному и растительному миру.

3.Интерес к истории, достопримечательностям родного края.

4.Уважение к русским традициям, фольклору, русскому народному творчеству. 5.Уважение к нашей Российской Армии и знания о ВОВ.

6.Приобщение к трудовой деятельности на благо Отечества, бережное отношение к его богатствам.

7.Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

В течении года я старалась, чтобы воспитание патриотизма прошло ненавязчиво, доступно, через все сферы деятельности детей моей группы.

Одно из проявлений патриотизма- любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. В любое время года проводим с детьми наблюдения за живой и неживой природой на территории детского сада. Как только появляются первые проталины, дети находят жуков на участке детского сада, несут их мне ,показывают. говорят что они проснулись. Обращаем внимание на все изменения ,происходящие в природе в разные времена года (осенью- листопад, хмурое небо, ветер ,,дождь ; зимой- снегопад, мороз, метель,; весной - оттепель, таяние снега, пробуждение природы).    У детей очень цепкий взгляд ,они все видят и замечают, и  делятся своими впечатлениями и находками с воспитателем . Все полученные впечатления закреплялись на занятиях по изо -деятельности: в рисовании., лепке, аппликации .Особенно большие возможности предоставляются для наблюдений в летнее время. Объекты самые разнообразные -  солнце, небо, деревья, насекомые, цветы ,птицы и т. д .          Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми: совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на его результатах.                    

В патриотическом воспитании дошкольников существенную роль сыграло использование проектного метода. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способствует реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Проект "Заботимся о птицах"

Цели проекта:

  1. Адаптировать на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
  2. Формировать у младших дошкольников экологически грамотное, безопасное для природы поведение.

Задачи:

1.Формировать первоначальные элементарные представления экологического характера о жизни птиц, их взаимосвязях в природе, способах взаимодействия с растениями и животными, роли человека в жизни птиц.

2.Формировать умения у детей пользоваться предметными моделями экологического содержания.

3.Воспитывать заинтересованное, бережное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

4.Развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческие способности.

5.Привлечение детей и родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой».

Практическая значимость проекта в том, что он поможет

  • создать условия для общения ребенка с миром природы;
  • систематизировать, расширить представления детей о жизни зимующих птиц в городе, умении их приспосабливаться к среде обитания, особенностях их поведения и питания
  • воспитать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что можно спасти птиц зимой от гибели;

Сроки реализации проекта: сентябрь–май

Участники проекта: дети средней группы , родители, воспитатели

Тип проекта: познавательный, средней продолжительности

Основные формы реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в природе, игры, организация детских исследований, направленных на получение знаний о птицах, их повадках, помощи им зимой, мини - выставки, развлечения, труд в природе, создание коллекции «Мир птиц», природоохранные акции, папки-передвижки и консультации для родителей.

Методы работы по проекту:

В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков используются:

  • методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.),
  • методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность,
  • методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольники самостоятельно изыскивают способы решения познавательных, игровых и других задач.

В педагогическом процессе используются как традиционные

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
  • словесные (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
  • практические (экологические игры, подвижные игры природоведческого содержания, труд в природе, элементарные опыты


Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сформированная у детей и взрослых определенная система природоведческих знаний.
  • Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей и родителей в различных экологических мероприятиях.
  • Осознание детьми своих умений созидательного взаимодействия с природой.
  • Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – Подготовительно-проектировочный

Анкетирование родителей по проблеме

  • Определение уровня знаний детей о птицах
  • Создание в группе необходимых условий для реализации проекта
  • составление картотеки настольных, подвижных, сюжетных игр экологического содержания
  • подбор демонстрационного и дидактического материалов, электронных образовательных ресурсов для познавательных занятий, художественной литературы для чтения
  • оформление альбома «Наши птицы»
  • подготовка материалов для изобразительной деятельности, экспериментирования
  • обогащение предметно-развивающей среды за счёт пополнения предметными моделями экологического содержания

2-й этап - Основной (практический)

Мероприятия с детьми. Работа с родителями.

Познание (формирование целостной картины мира)

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
  • Птицы в городе
  • Птицы зимой
  • Г де обедал воробей?

Наблюдения в природе

  • Наблюдения осенью за воробьями, воронами, голубями
  • Рассматривание снегиря
  • Наблюдение зимой за воробьями, воронами, голубями, синичками, снегирями
  • Наблюдения весной за воробьями, воронами, голубями, скворцами
  • Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
  • Наблюдение за птичьими следами

Беседы:

  • Каких птиц мы знаем
  • Какие птицы прилетают на кормушку
  • Синичка - гостья нашего двора
  • Почему птиц стало меньше?
  • Птицы весной

Рекомендации «Знакомим детей с птицами»

Консультация «Формируем у ребенка бережное отношение к птицам»

Консультация «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось встречать весну»

Познание (формирование элементарных математических представлений)

Непосредственно образовательная деятельность

  • Маленькие и большие зёрна
  • Птички (одна - много)

Познание (развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности)

Экспериментирование

  • Исследование птичьего пера
  • Рассматривание птичьих следов

Конструирование

  • Домики для птичек
  • Кормушки для птичек

Коммуникация

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание картины «Таня и голуби»
  • Рассказывание детей на тему «Как мы птичек кормили»
  • Рассматривание игрушечных птиц

Консультация «Рассказываем о птицах»

Социализация

Игры – драматизации

  • «Воробушки и кот»

Дидактические игры:

  • «Какие бывают птицы?»
  • «Что делают птички?»
  • «Кто прилетел к кормушке?»
  • «Угадай, кто спрятался?»
  • «Угадай, что изменилось?»
  • «Найди пару»
  • «Голоса птиц»
  • «Дорисуй птицу»
  • «Это что за птица»,
  • «Чья птица дальше улетит?»

Пальчиковые игры:

  • «Птички»
  • «Где обедал воробей?»
  • «Сорока белобока»

Рекомендации

«Играя – изучаем мир птиц»

Фотоконкурс «На кормушке»

Чтение художественной литературы

Книжные выставки

  • Пернатые друзья
  • Птицы в лесу

Чтение:

  • В.Даль «Ворона»
  • И.Токмакова «Десять птичек - стая»
  • Стихотворение «Две птички»
  • И.Токмакова «Сизари»
  • М.Клюкова «Зима прошла»
  • З. Александрова «Птичья столовая»
  • Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Л.Толстой «Спала кошка на крыше»

М.Горький «Воробьишко»

С.Маршак «Где обедал воробей»

М.Зощенко «Умная птичка»

Е.Чарушин «Воробей»

Разучивание:

Русская народная песенка «Чики-чики»

Немецкая песенка «Снегирёк» (пер. Викторова)

Песенка «Гуси-гуси»

Потешка «Голуби…»

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

Художественное творчество

Рисование

Зернышки для птичек

Веточки для птичек

Птички

Украсим дымковскую уточку

Птицы на кормушке (коллективное)

Лепка

Покормим птичек

Ягоды для снегиря

Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!

Аппликация

Золотой гребешок

Как розовые яблоки на ветках снегири

Скворечник

Совместно с ребенком сделать коллаж: «Птичий двор»

Выставка детских работ

Конкурс семейного рисунка «Птичье кафе»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика

Птички

Непосредственно образовательная деятельность

Весёлые воробушки

Подвижные игры

Воробушки и кот

Птички и автомобиль

Птички и птенчики

Птички в гнездышках

Собака и воробьи

Птички раз, птички два!

Воронята

Стайка

Памятка с содержанием подвижных игр

Музыка

Слушание:

Песня «Птичка» (муз. М.Раухверга, сл. А.Барто)

Песня «Прилетела птичка» (муз. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)

Аудиозапись голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И.Чайковского «Времена года»

Пение:

Песня «Птичка» (муз. М.Раухверга, сл. А.Барто)

Приобрести диски с записями голосов птиц

Труд

Подкормка птиц во время прогулки

Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории участка группы

  • Вывешивание скворечников для птиц

Памятка «Как подкармливать птиц»

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек, скворечников

3 этап - заключительный

  • Проведение открытого занятия  "Зимующие птицы"для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...