Развитие музыкальных способностей во время пения
статья на тему

Капранова Наталья Николаевна

Статья о развитии голосовых данных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_vo_vremya_peniya.doc446.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей во время пения

     Учебный процесс во время обучения пению должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с преподавателем, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию.

        Нередко педагоги не придают значения постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса.

        На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 7-летних детей оказываются нерациональными для обучения  15-летних детей.

Сольному пению могут  обучаться  дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма, намечающейся художественной выразительности.

Занятия начинаются с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными учеников.

    Голосовые данные определяются по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, диапазону. Для выявления голосовых данных лучше всего предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь ребёнку гармонической поддержкой на инструменте и подбором удобной тональности.

Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса. Голосовые данные проявляются ярче тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный кантеленный характер. Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках ученика.

После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках.

Чувство ритма у учащихся проверяется на простых ритмических заданиях: повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши.

При прослушивании учащиеся, нередко из-за волнения, недостаточно проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются способности ученика – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость и дисциплина.

Приступая к первым индивидуальным занятиям с маленькими детьми, необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает оформляться, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых занятиях обнаруживается какой-нибудь недостаток ученика – дефективные согласные, нечёткие гласные, крикливость, открытость звучания, тенденция к заиканию, слабая музыкальная память, робость или излишняя подвижность – недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.

Следует акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, чрезмерно твёрдая атака, спадение грудной клетки при пении, сильно зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.

    На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов: 

  1. не кричать при пении
  2. хорошо произносить слова
  3. чисто и чётко петь каждый звук
  4. научиться правильно слышать мелодию
  5. научиться правильно дышать
  6. стараться петь выразительно

        С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз, она должна находиться в спокойном и естественном положении.

  В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны быть слишком сложными, они должны выражать характер и настроение исполняемого произведения.

Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками можно использовать некоторые дыхательные упражнения. Они помогают активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних рёбер.

На первых занятиях мелодию распевки лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя.

 Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки кантеленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.

Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.

Очень полезны упражнения, в которых есть сочетание кантеленного и отрывистого пения.

1.

2.

Наиболее легко запоминающейся учеником распевкой является гамма или её элемент :

Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. Вначале это могут быть узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.

В распевании полезны различные попевки с закрытым ртом на согласную «м». Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен ощущать состояние небольшого зевка. Это поможет в дальнейшем быстрому формированию правильной вокальной позиции в пении.

 Детям зачастую не интересны распевки, не имеющие конкретного смыслового содержания, исполняющиеся на отдельные гласные и слоги, поэтому в работе с детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен – «лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му-у, му-у, корова мычит» и т.д.

Помимо распевок часто, особенно с детьми младшего возраста, в работе используются скороговорки на различные согласные :

1.От топота копыт пыль по полю летит.

2.На дворе –трава, на траве – дрова.

3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

6.Бобр добр для бобрят.

Скороговорки не только помогают активизировать вялый артикуляционный аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания

Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с жизнью и практикой.

В процессе обучения пению дети не только получают знания о правильном голосообразовании и звукоизвлечении, формируют и совершенствуют вокально-технические и художественные навыки, но и развивают голос, исполнительские задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, воображение, речь и др.

Каждый ученик заключает в себе определённый психологический склад, своеобразный и неповторимый характер, формирующийся средствами домашнего воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.

При обучении пению чаще всего используются традиционные методы : объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие учениками информации.

Прежде всего ребёнок должен сформировать представление о правильно воспроизводимом звуке. Для объяснения качества, тембра звука применяются различные определения – глухой, звонкий, яркий, светлый, тёмный, вкусный – доставляющий удовольствие звук ; мягкое, жёсткое, зажатое, вялое, высокое, н низкое звучание и т. д.

При описании качеств требуемого звучания нужно ориентироваться на имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок понимает о чём ему говорят, особенно в младшем школьном возрасте, где большей частью присутствует образность мышления.

Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления.

Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При  исполнении песни педагогом ученику, показ должен содержать как красивое и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и исполнять на сцене.

Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?

  Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая кругозор маленьких детей. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей.

Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным ребёнка, но и психике и основным чертам его характера. Нередко,  вялым, заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных.

Песня не должна разучиваться механически. После того, как ученик впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна разрываться. Более подвижные дети быстрее реагируют на «видение» и «представление», скорее «раскрываются» для передачи воспринятого. Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных учеников с большой стеснительностью. Природная стеснительность ученика, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях у этих учеников нередко прорывается «всё» отложившееся в их «внутренней эмоциональной сфере». Иногда у мало подающего надежды ученика скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно.

Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя.

Нужно говорить с ребёнком о сценическом образе – нередко свежее, непосредственное видение ребёнком песни подскажет новые идеи и решения. Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности – когда дети исполняют понравившиеся, сочинённые педагогом песни, в них появляется желание быть похожими на своего талантливого учителя.