Урок русского языка на тему "Подготовка к ОГЭ"
план-конспект урока на тему

Мамурина Татьяна Владимировна

9кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как  ЛАТ  может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок) и пунктограммы

- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а также основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2. Слово учителя о В.М.Пескове.

-  Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

3. Представление текста «Бескорыстие».

- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

– Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

  1. - Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).

(Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

  – Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

- Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более,  чем о себе.

- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

- Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

 Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

3). - Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?

- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4). - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

5). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

2).

- Среди предложений  15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени)                                                           (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3).

- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4). Запись текста и работа с ним.

-  Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы .

- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный – молодой, наивный, незрелый).

           - Назовите  сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили?  Почему? (52) ( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).

- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).

- Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного (определительное).

- Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).

- Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

5).  - Укажите ошибочное суждение:

а) В слове ЖИТЬ  первый звук твёрдый;

б) В слове ДВАДЦАТЬ  мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

в) В слове ПРОСИДЕЛ  гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

6). – Поработаем по вариантам:

1-в.  – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

1-в. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).

6). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

- А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).

  1. Гипербола
  2. Парцелляция
  3. Фразеологизм
  4. Диалог
  5. Цитирование
  6. Ряды однородных членов

5. Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

6. Домашнее задание: упр. 240.

  • Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

БЕСКОРЫСТИЕ.

Какое это счастье поделиться 
Сокровищами собственной души, 
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, 
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки, 
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки, 
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете, 
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить, 
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье, 
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.

- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед  близкими  и родными.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...